В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Дорога к зрителю

Мне, как одному из композиторов, увлеченно ра­ботающих в области эстрадного жанра, хочется высказать некоторые свои суждения о нынешнем состоянии эстрадной музыки и дальнейших за­дачах   ее   развития.

Общеизвестно, что советская эстрадная музыка полу­чает самое широкое распространение в культурной жиз­ни нашей страны. Она звучит со сцен профессиональных и народных театров, живет в городе и селе, проникает далеко за пределы нашей Родины. Как велика должна быть ответственность всех, работающих в этом жанре, ведь аудитория эстрады — весь земной шар! Многотысячные массы любителей эстрадной музыки яв­ляются не только слушателями, но и исполнителями совет­ской песни и легкой инструментальной музыки. Вот почему советская   эстрадная   музыка,    сопровождающая   быт   нашего современника, должна быть прекрасной, содержа­тельной, достойной духовных богатств советского человека. Народность, одухотворенность, оптимизм мироощущения, глубокая идейность, демократизм, сердечность, высокое мастерство исполнения должны лечь в основу эстрадной музыки, этой самой массовой, самой популярной разновид­ности   музыкального   творчества,

Мы — советские композиторы несем большую ответ­ственность за дальнейшую судьбу эстрадного музыкально­го искусства. Ведь ни блестящие достоинства оркестра, ни талант певца не восполнят идейно-художественных недо­статков неудачной песни или маловыразительной оркестро­вой пьесы. Мастерство советских композиторов должно быть согрето огнем страстной идейной убежденности, на­правлено к ясной благородной цели — воспитанию гармо­нически  развитого человека  коммунистического  общества. Сейчас в годы великих свершений народ нуждается в боевом революционном искусстве, в искусстве большой правды и красоты, а не в салонных, интимных пошлень­ких произведениях, рассчитанных на обывательский вкус. В современных песнях должна звучать гражданственность, пафос созидания, искренность, бодрость, мужество, благо­родство; в них не должно быть сентиментальной расплыв­чатости, надрыва, чувства безысходности и индивидуализма.

Такие патриотические песни, как «Родина» С. Туликова, «Комсомольцы двадцатого года» О. Фельцмана, «Пусть всегда будет солнце» А. Островского, «Хотят ли русские войны?» Э. Колмановского, могут служить образцами песен сегодняшних дней. Есть хорошие песни и лирического плана: «Течет Волга» М. Фрадкина, «Девчонки танцуют на па­лубе» А. Пахмутовой, «Хороши вечера на Оби» Фаттаха. И все-таки хороших песен мало, Высоким и требова­тельным стал вкус советского человека, так как «...Совет­ское общество стало самым образованным обществом на земле...» (из доклада Л. Ф. Ильичева на июньском Плену­ме ЦК КПСС). Об этом всегда надо помнить, и нам, композиторам,   в   первую  очередь. Хорошие, искренние песни рождаются тогда, когда ком­позитор и поэт проникают в самую гущу народной жизни, глубоко изучают эту жизнь. Поэтому они не могут не го­ворить о ней. Когда звуки и слова, сливаясь в яркую сол­нечную музыку, живописуют большую человеческую прав­ду, тогда песни живут долго; их не забывают, о них гово­рят как о добрых друзьях.

Песня «Девчонки танцуют на палубе» родилась на па­лубе, где действительно танцевали задорные девчонки. Как будто бы простая история: широкая река Ангара, музыка и девчонки, не могущие не танцевать, потому что им весело, хорошо, потому что пароход плывет «навстре­чу утренней  заре». Но в  этой  простой  истории  заложена правда жизни, которую увидели А. Пахмутова и поэты Гребенников и Добронравов. Девчонки могут, должны ве­селиться, потому что будущее их чисто и радостно. На мою долю выпала большая честь быть участником встречи руководителей Коммунистической партии и пра­вительства с творческой интеллигенцией страны. Никогда не забуду добрые, дружеские слова Никиты Сергеевича Хрущева, который назвал деятелей советской культуры кузнецами по перековке психологии людей; «Вы владеете сильным оружием, — сказал он, — и это ваше оружие всег­да должно действовать в интересах народа». В словах Никиты Сергеевича звучала вера нашей партии в творче­ские силы деятелей советской культуры. И оправдать это доверие Партии и Правительства — высокая честь для всех   советских   композиторов.

Жизнь и популярность художественного произведения во многом зависят от его исполнения. Сумеет артист пере­дать замысел автора, обогатив произведение своим ма­стерством — оно найдет отклик в сердцах людей; отнесет­ся к нему небрежно, нечутко — оно не найдет дороги к слушателю. Поэтому преемственность музыкального произ­ведения от композитора к исполнителю — весьма важный компонент в создании стойкого высокохудожественного репертуара. Я представляю себе артиста советской эстрады граж­данином, трибуном, музыкальным воспитателем масс; он призван утверждать высокие идеалы нашей жизни, нашего радостного труда. Большое счастье для советского арти­ста быть певцом прекрасного коммунистического завтра. Признавая бесспорные достижения в области эстрадной музыки, хочется предостеречь некоторых молодых испол­нителей от тлетворного влияния «западничества». В послед­нее время на нашей эстраде происходят процессы, кото­рые не могут не волновать. Как известно, нашу страну посещают многочисленные представители буржуазной эстрады. Несомненно, немало интересного можно было увидеть в их выступлениях. Однако многое из того, что выносили они на советскую эстраду, развращало музыкальный вкус наших зрителей, проникало в малоустойчивую среду некоторых артистов.

Одна мать жаловалась мне, что ее маленькая дочь, которая любит петь советские песни, стала как-то непо­нятно, с подвыванием оканчивать слова. На вопрос мате­ри: «Почему ты так странно стала петь?» дочь ответила: «Мама,  ведь  артистка по телевидению тоже так пела». Маленькая девочка подражает певице, «усваивает» ее манеру исполнения. Маленькой девочке это простительно: она ребенок и внешний эффект для нее пока единствен­ный ключ к пониманию той или иной песни. Но может ли себе позволить это зрелый, популярный актер, несущий большую ответственность перед зрителем? С грустью убеждаешься, что может.  Мода! Ох, какое это тяжелое слово. Мне всегда каза­лось, что всякая мода должна украшать, а не обезобра­живать жизнь людей. Разве красиво, когда человек с туч­ной фигурой насильно натягивает на себя узкие брючки лишь потому, что они считаются модными? Помнится, в мои юные годы короткие и узкие юбоч­ки мы называли «актитрамвайными!» И это не преувели­чение: многие модницы предпочитали далекие путеше­ствия пешком более удобному способу передвижения. Не сковывает ли некоторых актеров узкая, куцая, мелкая, а нередко просто смешная, но... модная (!) манера исполне­ния эстрадных песен? Не лучше ли заменить ее другой: искренней, сердечно-простой, национально-самобытной?

Чрезвычайно обедняет творческое лицо певцов широ­ко распространившаяся сейчас на эстраде модная манера так называемого «микрофонного» пения. Подобный стиль и продиктованный им репертуар противоречат традициям бодрой, жизнеутверждающей советской песни, сковывают творчество актера. Вот и исчезают с эстрады певицы и певцы с индивидуальной манерой исполнения, несущие свою трактовку, свое «я» в искусстве. Слушая иных эстрад­ных певиц по радио и случайно не расслышав их фамилий, порой мучительно гадаешь: а кто это? Один и тот же ре­пертуар, одни и те же интонации, единая (часто неверная) трактовка, словом, скучно, однообразно и серо. Молодые любители музыки часто спрашивают меня — как я отношусь к эстрадным оркестрам? Я неизменно отве­чаю: если эстрадный оркестр отлично играет хорошую музыку, я всегда его с удовольствием слушаю, но если несколько молодых людей, плохо владеющих инструмен­том, неумелой импровизацией подменяют подлинное про­фессиональное мастерство, мне хочется дать только один совет — учиться музыке, упорно и последовательно.

Мне хочется посоветовать этим молодым музыкантам относиться к требовательному, умному и чуткому совет­скому зрителю с большим уважением и помнить, что со­ветский зритель, как ни один другой зритель мира, разби­рается в достоинствах художественного произведения. Эпоха развернутого строительства коммунизма откры­вает перед нашими деятелями искусства поистине безгра­ничные   перспективы. Воплощение в художественных образах вдохновенного труда советского человека, человека — созидателя, борца за коммунизм, раскрытие в произведениях искусства передовых идей современности — вот животрепещущие творческие задачи наших дней, поставленные июньским Пленумом ЦК КПСС перед деятелями литературы и искус­ства   Советской   страны.


Вано МУРАДЕЛИ, народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий

Обложка. Журнал Советский цирк. Июнь 1964 г.   Обложка. Журнал Советский цирк. Июнь 1964 г.
Обложка. Журнал Советский цирк. Июнь 1964 г.   Обложка. Журнал Советский цирк. Июнь 1964 г.

Обложки. Журнал Советский цирк. Июнь 1964 г.

оставить комментарий
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

постельное белье фланель купить;мастика битумная кровельная цена тут;Промышленные и бытовые стабилизаторы напряжения www.norma-stab.ru/stabilizire_vibor.html