Дорогой наш современник
Давно пришла пора говорить о советской эстраде без ложной скромности как о самой идейной, самой передовой в мире.
Наша эстрада стала такой не только благодаря замечательным артистам и коллективам, по праву завоевавшим международное признание. В других странах тоже есть великолепные артисты и коллективы — теперь, в пору развития зарубежных гастролей, это с каждым годом все виднее. Нет, советское эстрадное искусство обязано своими достижениями не только творчеству артистов, но и находкам драматургов. В репертуаре А. Райкина, например, немало произведений, которые по своей художественной силе и по масштабу проблематики бесспорно можно назвать значительными, хотя они длятся не больше чем по пять-шесть минут. Они — результат развития давних приемов комического на эстраде.
Интересно отметить и другое. Пока наша «большая» драматургия, опираясь на могучие выразительные средства театра, создавала положительные образы героев-современников, такую же задачу осмелилась поставить перед собой и «малая», эстрадная литература, вся драматургическая техника которой направлена на то, чтобы вызывать смех, разоблачать, а не возвеличивать. Сумев по-новому использовать свои традиционные приемы, она справилась с этой задачей. Конечно, другой объем, другие выразительные средства, иная установка зрителей — все это не позволяет ставить положительные образы эстрады наравне с театральными. Тем не менее преуменьшать достижения эстрадной драматургии в этой области нельзя.
Показывая, до какой моральной высоты поднимается наш современник, драматурги эстрады не ставят его в какие-то исключительные условия. Перед нами чаще всего обыкновенный, рядовой человек со свойственными ему чертами и черточками, иногда на первый взгляд будто даже несколько отрицательными; и мы добродушно посмеиваемся над ним — до тех пор, пока вдруг не охватит нас чувство симпатии и уважения к этому очень обыкновенному и потому такому близкому человеку. Подобное восприятие образа — результат мастерского применения разнообразных и тонких драматургических приемов. В одних случаях создается обобщенный, собирательный образ героя. Например, в нескольких микроновеллах фельетона М. Грина «Человек с чемоданчиком», смешных и вместе с тем трогательных, как бы проходит вся история советской эстрады, проходят артисты различных эпох.
Здесь и гражданская война: «В виду предстоящих тяжелых боев выделить уходящему в рейд полку 12 пулеметов, 16 ящиков мыла, 120 пар сапог и двух артистов для поддержания боевого духа красноармейцев...» Артисты на стройках первых пятилеток. Потом снова фронтовые концерты: «Товарищ артист, вы б переждали малость, вон как бомбит...» — «Нельзя, голубчик, у меня еще концерт для зенитчиков»... И вернулся с фронта человек с чемоданчиком. Братск... Целина... Северный полюс... Зарубежные гастроли... Всюду артист советской эстрады самозабвенно отдавал свое творчество родному народу, верно и преданно служа его светлым идеалам.
И образы героев всех семи новелл, из которых состоит фельетон, аккумулируются в этом человеке с чемоданчиком, стоящем перед зрителями. И ему, этому собирательному образу, олицетворенному самим исполнителем, невозможно не аплодировать: фельетон построен верно и точно. Излюбленный прием драматурга — развертывать драматическую по своей сути ситуацию в таких неожиданно парадоксальных обстоятельствах, что она одновременно и трогает и смешит. В другом его фельетоне, «Не могу молчать!», центральный положительный образ предельно конкретен.
Героиня, молодая водительница такси, вторгается в эстрадный концерт как бы со стороны, из самой жизни. Она разыскивает своего пассажира. «У меня машина стоит! На счетчике уже 3.80!» И ее монолог возникает естественно, как бы импровизационно. Из взволнованного, сбивчивого рассказа возникает образ нашей современницы, девушки, которая не может мириться с несправедливостью и со всей силой своего темперамента вмешивается, порой невпопад, в чужие судьбы. Так мы становимся свидетелями открытия нового, верно подмеченного в жизни характера.
МАРИЯ МИРОНОВА в эстрадном спектакле «Кляксы»
Яркость, живость положительных персонажей на эстраде достигается в результате того, что образ не дан готовым, он в подтексте, зритель сам постепенно создает его по отдельным намекам и якобы случайным обмолвкам. Характерным примером такого построения положительного образа может служить произведение, доказавшее свою жизненность многолетним успехом на эстраде: монолог домашней хозяйки в программе «Кляксы», написанной В. Дыховичным и М. Слободским для М. Мироновой, А. Менакера и А. Белова. Мы сознательно не будем здесь касаться высокого актерского мастерства исполнительницы монолога — нас интересует в данном случае мастерство драматургов. Сквозь поверхностный слой злободневных шуток явственно проступает обаятельный художественный образ скромной, простой советской женщины, от чьего имени произносится монолог, — женщины, вся жизнь которой представляет собой незаметный будничный подвиг большого общественного значения. Монолог начинается «классическим» эстрадным приемом: «зрительница» выходит на сцену из зала и все дальнейшее подано как ее импровизация. Ее пытаются удержать:
— Вы от какой организации?
— Что?
— От кого будете говорить?
— Я буду говорить от души. Ясно?..
Весь облик «зрительницы» и эти ее первые слова сразу настраивают на ожидание смелой прямодушной критики, сатиры. И женщина как будто оправдывает эти ожидания. Она тут же «проходится» насчет дороговизны билетов и возмущается тем, что «одного из самых больных явлений не показали. И не покажут. Какого явления? Меня!» Внимание зрителя искусно направляется на экспозицию образа, на то, чтобы распознать, кто же такой перед ним? А женщина нарочно ставит загадки: «Мы все время говорим — на душу населения... А я кто? Я и есть эта самая душа населения... Я к нашей пятилетке двойное отношение имею. Почему? Во-первых, вы без меня пятилетку не выполните; во-вторых... пятилетка — это мое единственное спасение. Ясно?..»
Но зрителю пока ничего не ясно, и от этого он с повышенным вниманием присматривается к внутреннему облику женщины. Авторы подсовывают мнимую разгадку — можно предположить, что на эстраду вышла домработница. Но это предположение приходится отбросить. «Я — домашняя хозяйка, или, по-научному, я — первобытная женщина». Такое определение сразу вызывает целый комплекс ассоциаций: первобытная, пещерная женщина, проводящая жизнь у дымного очага, — темная, ничем не интересующаяся, кроме своей стряпни... Но все это оказывается в вопиющем контрасте с тем представлением, которое зрители, только что внимательно изучавшие эту женщину, уже успели сами составить о ней: она явно передовой советский человек, не чуждый современному политическому мышлению, человек, живущий полноценной общественной жизнью. И когда женщина вслед за этим добавляет: «Почему первобытная? Потому что для меня первое — быт», — зритель встречает такую неожиданную расшифровку дружным смехом от удовольствия, что он правильно угадал сущность образа.
Теперь, когда образ выступающей с эстрады женщины совершенно ясен и она рассказывает о своей семье, своеобразный конфликт ее с окружающими встает во весь рост в сознании зрителя, по личному опыту знающего природу этого конфликта. Противоречивое положение домашней хозяйки воссоздается здесь, сейчас, во время исполнения монолога, с повышенной остротой. Эта противоречивость поминутно вызывает парадоксальные противопоставления в тексте, и зрители, выступающие в данный момент не как равнодушные созерцатели эстрадного зрелища, а как кровно заинтересованные члены семей, непрерывным смехом и аплодисментами выражают свое отношение к поднятой проблеме. Так сатирическими приемами создается положительный образ.
Все, о чем говорит женщина, настолько естественно и правдиво, что воспринимается как должное. И вместе с тем в ее образе обнаруживаются такие возвышенные черты, которые в будничной жизненной обстановке нередко остаются незамеченными. И зритель не верит заявлению женщины: «Я — последний человек». И удовлетворенно смеется, когда она объясняет: «Меня так в магазинах квалифицируют: — Кто последний? — Я. — Я за вами. Это, стало быть, другая домашняя хозяйка. Теперь она последний человек».
Нарисованная таким образом картина быта естественно подготавливает третью часть монолога, где образ женщины поворачивается к зрителю новой стороной — лирической. Ее светлая мечта о коммунизме рождается из самой глубины души нашей беспокойной героини. И от этого ее вера в коммунизм приобретает огромную убедительность. А когда после коммунистической «программы-максимум» женщина в заключение высказывает скромную «программу-минимум»: «Ну, хоть спасибо изредка говорите, как дети матерям говорят, когда из-за стола встают», — зритель воспринимает это как живой укор, он глубоко растроган. Это и есть то, что Аристотель называл «катарсис» — душевное просветление, очищение.
В коротком эстрадном произведении происходит не развитие, а раскрытие образа. Он создается не путем «лобового» самовысказывания, а как бы «вторым планом» — мы судим о героине по ее отношению к окружающему миру. Нет прямого соответствия между буквальным смыслом текста и его подлинным, гораздо более глубоким содержанием. Обрисованный скупыми чертами характер раскрывается путем сопоставления злободневных бытовых деталей, выраженных шутками. Выбранная авторами тема хорошо знакома зрителю, и вместе с тем монолог показывает новые стороны изображаемого явления, примелькавшегося в быту. «Мерцающая» репризность текста, мнимая импровизационность — таковы приемы, примененные драматургами.
Следовало бы рассказать еще о монологе М. Ножкина «Как варят сталь», с его впечатляющим образом советского рабочего, и о фельетоне В. Константинова и Б. Рацера «Любовь и протокол», где центральный положительный образ — сам фельетонист, об эстрадной программе А. Внукова «Артист — всегда артист», с острым использованием документальных кинокадров, и «Балладе о барабане» И. Виноградского и других произведениях.
Но рамки журнальной статьи не позволяют описать все многообразие приемов, которыми пользуются наши эстрадные драматурги. Их талантливые, остроумные находки нужно изучать, об их художественном мастерстве нужно писать книги, чтобы молодое поколение литераторов могло учиться на их опыте. Произведения эстрадного искусства нужно фиксировать и бережно хранить. Их нужно изучать и популяризировать. Мастерство драматургов, так же как и артистов советской эстрады, заслуживает этого.
М. ТРИВАС
Журнал Советский цирк. Октябрь 1967 г.
оставить комментарий