В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Досадная узость повествования

Вера Зверева и Виктор Зве­рев хорошо знают то, о чем они пишут в своей повести «Мечта моя, цирк...» * — о людях нашего цирка, о их увлека­тельной и трудной работе.

* Вера Зверева, Виктор Зве­рев, Мечта моя, цирк. Повесть. М., «Совет­ский писатель»,1964.

Авторы не только знают, но и любят этих людей и их работу и стараются пе­редать свою любовь читателю. В центре повести — судьбы старого акробата Александра Медведева и его юной ученицы Нурии Гильметдиновой.

Драматична и радостна расска­занная в повести история Медведева. Она драматична тем, что блестящий акробат Медведев был тяжело ра­нен на фронте и уже не смог высту­пать на арене. Но она действительно и радостна, ибо опытный мастер су­мел найти себя в педагогической ра­боте, в воспитании талантливой сме­ны. В образе Медведева мы видим человека сильного духом, смелого, честного, беззаветно любящего цирк. В его столкновении с грубым и невежественным дельцом дядей Вадей, в спорах с ним мы находим немало интересных, острых и ак­туальных мыслей о путях развития нашего цирка, о методах воспитания молодежи. Для Медведева его труд­ная работа — прежде всего творче­ство, требующее полной отдачи всех сил и способностей. Он чувствует не только эстетическую, но и этическую сторону работы циркового артиста. Не случайно он восклицает однаж­ды:   «Цирк — искусство  гордых!»

Еще более живой и достоверный образ Нурии. Ее детство совпало с трудными годами войны. Девочка из многодетной татарской семьи ис­пытала на себе всю суровость тех лет. Казалось бы, благодаря своей жизнерадостности, норовистому ха­рактеру Нурия легче других пере­несла годы войны. Так оно на первый взгляд и кажется. Но потом мы узнаем, что ее уличают в воров­стве, и понимаем, что это не толь­ко озорство или легкомыслие, — это тяжелая печать, которую накла­дывают на неокрепшую душу под­ростка голодные годы войны. Встре­тившись с Нурией и заметив в ней редкостные природные данные для акробатики, Медведев начинает упорно и  целеустремленно не только тренировать ее, но и воспитывать настоящего честного человека. Про­ходит некоторое время, и Нурия сама не верит, что когда-то она тас­кала из чужой избы буханки хлеба.

Медведеву удается передать Ну­рии свою любовь к цирку, к акроба­тике. Авторы убедительно показы­вают, как был он настойчив, каких трудов стоил успех, А успеха Мед­ведев и его ученица добились на­стоящего — Нурия стала артисткой, к ней пришла заслуженная слава. В целом повесть Зверевых, как одну из немногих книг о нашем цир­ке, можно было бы оценить поло­жительно. Но, к сожалению, общее впечатление портит очень многое. Прежде всего следует отметить узость, замкнутость повествования: авторы почти нигде не выходят за пределы профессиональных и лич­ных интересов своих героев. Всюду только    тренировки,    концерты,    выступления. Видимо, желая как-то уравновесить перенасыщенность по­вести профессиональными интереса­ми героев, авторы решили не ску­питься на их любовные переживания и потеряли здесь всякое чувство ме­ры.

Главная беда повести, разумеется, даже не в обилии любовных узлов, а в том, что они слишком легко ав­торами завязываются и развязы­ваются, чувства описываются баналь­но, безвкусно, а порой и пошловато. Например: «Расставшись с тетей Дусей, Мухтар начал ухаживать за ки­номехаником Оксаной, самой краси­вой девушкой поселка. Голубые гла­за, светлые волосы, чуть розоватая кожа нежного тела; от нее так и веяло солнцем, небом, полем, мо­локом...» (стр. 34). Словом, над та­ким текстом требовалось порабо­тать редактору А. Афиногенову, а он даже не дал  себе труда указать авторам повести хотя бы на такие места: «Комсомол... это что-то боль­шое, светлое... И ей доверили это большое, светлое» (стр. 108). «Мед­ведев решил... сдать (!) Нурию в учи­лище...» (стр. 113) и т. д. и т. п. Эти примеры, которые можно умножить, говорят о невысоком художествен­ном уровне повествования.

Мы убеждены, что люди нашего цирка, некоторые черты которых мы видим в образах Медведева и Нурии, заслуживают большего внима­ния со стороны литераторов и из­дательств. История нашего цирка и его сегодняшние дни — это множе­ство ярких биографий, интересных характеров. В умелых руках худож­ника этот ценный материал может обрести большую воспитательную силу. То, что сделано в этом направ­лении нашим искусством, лишь на­чало.
 

Гр. АЛМАШИН

Журнал Советский цирк. Декабрь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100