Досадные ошибки премьеры
Реплика режиссера
Стоя на высоком волжском берегу у памятника Чкалову в г. Горьком, вы сразу обратите внимание на современное здание, увенчанное куполом. Это — новый Горьковский цирк.
Первыми по достоинству оценили это грандиозное сооружение из железобетона и стекла артисты, которым посчастливилось (да, именно посчастливилось) участвовать в программе, открывшей сезон в новом стационаре. Работали они в этой программе увлеченно, темпераментно, с молодым задором, демонстрировали блестящую технику и высокое мастерство. Но... к сожалению, единого, стройного представления, которое было бы подстать прекрасному цирку-дворцу, не получилось. Его первая программа мало чем отличалась от десятков других сборных программ, показываемых в больших и малых цирках страны. Создается впечатление, что главный режиссер 3. Махлин сосредоточил все свое внимание на создании пролога (кстати, весьма банального и примитивного как по содержанию, так и по форме) и даже не пытался организовать, сцементировать те отличные номера, которыми он располагал. А эта программа могла бы стать эстафетой поколений (не важно, называлась бы она так или иначе). Ведь на протяжении трех часов рядом с прославленными мастерами советского цирка выступает одаренная цирковая молодежь и совсем юные дебютанты.
Воздушные гимнасты Бондаревы
...Великолепных дагестанских канатоходцев «Цовкра» под руководством народного артиста РСФСР Рабадана Абакарова, поражающих смелостью, ловкостью и мастерством, сменяет высокотехнический номер молодых эквилибристов братьев Шуляковских; необыкновенно легко и пластично они демонстрируют виртуозные трюки. Вслед за Терезой Дуровой, выступающей с большой группой дрессированных животных, на манеже появляются юные музыкальные эксцентрики Игнатовы. Они работают увлеченно, но их номеру явно не хватает четкой режиссерской разработки. А рядом с отличными номерами мастеров среднего поколения — жонглером на лошади заслуженным артистом РСФСР Н. Ольховиковым, балансерами Половневыми — свежо и непринужденно работают молодые эквилибристы на лестнице Агеевы.
..Вот тут бы и проявить инициативу главному режиссеру: пригласить местных авторов, придумать с ними оригинальную форму подачи этих разнообразных номеров, создать единое яркое представление. К сожалению, этого не случилось. А ведь за последние годы мы видели немало программ, созданных Московским и другими ведущими цирками, в которых режиссеры стремились объединить разнообразные номера, подчинить их единой мысли. На этом пути были настоящие удачи. Очевидно, именно по пути создания интересных красочных представлений, объединенных сюжетно и тематически, должны идти большие цирки, имеющие главных режиссеров.
Говоря откровенно, одному главрежу без активной помощи и художественно-репертуарного и эксплуатационного отделов Союзгосцирка трудно создавать единую, стройную программу. Думается, что работники Союзгосцирка должны не просто подбирать разнообразные номера для больших цирков, но и заранее согласовывать их с главными режиссерами, имея в виду возможность создания на их основе интересных представлений, а также рекомендовать ту или иную форму таких представлений. Тогда в каждом большом городе можно будет увидеть яркие, оригинальные спектакли, достойные дворцов-цирков.
В. БРОВКИН, режиссер Московского драматического театра им. К. Станиславского
Журнал Советский цирк. Август 1964 г.
оставить комментарий