Досталось нам бесценное наследство
Автобус остановился посреди дороги: закипела вода в радиаторе. И немудрено. Солнце палит нещадно: пятьдесят градусов в тени. Впрочем, тени как таковой нет. Поблизости ни одного деревца.
Сначала откуда-то прибежали мальчишки. Потом появились взрослые. И вот уже наш автобус плотным кольцом окружили люди. Слышим возгласы: «Рус!», «Совьет!». Тянутся для пожатия смуглые руки. Мы жмем их, улыбаемся, поглядываем сквозь темные очки на беспощадное солнце, а потом знаками просим чуть отодвинуться: сейчас начнется концерт. Прямо здесь, на раскаленной земле, которая жжет кожу даже сквозь подметки туфель.
Как они смотрели! Удивление, радость, восторг излучали глаза, наверное, впервые видевшие выступление профессиональных артистов эстрады... Много было во время нашей поездки по Гвинее таких импровизированных выступлений. Все мы — мои товарищи Т. Лопарева, Т. Татарникова, А. Василевский, В. Краснощеков и я — не забудем их, как не забудем и концерта в огромном зале Дворца наций в Конакри или выступления прямо на летном поле аэродрома в Бамако.
Я вспомнил об одной поездке. А их у нас, молодых артистов Москонцерта, много. И не только по экзотическим странам Африки, Азии и Латинской Америки. Но прежде всего по городам и селам нашей страны. Эстрада — самый мобильный, подвижный вид искусства. А молодежь — самый легкий на подъем отряд эстрады. Не удивительно поэтому, что молодежные бригады Москонцерта побывали (и не раз!) на всех ударных комсомольских стройках. Дальний Восток, Крайний Север, Забайкалье, целина — для молодых эстрадников столицы на карте СССР нет «белых пятен» (кстати сказать, я тороплюсь дописать эти строки, потому что утром улетаю на Сахалин).
Но важно не только где выступать, но прежде всего с чем и как выступать. И рабочим джутовых плантаций Гвинеи, и рыбакам Сахалина, и строителям Усть-Илима мы обязаны показывать высокие образцы жизнеутверждающего советского искусства, искусства, устремленного в светлое завтра коммунизма. Вот почему проблемы творчества — в центре внимания комсомольской организации Москонцерта. А творчество неотделимо от идейного и нравственного облика артиста.
Мысленно я представляю сейчас лица своих товарищей — молодых чтецов, танцоров, акробатов, певцов, музыкантов. Это разные люди со своими склонностями, привычками, характерами. Иные склонны поворчать и даже покапризничать. Но если надо для дела — будут репетировать до утра. Если надо — откажутся от приятных курортных гастролей и помчатся с шефской бригадой на дальнюю сибирскую стройку. Если надо — с хода разучат новую комсомольскую песню и споют ее на концерте так, что тысяча людей подхватит припев.
Советские артисты живут общей жизнью со всей страной. Нас и зрителей разделяет рампа, но жизнь у нас одна, радости и горести — общие. Промышленность перевыполнила план, выращен высокий урожай, вырос национальный доход страны — радость для всех: значит, каждый из нас будет жить лучше. Еще одно вьетнамское село сожжено американским напалмом, еще одна школа разрушена бомбой — горе тоже для всех. И эта неотделимость артиста от общественной жизни находит отражение в его творчестве. Нам мало повздыхать при вести о новом преступлении американских агрессоров на вьетнамской земле. Мало принять участие в концерте, где весь сбор — в фонд Вьетнама. Нам надо, чтобы гнев Вьетнама, горе Вьетнама, мужество Вьетнама воплотилось в наших стихах, песнях, пантомимах, танцевальных сюитах. Ведь мы — артисты советской эстрады. Нам доверено творить для тысяч и тысяч людей, и нет для нас выше чести и выше долга, чем нести людям великую правду нашей жизни, идеи ленинской партии.
В каждом из нас жив тот светловский парнишка, что «пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». Сегодня он строит плотину в далеком Асуане, лечит гвинейских детей и несет людям всех континентов пламенное искусство родины социализма. Чтобы творить такое искусство, в нашей стране созданы все условия. Кажется, к нам обращался Владимир Маяковский, когда писал: «Твори, выдумывай, пробуй». Но все мы, и прежде всего комсомольцы, должны никогда не успокаиваться на достигнутом, всегда заботиться о том, чтобы наше искусство шагало в ногу со временем, чтобы оно всегда радовало и воспитывало нашу молодежь.
По инициативе комитета комсомола Москонцерта в ЦДРИ организованы систематические просмотры новых номеров, подготовленных молодыми артистами. Сейчас заканчивается внутренний конкурс на лучшие номера в честь 50-летия ВЛКСМ. Конкурс проводится в три тура. В составе жюри — ведущие мастера эстрады Л. Утесов, И. Набатов, Л. Миров и другие. К юбилею комсомола подготовлена большая праздничная программа. Среди ее участников — А. Жеромский, А. Василевский, Е. Камбурова, М. Суворова, Б. Амарантов, А. Стрельченко, В. Камышов, Е. Резволь, К. Паперный и другие. Сценарий написали молодые авторы И. Рутберг и Б. Пургалин, постановщик — молодой режиссер И. Кац.
В самое последнее время зрители познакомились с нашими молодежными коллективами «Веселые ребята», «Московский диксиленд», «Балалайка». Дебюты прошли с успехом. Но каждому из этих ансамблей предстоит еще очень большая работа на пути к вершинам искусства эстрады. Комсомольская организация Москонцерта стремится всячески поддерживать создание небольших по количеству участников, но объединенных едиными творческими устремлениями молодежных коллективов. Нам кажется, что постоянные коллективы, созданные не на месяцы, а на годы, будут иметь большую художественную ценность. Во главе каждого из них встанет опытный руководитель, репертуар будет меняться и обогащаться в соответствии с требованиями времени. А главное — это должны быть коллективы с общими целями и взглядами на искусство, с подлинной ансамблевостью и единством стиля.
Я убежден: главное в становлении творческой личности молодого артиста зависит прежде всего от него самого. Можно годами ждать в бездействии, пока наконец на тебя обратит внимание режиссер или руководитель творческой мастерской. А можно упорно работать, вместе со своими товарищами искать, пробовать, находить и уже тогда, когда многое найдено и сделано, требовать помощи и поддержки руководства. Мы, молодые актеры, — такие же комсомольцы, как и те, кто строил Магнитку или Братскую ГЭС, кто действует сегодня в отрядах «Комсомольского прожектора» или создает новые приборы в конструкторских бюро. За нашими плечами — славная пятидесятилетняя история и огромный нравственный авторитет Ленинского Союза молодежи.
Быть частицей этого многомиллионного братства — огромная честь и величайшая ответственность. Она, эта ответственность, многократно возрастает, если ты знаешь, что многие тысячи людей ждут от тебя радости общения с подлинным искусством. С гордостью могу сказать, что среди комсомольцев Москонцерта немало молодых мастеров, которые взыскательно и ответственно относятся к своему творчеству. С особенной радостью хочется отметить большой успех, который выпал на долю наших товарищей на недавнем Всемирном фестивале молодежи в Софии. Среди победителей международных фестивальных конкурсов, удостоенных золотой медали — солисты Москонцерта Александра Стрельченко и Джильда Можикайте, ленинградка Эдита Пьеха, эстонец Пээтер Тоома.
Мы хорошо понимаем, что художественное мастерство артиста неотделимо от его идейной убежденности. Мы хорошо понимаем, что в наше время не может, не должно быть искусства безыдейного, аполитичного, что первейший долг артиста советской эстрады — активно помогать партии в коммунистическом воспитании народа, утверждать своим творчеством великую правду коммунистических идей. Вооружать молодежь знанием марксистско-ленинской теории, расширять ее кругозор — первейшая задача комсомольской организации. С помощью партийного комитета мы создали университет эстрадного искусства при ЦДРИ. Среди преподавателей университета А. Райкин, Л. Утесов, Ю. Дмитриев, В. Познанский. Большой и интересный разговор об идейной направленности эстрады состоялся на творческой конференции молодежи, проведенной комитетом ВЛКСМ.
Мы, сегодняшние молодые артисты эстрады, — наследники «Синей блузы», «Живой газеты», фронтовых концертных бригад. Наш долг приумножать это драгоценное наследство. Жить общей жизнью со всей страной, быть деятельным участником «нашей бучи боевой, кипучей», своим трудом, своим творчеством воспевать нашу замечательную жизнь, утверждать высокие идеалы, — что может быть прекраснее и ответственнее для молодого художника нашего времени!
Комсомол называют ленинской сменой. И мы всегда и во всем будем верны делу отцов, делу нашей партии и народа. Именно з этом видим мы, молодежь Советской страны, высокий смысл и благородную цель нашей жизни.
В. ПАСЫНКОВ, секретарь комитета ВЛКСМ Москонцерта
Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1968 г.
оставить комментарий