В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Драматургия эстрадного танца

При оценке состояния хорео­графического искусства на эстраде все чаще высказы­вается мнение, что с эстрад­ным танцем не благополучно.

Отме­чается однообразие в постановках на­родных танцев, большое количество скучных и неинтересных вальсов и, за редким исключением, отсутствие тан­цев, отражающих темы нашей совре­менной жизни, танцев, отличающихся выдумкой и своеобразием.

Действительно, большинство народ­ных танцев удивительно схожи. Опи­раясь на примитивные завязки, они сводятся к шаблонным переплясам, поводом для которых чаще всего слу­жат «приход на свидание», «подарок букета цветов или платочка». В таких танцах нет ни интересных мыслей, ни актуальных тем. Они в большинстве случаев не обладают приметами времени, в них отсутствует обобщение образов и характеров. И артисту невозможно проявить свою творческую индивидуальность и свое отношение к воплощаемым характе­рам. Одним из замечательных образцов действенного эстрадного танца яв­ляется «Трепак» на музыку П. Чай­ковского в постановке И. Моисеева. В этом маленьком рассказе, сценар­ная разработка которого построена на основе русского народного танца, есть тема, есть логически развиваю­щийся сюжет. В нем убедительно выявлены конфликт и характеры дейст­вующих   лиц — сварливой,   властной, упрямой жены и безвольного, забито­го, находящегося под ее башмаком мужа. Увиденный однажды, этот та­нец запоминается на годы, настолько он самобытен и неповторим.

Махмуд  Эсамбаев  исполняет  танец  «Автомат».Махмуд  Эсамбаев  исполняет  танец  «Автомат».

На народной основе в различных жанрах (героическом и лирическом, комедийном и сатирическом) делается все больше и больше попыток соз­дать танцы, отражающие современную жизнь. Одну из самых важных тем — тему труда — интересно раскрыл Мах­муд Эсамбаев в танце «Чабан». Это живая сценка влюбленного в свой труд жизнерадостного чабана. Зрите­ля увлекает не только смысловое дей­ствие, хорошо насыщенное неожидан­ными обстоятельствами, где каждое движение подчинено конкретной мысли, но и характер самого чабана, не­посредственность, добродушие, озор­ство которого вызывают к нему сочув­ствие и улыбку. Артист не только талантливо воплотил танец на сцене, но и нашел своеобразный сюжетный ход, свежие формы и приемы поэтиза­ции труда чабана, что, по существу, и явилось основой либретто танца.

Производственные темы наиболее актуальны для показа образа совет­ского человека, ибо самое характер­ное для него — это коммунистическое отношение к труду. Но если трудовая тема в самой задумке танца, в сцена­рии разрабатывается по шаблону, без логического развития, без характер­ных признаков профессии и.времени, без творческих поисков форм и средств, то и воплощенный по такому сценарию танец получается неинтересным, ничего не выражающим.  Исполняется, к примеру, обычный любовный дуэт, но под названием «Шахтерская лирическая», или все тот же привычный перепляс, именуемый «Трактористами на отдыхе». Эти тан­цы названы так потому, что первый исполняется в шахтерских костюмах, с традиционной шахтерской лампоч­кой, а второй — в рабочих комбине­зонах. Но «Шахтерская лирическая» с таким же успехом могла быть названа «Лирической трактористов», а «Трактористы на отдыхе» могли бы стать «Шахтерами на отдыхе». Одни лишь внешние исполнительские признаки образа нашего современника, без ра­скрытия их в сценарной основе танца, низводят трудовую тему к бесплод­ной претензии на актуальность.

У большинства артистов балета, вы­ступающих на эстраде, имеется в ре­пертуаре вальс на классическую му­зыку или музыку советских компози­торов. Названия он носит разные: «Молодежный», «Спортивный», «Осен­ний». Но ни музыка, ни названия, ни разные исполнители не делают эти вальсы самобытными, разнообразными и оригинальными. В свое время балетмейстер В. Вайнонен создал с артистами О. Лепешинской и П. Гусевым концертный та­нец «Вальс» на музыку Машковского. Стремясь отразить типические черты современника и найти для него яркое выражение в танце, В. Вайнонен и исполнители прежде всего прошли боль­шой путь творческих исканий самого содержания танца. И только в ре­зультате этого родились новые прие­мы, новые движения, энергичные, целеустремленные, жизнерадостные, невиданные ранее поддержки, стреми­тельные полеты. Даже старые движе­ния исполнялись в новой, подчиненной содержанию манере. В этом танце те­ма кипучей радости бытия, оптимизма и бодрости советского молодого чело­века, славящего жизнь, убедительно раскрывалась постановщиком и арти­стами, неизменно находила горячий отклик в сердцах зрителей.

Узбекский  танец  в  исполнении   заслуженного артиста РСФСР С. Цветкова Узбекский  танец  в  исполнении   заслуженного артиста РСФСР С. Цветкова

В подражание этому танцу на эст­раде появилось множество вальсов, которые, по сути дела, лишь варьиру­ют прототип. Пытаясь внести что-то новое, постановщики ограничиваются изменением ситуации в завязке танца, в поддержках, в композиции. Это, разумеется, еще не является творческим развитием того, что создал Вайнонен. Новая завязка, переставленные или в какой-то мере обновленные поддерж­ки без поисков нового содержания танца не составляют серьезных твор­ческих находок. И поэтому большин­ство вальсов, изготовленных по об­разцу вальса на музыку Машковского, поверхностны, лишены истинных творческих исканий. Если это «Спор­тивный вальс», то в нем обязательно будет присутствовать теннисная ракет­ка либо другой спортивный атрибут. Надев спортивный костюм, проделав несколько иллюстративных движений, имитирующих игру в теннис, испол­нители бросают ракетки и переходят к более или менее эффектным комби­нациям поддержек. Если это «Осен­ний» или «Молодежный» вальс, то имеется какая-нибудь другая завяз­ка, другая деталь (предмет) и опять комбинация подобных поддержек.

Естественно, что такой нетворческий подход, игнорирующий основу тан­ца — драматургию, не может приве­сти к художественной индивидуализа­ции, к «дыханию», свойственному только данному танцу, к ценному творческому посылу, заставляющему зрителя почувствовать подлинную жизнь. Как и всякое подражание или ремесленная имитация, эти вальсы не оставляют у зрителей следа, они од­нообразны и скучны. На эстраде как-то повелось, что в одном лице объединяются и либрет­тист и балетмейстер. Чем объяснить создавшуюся традицию, при которой для эстрадного хореографического но­мера, как правило, не привлекается сценарист? Нигде личность актера, его индивидуальные данные и ему прису­щие творческие возможности не име­ют такого решающего значения, как в эстрадном  танце.  Балетмейстер,  прекрасно знающий природу балетного искусства, бесспорно может правиль­но угадать, на какой сценарной осно­ве артисты смогут наилучшим обра­зом раскрыть свои творческие воз­можности. Поэтому в некоторых слу­чаях это дает положительные резуль­таты. Однако не все балетмейстеры способны придумать логическую и це­лостную драматургическую основу номера, сочинить либретто с хорошо найденными характерами, конфликтами и обстоятельствами, дающими воз­можность исполнителям создать худо­жественный образ.

В объявленном Министерством культуры конкурсе сказано: «Перед деятелями советской хореографии стоит почетная задача раскрыть слож­ный внутренний Мир современного ге­роя, создать убедительный сцениче­ский образ советского человека». Мне думается, что для успешного претворения в жизнь этой задачи не­обходимо поднять значимость драма­тургии эстрадного танца. Драматургией балетного спектакля занимаются много и серьезно. В печа­ти, на конференциях, в дискуссиях выкристаллизовываются определенные теоретические положения, помогаю­щие практике. Пришла пора, когда проблемным вопросам эстрадного тан­ца, и в первую очередь его драматур­гии, необходимо уделить такое же внимание, как и балетному спек­таклю.

По-видимому, нуждается в пере­смотре практика существующей опла­ты либреттистов концертно-хореографического номера, которая не преду­смотрена законом об охране автор­ских прав. Введение авторских прав за сценарий хореографического концертного номера, как это делается в отношении либретто балета, явилось бы практически действенной мерой для привлечения либреттистов.

Было бы полезно провести специ­альный учебный Сбор балетмейстеров и либреттистов страны по вопросам, драматургии эстрадного танца.

А. ОБРАНТ

Журнал Советский цирк. Октябрь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100