Дрессировщик тигров Александр Николаевич Александров-Федотов
Уникальные характеры всегда интересны. Проследить, как формировала, выковывала их жизнь — поучительно. Дрессировщик тигров Александр Николаевич Александров-Федотов внешне не соответствует общепринятому представлению о герое и романтике.
На манеже А. АЛЕКСАНДРОВ-ФЕДОТОВ со своими тиграми
Тем не менее, он и герой и романтик. Ничего не поделаешь — такова его натура, такова его душа и... такова его профессия. Таким создала его природа, а он ей не противоречил. Мальчишкой он убежал на фронт первой мировой войны, а в восемнадцать лет ушел в революцию. Что ж, может быть, в этом нет ничего особенного. Время, его характер, его события диктуют людям поступки. А случайны они или закономерны — это проверяется всей дальнейшей жизнью человека.
Александра Николаевича всегда тянуло в неизведанное, его всегда привлекали опасности, риск. Но кто не мечтает в детстве быть сильным и отважным! Однако стать таким удается не всякому. Будущему мастеру цирка это удалось. И в этом уже сказался его характер.
Александров-Федотов родился в счастливое время: едва он переступил порог совершеннолетия — грянула революция. И с первых же дней он встал в ряды ее бойцов. Как человек он рос и мужал вместе с революцией. Она возвысила и облагородила его сердце. Революция подняла его на своих крыльях, и на всю жизнь он сохранил в душе ее высокие идеалы, всегда требуя от себя многого и никогда не сдаваясь трудностям.
Годы гражданской войны закалили его душу и его тело. Войну он прошел на лошади: участвовал в кавалерийских атаках и руководил ими, А кавалерийская атака требует мгновенности во всем: в реакции, в сообразительности, в ориентировке.
Он был кавалеристом и потому, наверное, особенно полюбил животных, научился их понимать, видеть в них разумных существ — и это для его дальнейшей судьбы было очень важно. Тогда же он понял: при той одержимости, какой наградила его природа, железная дисциплина — необходимость. Внутренняя собранность и организованность превратились у него в черты характера. Его пылкой натуре нужна была именно военная служба с ее размеренностью и порядком, четкостью и ежеминутной готовностью к неожиданностям, к схваткам и борьбе.
Есть люди, у которых опасность только увеличивает азарт. Но часто они слепнут от него и бросаются напролом. От азарта Александров становится зорче, собранней, тверже. Такая особенность полезна в любой профессии. А в цирке без нее нечего делать. Прекрасным дополнением к этому служит, может быть, несколько неожиданная в таком характере склонность к исследованию, к анализу, стремление всегда изучить причины и следствия явлений.
Таков человек, который каждый вечер вступает в единоборство с тиграми. Весь путь Александрова в цирке удивительно последователен и целенаправлен. Он всегда делал и делает то, что требует отваги, решимости, готовности к риску. И во всем стремится достигнуть вершин. Это, кстати, тоже свойственно его характеру. Делать что-нибудь просто так, как получится — Александрову не интересно, это не для него.
Вот он стреляет на манеже из винтовки и револьвера, показывая хитроумные приемы стрельбы, изобретенные им самим. И доводит это искусство до пределов виртуозности: стреляет по мишеням, укрепленным на голове движущегося человека, быстро, почти не целясь, стреляет назад и сразу в две мишени. Он гак меток, что зрителям его мастерство кажется невероятным. Александров пробует себя и в других цирковых жанрах: он то партерный акробат, то вольтижер в воздушном полете. Случайная травма навсегда закрывает для него «акробатические перспективы», и он снова меняет жанр. Создает воздушную торпеду, на которой крутит сальто-мортале.
Но однажды он ловит себя на мысли, что ему скучно. И это не было проявлением непостоянства характера. Скорее, сказалось чувство неудовлетворенности, недовольство тем, что работаешь не в полную силу. И вдруг неожиданное счастье. Впрочем, такое уж ли неожиданное? Он ждал его, думал о нем, искал. Только еще не знал, какое оно будет и с чем придет. Оно пришло с леопардами. Ему предложили принять группу этих хищников от иностранца Казимира Куна.
С этого момента перевернулась вся его жизнь: Александр Николаевич стал дрессировщиком. Когда Александров принимал леопардов — никто у нас толком не знал, как их Дрессировать. Впрочем, так не раз бывало у него в жизни — он начинал первым и спрашивать совета было не у кого. Потом это вошло в привычку: до всего доходить самому, надеяться только на себя. Отличное качество для циркового артиста!
Леопарды — звери «многогранные», как раз Александрову по характеру. Готовый ко всему, подошел он к клеткам неизвестных ему животных. Он жаждал «сразиться» с ними и победить, а они? Они просто не обратили на него внимания — эти видавшие виды звери.
Что делать, как к ним подступиться? Ощупью, пробуя и ошибаясь, проникал он к ним в душу, изучал психологию каждого в отдельности. И неожиданно ему понравилась эта тонкая, кропотливая работа.
В таком изучении самое главное — терпение. «Глаза могут служить для нас переводчиком при рассматривании души животных», — писал Брэм. И Александров день и ночь проводил у клеток, почти не отходя, боясь пропустить малейшую тонкость в поведении зверей. Мертвый реквизит может надоесть своим однообразием, живые существа — никогда: они всегда новы, всегда неожиданны и тем привлекательны. Он вошел к ним в клетку на двадцать первый день знакомства— вещь почти невиданная даже для опытного дрессировщика. В этот первый визит он испытывал не только зверей, но и себя: сможет ли он не терять самообладания, дергая, как говорил Маугли, смерть за усы. Оказалось, что да — может. Может думать, видеть, соображать, находить быстрые решения, может распоряжаться собой и зверями.
И леопарды полюбили дрессировщика. Это было, пожалуй, самое большое достижение артиста. Он работал с ними несколько лет, объездил всю страну. Постепенно состав труппы менялся. Александровым были воспитаны и выдрессированы и дикие экземпляры, как, например, черная пантера Уголек, и животные, родившиеся в группе, которых Александр Николаевич пестовал, так сказать, «с младых когтей». Его выступления везде сопровождал успех —завоеванный, заслуженный, трудный.
Но, работая с леопардами, он мечтал о тиграх. И действительно, скоро тигры вошли в его жизнь. Работать с ними оказалось легче: они более послушны, более понятливы и не так коварны. Александров быстро научил их делать все то, что делают обычно тигры в цирке, и, кроме того, передал им некоторые трюки леопардов. Так, один из тигров взбирался даже на вертикальный столб. Все восемь они вставали на «оф», тигрица Уля прыгала через стек, который сгибал у себя над плечом дрессировщик.
Но работать с тиграми оказалось и трудней: они нападали на своего учителя. Шрамы и царапины на теле Александрова насчитываются десятками. Он относится к ним, как к неизбежным «издержкам производства». Нападают? — так ведь у них природа такая, да и «рука» слишком тяжелая. Приласкают иногда в порыве нежности и любви, а на теле остаются рваные раны.
Александрова скорее назовешь не дрессировщиком, а воспитателем зверей. Но у него отнюдь не мирные «классы». Ощущение такое, что стоишь перед стихией и эту стихию надо обуздать, подчинить себе, управлять ею... Однажды, к примеру, случилось такое. В тот день тигр Раджа был в плохом настроении. Его мрачный пристальный взгляд тревожил дрессировщика. Александров знал, чем кончаются такие взгляды — надо быть начеку.
На трюк идет тигрица Уля. Вот сейчас она прыгнет между изогнутым стеком и плечом дрессировщика. Александров встал перед ней — спиной к раздраженному Радже. Внимание его тотчас же раздвоилось: он смотрит на Улю и дает ей команды, но одновременно старается не упустить ни одного звука у себя за спиной. Он знает, что там Раджу задабривают мясом — это обычно отвлекает его. Но сегодня он такой возбужденный.
Уля всегда быстро и охотно исполняет этот трюк. Хорошо бы и на сей раз она была такой же проворной и сговорчивой. Но сегодня она тоже медлит. Александров упрашивает ее, уговаривает, подбадривает — ничто не помогает. Видя, что по-хорошему от Ули ничего не добьешься, он громким повелительным голосом приказывает ей исполнить трюк.
Резкая нота срывает Раджу с тумбы — тигр бросается на дрессировщика. Удар лапой, и Александров падает. Зверь набрасывается на него, наваливается всей своей тяжестью. В зрительном зале крики испуга. Затем устанавливается вдруг мертвая тишина. Что с дрессировщиком? Жив ли он?
Сделав кульбит, Александров выкатывается из-под тигра. Зверь пытается схватить его за горло, но дрессировщик группируется, обхватив шею руками. Однако Раджа снова хватает его цепкими тяжелыми лапами. Внезапно артист наносит тигру сильный удар ногой в переносицу. Зверь отскакивает и трет лапой нос. Александров уже на ногах. Приказывает: «На место!» — и Раджа подчиняется.
Взглянув на свой изодранный костюм, Александров сокрушенно покачал головой, стряхнул с лохмотьев опилки и... продолжал работать, словно ничего не случилось. И хотя сознание у него порой мутилось от боли, он довел номер до конца. Выступал Александров и на следующий день, и на третий, и еще неделю, пока не началось заражение крови и не пришлось лечь в госпиталь.
Когда раны зажили, Александров снова вышел в манеж. И в тот же вечер Раджа опять напал на него. Он налетел сзади. Повалил. Горячее дыхание зверя обдавало жаром. Не глядя, Александров мгновенно загнал в глотку Радже рукоятку бича. Зверь подавился и отпустил человека. Номер был благополучно завершен.
Но подобное, к счастью, случается не так уж часто. Александров уверенно и бесстрашно чувствует себя в окружении грозных хищников, и эта спокойная уверенность всегда импонирует зрителям. Им нравится, что с могучими и величественными животными артист обращается с рыцарской вежливостью и галантностью, уважая их силу, нравится, что в его обращении с хищниками неизменно присутствуют задорные нотки юмора, этакий шутливый взгляд свысока.
Выступления Александрова на манеже — это проявление высокого мужества, хладнокровия, артистизма. Его волевой бесстрашной работе с тиграми аплодировали не только советские любители цирка, но и зрители Индии, Турции, Германской Демократической Республики, Югославии, Польши. Аттракцион Александрова — всегда украшение цирковой программы.
За сорок лет творческой деятельности на манеже артист не исчерпал ни своей душевной молодости, ни окрыленности, ни жажды нового. Не исчерпал того лучшего, что было пробуждено' в нем в грозные и романтические годы великой революции.
Счастливая судьба!
Л.БУЛГАК
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1966 г.
оставить комментарий