Дрессировщик Юрий Ермолаев - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Дрессировщик Юрий Ермолаев

Дрессировщик Юрий ЕрмолаевКрасота лошади, ее грация и мощь неизменно вызывают восхищение людей. Тем паче в больших городах, где лошадь стала столь редка, что хоть в зоопарке ее показывай.

Осталось два места, где можно увидеть древнего друга человека — конно-спортивный манеж и цирк. Русский цирк всегда славился великолепными конными номерами. И сейчас на манежах выступает блистательная плеяда дрессировщиков, работающих с этими изумительными животными, воспетыми в стихах и прозе, изображенными на картинах известных живописцев.

К таким дрессировщикам относится народный артист РСФСР Юрий Ермолаев...

Восьмилетним пареньком попал Юрий в цирк. Судьба распорядилась так, что его отчимом стал известный цирковой артист Борис Манжелли — продолжатель знаменитой цирковой династии дрессировщиков, выступавших на манежах России еще в прошлом веке. Идя по стопам неутомимого экспериментатора в этой области Вильяма Труцци, Манжелли модернизировал свой номер, введя в него элементы одинарного и парного вольтижа, высшей школы верховой езды, танца.

К семнадцати годам за плечами Юрия был уже достаточный опыт работы с животными, он приобрел профессионализм самого высокого качества. На семейном совете решили: пора готовить самостоятельный номер. И вскоре у Юрия появилась лошадь по кличке Дружок, ставшая его «партнером» на долгие годы.

До сих пор Юрий Михайлович считает, что более способной лошади в его жизни не встречалось. Около десяти лет выступал артист с Дружком, показывая высшую школу верховой езды. Бытует мнение, что «высшая школа» очень сложна для лошади. По указанию всадника она делает движения, которых, так сказать, нет в природе. Для закрепления даже элементарного трюка животному требуется от полугода до двух лет репетиций. Но Дружок усвоил трюки значительно быстрее. Все классические для «высшей школы» фигуры он исполнял безукоризненно. Коронным трюком Дружка был «галоп на трех ногах с менкой ног». Он исполнял его прекрасно — галопируя на трех ногах, четвертую держа перед собой чуть ли не горизонтально. В этом элементе очень важна чистота исполнения, и дрессировщик ее добился. Дружок умел развязывать зубами узлы на веревках (в одном из номеров он подобным образом освобождал клоуна), показывал «аппортировку», номер «математик», находил зарытый в опилках платок и т. д.

Ничего чудесного здесь нет. Скорее, можно сказать, что это плоды умелой дрессировки плюс отличная память животного.

Тогда же Юрий Михайлович подготовил уникальный по своей сложности номер, в котором Дружок один работал на манеже. Дрессировщик сидел в зрительном зале и оттуда подавал сигналы, повинуясь которым лошадь демонстрировала «школьный шаг», «школьную рысь», «пируэт на трех ногах», «заднее балансе», «пассаж», «галоп на трех ногах».

Мастер отличается от ремесленника постоянным стремлением к поиску. Закончив выступать с Дружком, Ермолаев решил попробовать себя на поприще смешанной дрессуры. Под руководством Бориса Эдера Ю. Ермолаев и его партнерша Л. Котова готовят номер с лошадьми и хищниками. К сожалению, этот номер не дошел до зрителя. В этом же сезоне артисты подготовили и выпустили номер с ламами и зебрами, трудно поддающимися дрессировке. Но и этот номер просуществовал недолго. Читатель вправе спросить: для чего тогда мы все это рассказываем? Для того, чтобы подчеркнуть многосторонность работы дрессировщиков, их творческие возможности, упорство в достижении цели. И работа со смешанной группой и экзотические животные были как бы ступенями, ведущими к главному. В 1960 году дрессировщики получили восьмерку необъезженных лошадей. Они поставили себе задачу: отойдя от классической, традиционной «свободы», сделать сюжетную композицию. В октябре 1961 года в Киевском цирке состоялась премьера конно-балетной сюиты «Штраусиана». (Режиссер постановки Н. Зиновьев, балетмейстер П. Гродницкий). В советском цирковом искусстве подобного номера раньше не было, о нем в свое время много писали. Общее мнение было таковым: «Конно-балетная сюита — бесспорная творческая удача артистов». Отмечались безукоризненный артистизм, высокий уровень дрессуры и большая трюковая насыщенность.

Вот уже двадцать лет не сходит с манежа «Штраусиана» и не стареет, как не стареет музыка Штрауса, ее сопровождающая. Не это ли показатель высокого искусства? Правда, необходимо отметить, что номер постоянно обновляется — в сущности, остались в неприкосновенности лишь сюжет и ключевые трюки, многие же связки, фигуры, движения стали новыми.

Но, как мы говорили, мастер всегда стремится к новому. В 1964 году зрители увидели сюжетную композицию «Русская березка», составленную из нескольких конно-танцевальных фрагментов. (Режиссер М. Местечкин, балетмейстер П. Гродницкий). Этот подлинно оригинальный номер отличал не только высокий художественный уровень, но и сложная трюковая часть. В каждой миниатюре композиции была какая-нибудь интересная находка. То это «скакалочка» — трюк, в котором вслед за артисткой через веревку прыгает лошадь, то «клавиши» — барьерчики, через которые четко, рысью одна за другой проходит шестерка лошадей, то оригинальный трюк, которого до сих пор нет в конных номерах отечественного цирка: одна из лошадей, стоя на задних ногах, поочередно прыгает через три барьера. И все эти трюки объединены точными сюжетными связками, легко вплетающимися в художественную ткань номера.

Что есть суть мастерства? Мастер делает все так же, как и другие, но чуть лучше, чуть точнее, чуть больше и т. д. Вот это «чуть» и поднимает его над общим уровнем.

«Чуть» Ермолаева заключается в огромной работоспособности, опыте, высоком артистизме. Артист все время памятует, что штамп — смерть искусства. Его кредо — творческий подход к любой работе. Для него нет главного и второстепенного, ко всему он относится с одинаковым вниманием, будь то репетиция, убранство лошади или малозаметный штрих в одежде.

Юрия Ермолаева на манеже ни с кем не спутаешь. Зрителей подкупает легкая, выразительная, с оттенком юмора работа артиста.

После двух таких крупных работ, как «Штраусиана» и «Русская березка», Ермолаев вновь возвращается к классической дрессуре и выводит на манеж двенадцать лошадей, которые наряду с классическими комбинациями выполняют новые трюки, поданные в оригинальной, можно даже сказать, своеобразной манере. Не останавливаясь на этом, артист в 1974 году показывает новую работу с шестнадцатью лошадьми, исполняющими сложные перестройки и трюки.

Стало банальным писать о трудолюбии артистов цирка. Это само собой разумеется, но стоит напомнить, что легкость выступления — плод каждодневных систематических репетиций. Бесконечное повторение трюков необходимо, чтобы лошадь в рефлекторной памяти зафиксировала навык. Может показаться странным, но давно одомашненная и прирученная лошадь тяжело поддается дрессировке. Да, да, натуралисты ставят лошадь по умственным способностям на седьмое место, вслед за такими животными, как слон, кошка и свинья. Зная это, невольно проникаешься уважением к многотрудному мастерству дрессировщика, заставившего зрителей поверить в осмысленность поведения животных на манеже, в их способность «думать»!

Раз уж речь зашла о четвероногих питомцах артиста, отметим, что сейчас его конюшня укомплектована лошадьми четырех пород: «терцами», «арабами», «ахалтекинцами» и «тракенами». У каждой лошади своя «роль»: серые в яблоках «терцы» и «арабы» заняты в «Русской березке», белоснежные «арабы» и вороные «тракены» — в «Штраусиане». За долгие годы работы Юрий Михайлович досконально изучил своих питомцев, их повадки, психологию, привычки, капризы. Через его руки прошло около пятидесяти лошадей. Покупая животное на конном заводе, приобретаешь, можно сказать, «кота в мешке» — ведь не известно, какие у лошади способности, станет ли она премьером или ей придется отвести второстепенную роль. Опыт дрессировки показывает, какие методы следует применить к той или иной лошади, где предел ее возможностей, какие трюки ей под силу.

В процессе репетиций между дрессировщиком и животным возникает некая незримая связь, настолько прочная, что, по словам самого Ермолаева, иногда он сам не знает, в какой момент возникает у него определенный импульс к действию, на который реагирует животное.

Многое сделано, а сколько еще предстоит! Сейчас артист начал работу над пантомимой «Гусарская баллада». Задумана она как балетно-музыкальное костюмированное представление, где упор, естественно, будет сделан на конные номера.

Работа Юрия Михайловича Ермолаева отмечена многочисленными дипломами и наградами, ему присвоено высокое звание народного артиста РСФСР. И работа его, дарящая людям радость, неизменно и заслуженно имеет успех.

А. ДРИГО

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования