Друг и советчик артистов
К б0-летию со дня рождения Ю.A. Дмитриева. К.Л. Рудницкий.
Среди людей, изучающих историю отечественного театра, Юрий Арсеньевич Дмитриев пользуется давним и прочным авторитетом. Однако жизнь этого человека, которого вполне справедливо было 6ы назвать историком, отнюдь не ограничивается историей. Завсегдатай библиотек, примерный по аккуратности и организованности посетитель читальных залов, не пропускающий ни одной новинки и тщательно изучающий старинные издания, Дмитриев почти каждый вечер обязательно оказывается либо в цирке, либо на эстрадном представлении.
Стоит посмотреть на него в тот момент, когда начинается цирковая программа и на арену выходит шпрехшталмейстер! Можно поручиться, что Дмитриев заранее точно знает, какой будет объявлен номер и какой номер будет следующим, – он все знает. Тем не менее на лице его – детское и счастливое ожидание чуда. Книжник, историк, ходячий справочник, который в любую минуту готов сообщить вам точные сведения о репертуаре Александринской сцены, допустим, 1829 года, он тут преображается, забывает все свои познания, он – ждет. Цирковые и эстрадные вечера – его собственные праздники. Каждая новая удачная реприза клоуна вызывает его восхищение и счастливый смех. Каждый новый трюк, освоенный гимнастом или жонглером, акробатом или эквилибристом, – его удача. На протяжении многих лет событиями его личной жизни становились все новые песни Утесова или Шульженко, все новые программы Райкина, все новые фельетоны Смирновасокольского. Дмитриев радовался их победами радостям, воспринимал как свои огорчения их неудачи. Он был их зрителем и – одновременно – их другом. Он был, да и поныне остается, постоянным, требовательными серьезным, внимательным строгим рецензентом цирковых и эстрадных представлений. K его мнению прислушиваются, c его голосом считаются самые знаменитые мастера эстрады и цирка. Не только потому, что это голос человека, знающего все профессиональные секреты многочисленных эстрадных или цирковых жанров, но прежде всего потому, что это голос дружественный.
Работоспособность Дмитриева удивительна. Назову только книги об артистах цирка и эстрады, им написанные: «Братья Дуровы», «Виталий Лазаренко», «Русский цирк», «Советский цирк», «Советский цирк сегодня», «Искусство советской эстрады», «Советская эстрада». Можно было бы перечислить еще сотни статей – в газетах, в журналах, в энциклопедических словарях. A ведь это –только одна часть его деятельности; ведь есть еще исследования по истории русского театра, есть еще статьи и рецензии o современном советском и зарубежном драматическом искусстве, есть еще десятки сменяющих друг друга учеников, есть, наконец, Сектор истории советского театра в Институте истории искусств, которым профессор, доктор искусствоведения Дмитриев много лет руководит и где под его руководством ведется изучение театра, балета, эстрады и цирка народов СССР. Такая работоспособность внушает и уважение и восхищение.
И все же я склонен думать, что главная основа авторитета Дмитриева – поистине удивительная его доброжелательность. Удивительная потому, что она – при всей ее широте, при всей ее общеизвестной открытости, распахнутости, готовности прийти на помощь человеку, впервые увиденному, – совершенно естественно и органично сочетается c бескомпромиссной требовательностью, верностью тем принципам, которые управляют всей жизнью ученого и критика. Он всегда просто и ясно скажет вам, что эта ваша работа не удалась. И кто бы вы ни были – многоопытный артист или начинающий рецензент, –его упрек вас не обидит, его неприятие вас не оскорбит. B его отрицании вы непременно ощутите заботу о вашем собственном будущем, o развитии ваших же возможностей, заботу o тех зрителях или читателях, к которым вы адресовались. Мне приходилось видеть, как разговаривают c Юрием Арсеньевичем Леонид Утесов и Аркадий Райкин, Юрий Никулин и другие. Это – разговоры на равных, разговоры людей, занятых общим делом. Еще чаще приходилось мне видеть рядом c Дмитриевым мастеров цирка, уже покинувших манеж, мастеров эстрады, уже не выступающих в эстрадных программах. Эти люди вверяют Дмитриеву свое прошлое, всю свою трудную артистическую жизнь; Дмитриеву предстоит передать будущим поколениям память об этих артистах. Они не волнуются. Они чувствуют, что перед ними человек, который не забудет ни номера, показанного в таком-то году с феноменальным успехом, ни куплетов, которые произвели огромное впечатление в трудные годы войны, ни новой идеи, вдруг впервые озарившей сознание мастера и для публики оставшейся незаметной, но уже впоследствии себя показавшей... Добрая и ясная память Дмитриева все сохраняет. Развитие цирка и эстрады в его сознании не безлично – он знает, кто что сделал.
Надо сознаться, что в принципе юбилеи – грустны. В них всегда есть привкус печали: завершается какая-то страница, подводится какой-то итог. 60-летний юбилей Дмитриева рождает иные чувства. Это – радостный юбилей человека, полного энергии, силы, жизнелюбия, юбилей счастливца, нашедшего свое призвание и сумевшего реализовать свои большие возможности. Вышедшая недавно новая книга Ю. Дмитриева называется: «Эстрада и цирк глазами влюбленного». Вот уж поистине снайперски меткое название! Влюбленность в мастерство, даже, если хотите, в благородное и прекрасное ремесло артиста, выходящего на открытую арену или на столь же открытую эстраду и работающего на глазах y публики без всяких декораций – все на виду, творящего ежевечернее откровение искусства своим голосом, своей пластикой, своей мимикой, – в сущности, ведь не что иное, как влюбленность во всемогущего человека.
B человека, способного вершить чудеса. Эта влюбленность y Дмитриева окрашена радостью соучастия и союзничества. Подлинный друг и верный помощник артистов, их тактичный и требовательный критик, историк и летописец нашей арены, эстрады и сцены, он всей своей жизнью и каждый день доказывает, что влюбленность – великая созидательная сила. Энергия, c которой эта сила себя выражает, лишает юбилей Дмитриева всякого оттенка печали. Можно только позавидовать чувству юмора, которое никогда Дмитриеву не изменяет, его жизненной Силе, бодрости, работоспособности, творческой воле, ясному и здоровому духу, его стойкости и готовности сражаться за то, что он любит, во что верит. И пожелать ему всегда оставаться самим собой.
Из книги Театр. Цирк. Эстрада. К 100-летию Ю.А. Дмитриева
оставить комментарий