В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Друзья или конкуренты

Группа артистов репетировала довольно интересный номер. Из пятерых участников трое — Старостины — были связаны родственными узами: супруги и их взрослый сын — все превосходные мастера своего дела — вводили в номер двух новичков-подростков.

И едва только они собирались на репетицию, обстановка на манеже сразу накалялась. Если глава семьи, к примеру, пред­лагал новичкам сперва размяться, то сын тут же требовал от них сразу же приступить к освоению трюка. На этой почве возникала перепалка с взаимны­ми упреками, обвинениями в «недобросовестности», «непорядочности» и т. п. Какой же это урок для подростков, которые лишь начинают приобщаться к цирку?! А ведь всем пятерым предстояло участвовать в сложных трюках эквилибра, требующих четкой согласованности, особого взаимного контакта. Прошло немного времени, и репетиции вовсе прервались. В итоге обещавший быть интересным номер распался.

О ненормальных отношениях, складывающихся иной раз у партнеров, говорить надо. Это разговор не только о хороших манерах и элементарной вежли­вости. Отношения партнеров во многом определяют их творческие успехи, облик номера, создают ту или иную атмосферу на манеже во время представле­ния. Как же омрачается выступление даже опытных мастеров, если зрители чувствуют, что исполнители раздражены, проявляют друг к другу плохо скры­ваемую неприязнь!

Разумеется, можно привести бесчисленное множество примеров спаянности артистов, их верной, бескорыстной дружбы, внимательного и чуткого отношения друг к другу и во время репетиций, и на освещенном манеже в час выступле­ния, и в жизненных перипетиях. Как часто при неудаче, срыве одного актера остальные партнеры стараются теплым взглядом и добрым словом ободрить, поддержать товарища! Пусть кто-то даже из-за невнимания ошибся, например, неудачно пришел на плечи «нижнего» — ни слова упрека! Нижний лишь разо­трет ушибленное место и снова готов принять на плечи товарища. А если испол­нителю его промах не ясен, ему спокойно объяснят. Нет нужды повторять, что для большинства наших номеров характерна такая вот здоровая, товарищеская обстановка.

В то же время нельзя закрывать глаза на встречающиеся факты отступления от этого правила, на случаи, когда партнеры оказываются не соратниками-еди­номышленниками, а как бы конкурентами, соперниками. Иногда какой-нибудь не очень дальновидный ведущий артист, вероятно, забыв, что успех номера зависит от совокупных усилий всех его участников, поз­воляет себе подчеркивать, да еще в оскорбительной для партнеров форме, собственное превосходство.

Порой можно услышать и такое: я, мол, к партнеру преисполнен самых луч­ших чувств, но просто в нашем деле без резкого слова не обойтись, такова, дескать, специфика циркового искусства, нам некогда церемонии разводить. При этом некоторые ссылаются на традиции. Но традиция традиции рознь. Одни сле­дует поддерживать и развивать, с другими, темными пятнами, пришедшими из дореволюционного цирка, нужно активно бороться. Крепкая товарищеская взаи­мопомощь — закон жизни цирка. Репетирует артист — товарищ ему всегда по­может, если надо, подстрахует. И прославленный ветеран арены подержит лон­жу, причем сделает это просто, как нечто само собой разумеющееся. Хорошая традиция! А грубости, взаимной нетерпимости, ревнивому соперничеству не дол­жно быть места, такие 'традиции» надо решительно изгонять из нашей жизни.

Особенно возмутительно, когда руководитель номера груб с подопечными, позволяет себе наделять их обидными кличками, как это, например, допускал артист Ю. Богданов из коллектива «Веселая арена», на что ему справедливо и бескомпромиссно указали товарищи. Подлинная требовательность, настоящая взыскательность не имеют ничего общего с пренебрежительным отношением, с грубостью, этими пережитками далекого прошлого. Раздражительному партнеру иногда кажется, что своей грубой придирчивостью он-де укрепляет номер, доби­вается четкости и слаженности, а на самом деле номер лишь проигрывает, теря­ет свою привлекательность, обаяние, легкость и непосредственность.

Человек человеку — друг, товарищ и брат — гласит один из принципов морального кодекса строителя коммунизма. Об этом нельзя ни на минуту забы­вать. Взаимоотношения партнеров, их поведение на репетициях не менее важны нам, чем их профессиональное мастерство, трудоспособность, настойчи­вость. Так пусть же каждый номер огромного циркового конвейера объединяет друзей-единомышленников, относящихся друг к другу с уважением, доверитель­но и чутко. Это придаст каждому выступлению особую привлекательность, об­легчит всей нашей трудовой артистической семье подъем к новым вершинам замечательного искусства.

Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100