Друзья или конкуренты
Группа артистов репетировала довольно интересный номер. Из пятерых участников трое — Старостины — были связаны родственными узами: супруги и их взрослый сын — все превосходные мастера своего дела — вводили в номер двух новичков-подростков.
И едва только они собирались на репетицию, обстановка на манеже сразу накалялась. Если глава семьи, к примеру, предлагал новичкам сперва размяться, то сын тут же требовал от них сразу же приступить к освоению трюка. На этой почве возникала перепалка с взаимными упреками, обвинениями в «недобросовестности», «непорядочности» и т. п. Какой же это урок для подростков, которые лишь начинают приобщаться к цирку?! А ведь всем пятерым предстояло участвовать в сложных трюках эквилибра, требующих четкой согласованности, особого взаимного контакта. Прошло немного времени, и репетиции вовсе прервались. В итоге обещавший быть интересным номер распался.
О ненормальных отношениях, складывающихся иной раз у партнеров, говорить надо. Это разговор не только о хороших манерах и элементарной вежливости. Отношения партнеров во многом определяют их творческие успехи, облик номера, создают ту или иную атмосферу на манеже во время представления. Как же омрачается выступление даже опытных мастеров, если зрители чувствуют, что исполнители раздражены, проявляют друг к другу плохо скрываемую неприязнь!
Разумеется, можно привести бесчисленное множество примеров спаянности артистов, их верной, бескорыстной дружбы, внимательного и чуткого отношения друг к другу и во время репетиций, и на освещенном манеже в час выступления, и в жизненных перипетиях. Как часто при неудаче, срыве одного актера остальные партнеры стараются теплым взглядом и добрым словом ободрить, поддержать товарища! Пусть кто-то даже из-за невнимания ошибся, например, неудачно пришел на плечи «нижнего» — ни слова упрека! Нижний лишь разотрет ушибленное место и снова готов принять на плечи товарища. А если исполнителю его промах не ясен, ему спокойно объяснят. Нет нужды повторять, что для большинства наших номеров характерна такая вот здоровая, товарищеская обстановка.
В то же время нельзя закрывать глаза на встречающиеся факты отступления от этого правила, на случаи, когда партнеры оказываются не соратниками-единомышленниками, а как бы конкурентами, соперниками. Иногда какой-нибудь не очень дальновидный ведущий артист, вероятно, забыв, что успех номера зависит от совокупных усилий всех его участников, позволяет себе подчеркивать, да еще в оскорбительной для партнеров форме, собственное превосходство.
Порой можно услышать и такое: я, мол, к партнеру преисполнен самых лучших чувств, но просто в нашем деле без резкого слова не обойтись, такова, дескать, специфика циркового искусства, нам некогда церемонии разводить. При этом некоторые ссылаются на традиции. Но традиция традиции рознь. Одни следует поддерживать и развивать, с другими, темными пятнами, пришедшими из дореволюционного цирка, нужно активно бороться. Крепкая товарищеская взаимопомощь — закон жизни цирка. Репетирует артист — товарищ ему всегда поможет, если надо, подстрахует. И прославленный ветеран арены подержит лонжу, причем сделает это просто, как нечто само собой разумеющееся. Хорошая традиция! А грубости, взаимной нетерпимости, ревнивому соперничеству не должно быть места, такие 'традиции» надо решительно изгонять из нашей жизни.
Особенно возмутительно, когда руководитель номера груб с подопечными, позволяет себе наделять их обидными кличками, как это, например, допускал артист Ю. Богданов из коллектива «Веселая арена», на что ему справедливо и бескомпромиссно указали товарищи. Подлинная требовательность, настоящая взыскательность не имеют ничего общего с пренебрежительным отношением, с грубостью, этими пережитками далекого прошлого. Раздражительному партнеру иногда кажется, что своей грубой придирчивостью он-де укрепляет номер, добивается четкости и слаженности, а на самом деле номер лишь проигрывает, теряет свою привлекательность, обаяние, легкость и непосредственность.
Человек человеку — друг, товарищ и брат — гласит один из принципов морального кодекса строителя коммунизма. Об этом нельзя ни на минуту забывать. Взаимоотношения партнеров, их поведение на репетициях не менее важны нам, чем их профессиональное мастерство, трудоспособность, настойчивость. Так пусть же каждый номер огромного циркового конвейера объединяет друзей-единомышленников, относящихся друг к другу с уважением, доверительно и чутко. Это придаст каждому выступлению особую привлекательность, облегчит всей нашей трудовой артистической семье подъем к новым вершинам замечательного искусства.
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.
оставить комментарий