В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Дуэт веселых выдумщиков

Kоверные клоуны Анатолий Голота и Юрий ТерешкаKоверных клоунов Анатолия Голоту и Юрия Терешку я впервые увидел несколько лет назад в Ленинграде, на арене крупнейшего в стране цирка-шапито «Темп».

Запомнились они мне своей мяг­кой сценической манерой и еще тем, что их репертуаре не было прежде знакомой мне репризы. Это были клоуны, стремящиеся вызвать y зрителей прежде всего добрую улыбку. И ленинградцы, ценители, как известно, довольно строгие, тепло воспринимали этот оригинальный дуэт.

Позднее доводилось мне слышать o том, как на юбилее Юрия Никулина Голота и Терешка преподнесли ему на арене Калининского цирка сувенир — толстенное бревно, завернутое в целлофан и перевязанное шелковой лентой.

В тот памятный вечер, прощаясь c амплуа клоуна, Никулин в последний раз исполнял c Михаилом Шуйдиным свое известное антре «Сценку c бревном». Наверное поэтому прославленные артисты ре­шили «подарок со значением» унести за кулисы сами. Взялись за бревно и только тогда догадались, что оно далеко не бута­форское. Но вокруг были чествующие их зрители. Пришлось, кряхтя и чертыxаяcь, тащить тяжеленный сувенир c центра ма­нежа за занавес.

Юбиляр, сам любящий шутку, порадо­вался веселому розыгрышу и тут же за ку­лисами последний раз в клоунском кос­тюме и гриме сфотографировался c мо­лoдыми коллегами-выдумщиками.

Я не случайно вспомнил забавный эпи­зод c бревном. Он как нельзя лучше характеризует дуэт веселых выдумщиков. Ведь любовь к шутке и привела Голоту и Терешку в цирк. Вначале в Киевскую груп­пу коллективов «Цирк на сцене», a затем в студию клоунады при Московском цир­ке на Цветном бульваре.

Им тогда здорово повезло препода­вателями в студии были M. Местечкин, C. Макаров, B. Крымко, M. Злотников. Здесь Голоту и Терешку вооружили зна­ниями и достаточным репертуарным ба­гажом. Выпущены они были из студии каждый в дуэте c другим партнером. бу­дущее им казалось расцвеченным яркими радужными красками.

Kоверные клоуны Анатолий Голота и Юрий ТерешкаНо первый год самостоятельности не принес радости. Всем известно, как тяжело приходится начинающим коверным. А тут еще, вскоре по разным причинам остались они без своих партнеров. K сольным вы­ступлениям подготовлены не были, да и поставленные в студии репризы были рассчитаны на двух исполнителей.

И вот в 1978 году родился, новый кло­унский дуэт. Многие опытные люди тогда отговаривали их, разубеждали, — мол, не подходите вы друг к другу, нет между вами внешнего контраста, необходимого для коверных. И такие предупреждения нельзя было Не учитывать. Но молодые артисты дружили давно и твердо решили работать вместе.

Тяжелое это было время. Партнеры и сейчас вспоминают и свои неудачи на арене, и то, как они мучительно искали характеpы своих героев, грим, костюмы. Сразу решили не увлекаться, быть ближе к жизненному облику. Последнее легче удалось Терешке. Ему не пришлось осо­бенно перевоплощаться, чтобы создать образ озорного, гораздого на выдумки мальчишки. Сложнее было Голоте. B проти­вовес неуемной Терешкиной эмоциональности его сценическом характере долж­ны были преобладать меланхолические черты, во многом заимствованные от традиционного белого клоуна. Однако современный, c претензией на щеголеватоекостюм и помятый цилиндр делали его внешний облик далеким от классического. Надо признать, образ Голоты получили менее естественным, чем y Терешки, но зато в характерах их героев ИХ внешний вид был достигнут необходимый контраст.

Мы тогда задумали как 6ы эксперимент, — рассказывает Терешка, — поставили для себя главной целью не повторять других коверных ни в сценических образах, ни в репризах, ни в методе общения между собой. Было трудно, - мы надеялись на наше творческое единодушие, на взаимную поддержку. В это отношении на нас большое влияние оказывал пример замечательного содружества больших артистов Юрия Никулина Михаила Шуйдина.

—    В то время не ладилось у нас c ре­пертуаром, — добавляет Голота, — дале­ко не все подготовленные в студии репри­зы подходили для нашего дуэта. Спасибо режиссеру Bиталию Александровичу Довганю. Крепко он нас поддержал, поставил дополнительно несколько сценок, помог как следует осмыслить внутренний мир наших героев. Начали мы тогда об­растать необходимым реквизитом. И жить нам стало повеселее...

Впрочем; партнеры никогда не уныва­ли, не теряли присущего им чувства оп­тимизма. Пришло время и радостям. На­конец-то они начали чувствовать, что зрители проявляют к мим все больший интерес. Тепло принимали веселый дуэт и за рубежом: в Болгарии, Вьетнаме, Кампучии, Лаосе, Монголии, Румынии.

Все эти годы коверные не прекраща­ли работать над характерами персонажей, стремились обрести свою индивидуальность. Она сейчас выражается s мягкой, лиpичной манере общения между собой, в умении забавно импровизировать при контактах c публикой.

-        Что же такое их репризы? Попробую рассказать. Герои Голоты и Терешки убеж­дают, например, что только на носилках можно унести воздушный шарик, или, если очень захотеть, то прямо на манеже возможно ловить рыбу и даже летать, как, например, в репризе «Бабочка» (автор М. Злотников). В ней Терешка увлечённо бегает вокруг арены c машущей крыльями игрушечной бабочкой. Размахивая руками и восклицая «Па-па-па!», он жестами предлагает зрителям тоже лететь. B результате вслед за Терешкой «улетают» за кулисы Голота, a за ним и все униформисты.

Но, говоря об их нынешнем репертуа­ре, надо признать, что исполняемые репризы далеко не равноценны. Одни, не име­ют четкого сюжетного развития, другие, как, например, «Телемания» и «Дискоте­ка», по-настоящему содержательны и на­долго запоминаются.

«Телемания» (автор C. Макаров) c неподдельным юмором рисует характеры тприятелей, один из которых желает Смот­реть по воображаемому телевизору спор­тивную передачу, второй же отдает предпочтение выступлению Аллы Пугачевой.

B этой бытовой сценке, как в никакой другой, хорошо проявляются способности Голоты и Терешки как мимов и характер­ных актеров. Примерно та же конфликт­ная эавязка н s «Дискотеке» (автор К. По­ляков). B отличие от «Телемании» эта реприза идет все время в непосредственном контакте c публикой. Должен признать, что впервые увидел в цирке такое Ве­селое единoдушие. Достаточно сказать, что общительимй Терешка ухитряется вовлечь в танцы молодых зрительниц. И, что самое удивительное, — они довольно охотно участвуют в этом забав­ном зрелище.

Кстати, реприза « Дискотека» сыграла решающую роль s том, что Голота и Терешка стали дипломантами Первого всесоюзного циркового конкурса на луч­шие номера и аттракционы.

Изредка используют они свои навыки в акробатике и эквилибристике. Выходит c эксцентрическим жонглированием бывший жонглер Голота. Но любимым «конь­ком» партнеров остаются сценки, вроде «бабочки», s которых они заставляют зрителей задуматься над происходящем на арене, a возможно и пофантазировать вместе c комедийными героями.

Невольно обращаешь внимание на то, что именно такой, очень непростой для исполнителей репертуар особенно нужда­ется и в обновлении и в периодиче­ском режиссерском влиянии, которого партнеры не чувствуют вот уже более пяти лет.

Необходимо добавить артистам еще пару реприз злободневного характера, лучше всего так недостающих — сатирических. Хорошо 6ы усилить звучание некоторых сценок. Например, в «Телемании» вместо пресноватой спортивной передачи o соревнованиях по плаванию, ввести записи фрагментов футбольного или хоккейного матча, a в «Дискотеке» сменить фонограмму, подобрать более контрлстные произведения. Немало возможностей для режиссера и в улучшении других сценок и в более полном и удачном раскрытии характеров наших героев.

Дуэт этот безусловно перспективен.

Он дружбы и полон оптимизма. Молодые партнеры на правильном пути, они все время в поиске — что-то придумывают, что-то мастерят. Иногда и спорят, впро­чем, всегда o том, как свои выступления сделать более яркими, впечатляющими. Радует то, что они еще далеко не исчерпали своих творческих возможностей и нуждаются сегодня только в помо­щи опытного режиссера.

Живут среди нас выдумщики-фантазе­ры. И они нужны. Жизнь от них становится краше и веселее.                 

К.  Алексеев

Журнал Советская эстрада и цирк. Февраль 1986 г.

оставить комментарий
 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100