Душа моя, музыка
Он стоял на сцене, опершись руками на крышку рояля, а у его ног морскими волнами в прибой клокотал зал. Восторг, удивление, преклонение перед его необычайным талантом, знакомые ему уже много лет, сегодня будто утроились: после заметного перерыва всем так радостно было увидеть действительно народного артиста по-прежнему в расцвете сил, мастерства и человеческого обаяния.

И. С. Козловский
Иван Семенович Козловский давал сольный концерт. Это всегда требует от артиста максимума напряжения, концентрации всех сил — творческих и физических, требует уверенности и отточенного мастерства. Поэтому хотелось скорее успокоить рукоплещущий зал, прекратить мешающий шум, сосредоточиться на какую-то долю минуты и... перенести всех этих людей в мир тех образов и мыслей, о которых ему необходимо им рассказать.
Иван Семенович первым из певцов познакомил советских слушателей со сложным, удивительным и глубоко человечным творчеством англичанина Бенджамена Бриттена. Каждое его произведение — рассказ о своей родине и немножко о себе самом, поэтому Бриттена надо не только правильно прочитать, спеть, но и показать, а это под силу только большому мастеру. Иначе говоря — Ивану Семеновичу Козловскому.
Он принадлежит к числу тех артистов, известность которых настолько всеобща и повсеместна, что одно имя говорит уже само за себя. Но эта известность — не результат случайного благоприятного стечения обстоятельств (как еще нередко бывает), не отождествление понравившегося зрителям сценического образа с личностью исполнителя. Популярность Ивана Семеновича завоевана сложным путем — это многолетний, ежедневный, ни при каких условиях не прекращающийся труд; это упорное стремление к совершенству тогда, когда, казалось бы, все вершины покорены и все возможное достигнуто; это и мучительные и радостные раздумья над своей дальнейшей дорогой в искусстве; это бескомпромиссность во всем, что касается настоящего, высокого, в полном смысле слова, искусства: дать своим слушателям только лучшее, только то, что обогатит их, побудит к размышлению, заставит еще и еще раз вернуться к прослушанному, то, что запомнится, останется в духовном багаже человека, — вот принцип деятельности Ивана Семеновича Козловского.
Вся творческая жизнь артиста связана помимо оперного театра с эстрадой. Ведь концерты Козловского всегда становятся событием нашей культурной жизни. И не только благодаря личности исполнителя (это, конечно, несомненно!), но и благодаря особенностям репертуара певца. Можно не сомневаться — он каждый раз будет строг, необычен, нов и каждый раз — незабываем. Такова уж природа таланта Козловского, что от его прикосновения проявляются скрытые до поры красоты и глубины произведений. Песни как бы получают совершенно иное звучание, обретают жизнь или рождаются заново...
Но вернемся к концерту Б. Бриттена. Замер зал — и сразу взвилась радостная мелодия «Песня о моей земле». Она заполнила огромный зал и, казалось., что ее напору уступят стрельчатые окна и она вырвется на улицу и полетит над всей землей, приветствуя начинающийся день, поля, жаворонка в выси, куда больно глядеть от невидимых солнечных лучей... Это был гимн жизни, земле, человеку, живущему на ней и творящему свой ежедневный подвиг — труда, познания, достижения. Впечатление было настолько ошеломляюще-радостным, что зал сотнями улыбающихся, радостных глаз как бы говорил певцу: «Вы правы — жизнь в самом деле необычайна, прекрасна и неповторима. Расскажите же еще о ее непреходящей красоте и простом величии».
Но уже первые звуки, раздавшиеся вслед за «Песней», насторожили. Что это? Мрачные, тяжелые аккорды приводили на память холодные, каменные громады аскетических англиканских церквей; монотонно и неуклонно падали в напряженную тишину зала строгие созвучия, напоминая об однообразии стертых монастырских ступеней, по которым движутся безликие ряды монахов в неукоснительном церемониале. И вдруг, разрушая эту мрачную, отрешенную строгость, солнечным лучом ворвался радостный крик торжествующей жизни и, утверждая свою победу, подавил утихающие где-то там, уже на втором плане, отзвуки хорала.
Так звучал в исполнении Козловского романс «В эту темную ночь», написанный Б. Бриттеном на слова неизвестного поэта XIV века. Помимо очень трудной низко написанной партии романс сложен для исполнения еще и с чисто драматической точки зрения: начинаясь как бы заклятием, в котором звучит даже некоторая обреченность, он кончается словами веры в то, что дружба и любовь к жизни победят «эту темную ночь»... Б. Бриттен прекрасно ощутил волю, силу духа и незаурядный ум создателя стихотворной основы романса. Ощутил — почти реально представил себя этим безвестным монахом, чьей одаренной натуре невмоготу было за высоченными монастырскими стенами; кто глубоко в сердце носил мечту о свободе, о счастье, о вольных ветрах — и верил в это, как в единственное настоящее божество.
Иван Семенович Козловский так же чутко понял Бриттена. И пусть на сцене по-прежнему оставался в традиционном концертном костюме артист с умным, добрым лицом — зал видел (именно видел!) тяжело задумавшегося человека в монашеском хабите, и откинутый капюшон, и сложенные у груди ладони. Даже голос — незабываемый, удивительного тембра, чистоты, прозрачности и диапазона голос Козловского — заучит намеренно скупо, сдержанно. Но вот замерцал какой-то проблеск надежды... Он растет медленно, неуверенно, еще перебиваемый и заглушаемый раздумьем... И всё же растет, утверждается. Вот вместе с музыкальной фразой, чудесным образом (иного слова не подберешь) меняется образ героя романса. Он отбрасывает сковывающие его душу мысли, как отбрасывает узкие догмы. Он свободен! Он верит в себя: в силу своего разума, силу своих рук — силу человека! Теперь он сродни «вольному стрелку», веселому гёзу Тилю! Нет, не удержат высокие стены и землистый хабит живую душу мыслящего человека...
В таком прочтении, в таком драматическом исполнении, казалось бы, совершенно далекого нам романса — проявление лучших, своеобразных черт дарования Ивана Семеновича. На примере всего его творчества очевидно, что он никогда не идет по пути только демонстрации своих выдающихся голосовых данных и своего редкого мастерства. Это всегда только компонент. Только составная часть его творчества, которое в равной степени надо рассматривать и как творчество драматического артиста. Нет, не в том «обязательном» понимании, которое характерно для большинства наших певцов (тем более, когда они поют в концертах!). Я говорю о той индивидуальной манере Козловского, благодаря которой даже такой запетый в свое время шлягер, как «Темная ночь», превратился у него в рассказ о простом человеке на войне, о его надеждах и тоске, о его большой человеческой любви и о его готовности быть солдатом своей страны до конца. До последнего вздоха.
Это не только и не просто талант «от бога». Это еще и большая, не в год, не в два приобретенная упорным трудом человеческая культура. Это вошедшая в плоть и кровь необходимость размышлять о жизни, о путях искусства, о трудных судьбах мира и конкретных людских судьбах. Это необходимость самому, лично, сегодня принимать деятельное участие всюду, во всем, где можно помочь людям, делу, искусству. Это необходимость постоянно идти вперед, потому что для Ивана Семеновича Козловского нет жизни вне искусства, нет жизни вне активной деятельности в обществе. Он никогда не пользовался проторенными путями, поэтому так неизменно оригинальны репертуар певца и его исполнение. Стремление не только к новому толкованию уже известных произведений, но и к тому, чтобы самому «ввести в обращение» новое, еще никем не опробованное — качество редкое, отличающее настоящих мастеров. К их числу принадлежит и Козловский.
Недаром на том же концерте из произведений Бриттена Иван Семенович исполняет блестящую по стилю и красоте, но головоломную для исполнения «Серенаду для голоса и валторны». Необходимо было богатство диапазона голоса, которым наделен певец, его ювелирное мастерство, чтобы спеть этот своеобразный дуэт с валторной. Будто далекий звук старинного почтового рожка доносится издалека и, повторенный эхом весенних лесов, летит в напряженно вслушивающийся зал... Опять рожок — и опять эхо (это уже голос певца) — раз, другой, третий — кажется, все ближе, ближе повторяет незатейливый мотив.
На этот раз композитор написал свою «Серенаду» в очень высокой тесситуре (у валторны, например, пределом было — «фа», нечто исключительное в музыкальной литературе) — действительно для единиц, кому доступно исполнение любой трудности (без ухищрений транспонирования, «подгона» под свои возможности), точно по задуманному автором музыкальному тексту. Для единиц— значит, в первую очередь для Козловского. И можно с уверенностью сказать, что слушатели не заметили за красотой исполнения «Серенады» тех страшных «волчьих ям» и бездонных пропастей, которые подстерегали исполнителя: переходы от самого низкого регистра на почти фальцет следуют один за другим; фраза, начинающаяся подобным шелесту ветра pianissimo должна быть закончена мощным forte буквально через несколько тактов. А в распоряжении певца только голос... Но какой голос! Творящий обыкновенные чудеса, заставляющий радоваться, смеяться, плакать, задумываться, верить, ненавидеть, восторгаться. И любить. Любить жизнь со всем богатством ее красок и проявлений; любить людей и все лучшее, что они приносят с собой в мир; любить и воспевать родную землю...
Вы, конечно, слышали, как Иван Семенович поет украинские песни — он поет их много, увлеченно и особенно (как, впрочем, все, что он делает). Он рассказывает в них о своей любимой Украине. В этих песнях, созданных одаренным народом за долгую свою историю, и извечная чумацкая тоска по дому, когда так далек еще до него путь по пыльному шляху; и удалая вольница селянских бунтов, когда рвались кандалы и лилась на многострадальную землю вражья, злая кровь; и нежная девичья любовь; и воспоминание о родной хате в вишневом саду; и небо, и солнце, и Днипро, широкий и могучий, добрый и гневный, как сам народ. Все это спето, сыграно Иваном Семеновичем не один раз и не на одной концертной площадке. И каждый раз по-новому выразительно звучит знаменитая кантилена Козловского. Не только потому, что его мастерство, его дарование выросло из народной мелодической основы, Козловскому свойственна страсть к эксперименту, отличающая настоящего художника. Раскрыв одну грань, отделав одну какую-то сторону произведения, он ищет иных путей выразительности, иного осмысления уже проделанной работы. Так возникают одинаковые по названиям и совершенно разные по исполнению вещи. Неизменным остается только чувство, вкладываемое певцом в каждое приготовленное им произведение.
И. С. Козловский, А. В. Нежданова и Н. С. Голованов

Когда-то этим чувством оживлялись певшиеся Козловским в начале его карьеры итальянские песенки. Нам становились близкими и понятными страдания умоляющего свою подругу влюбленного «вернуться в Сорренто»; бесконечная веселость и восторг перед красотой мира юного рыбака («O, solo mio»); нежное и настойчивое признание («Кармелла»), С той же полнотой проникновения еще в 1927—1928 годах Козловский пел шубертовский цикл «Прекрасная мельничиха» — веселые и грустные, философски глубокие музыкальные рассказы. Это была классика — и донести ее до сердца каждого сидящего в зале, сделать понятной и знакомой было основной задачей певца.
Этим же стремлением объясняется интерес Ивана Семеновича к творчеству Шумана: артист пел цикл его романсов «Любовь поэта» в сопровождении такого тонкого знатока и пианиста, как Игумнов («Шуман творчески объединил нас с Игумновым, — вспоминает Иван Семенович, — и это содружество нельзя забыть»). Наконец, его работа с оркестром «Персимфанса» (был такой коллектив талантливых музыкантов, выступавших всем на удивление без дирижера!). Козловский готовил с этим своеобразным оркестром ни более ни менее, как Вагнера. Удивляться надо энтузиазму, настойчивости, любви к своему делу — к музыке! — этих, в хорошем смысле слова, одержимых людей! Репетировали по ночам, спорили, доказывали свою правоту, знали, кажется, всего Вагнера наизусть, а уж партитуру «Мейстерзингеров», наверное, такт за тактом могли повторить и среди дня и среди ночи. И какой был восторг, какой подъем, когда на очередном концерте Козловский спел в сопровождении «персимфановцев» труднейшую, с переходящей ритмической структурой песню Вальтера из «Мейстерзингеров».
А концертные постановки «Вертера», «Паяцев», «Орфея», «Джанни Скикки»? Если бы не война, был бы поставлен «Царь Эдип» Стравинского — над оперой уже шла работа, спектакль обещал быть очень интересным... Впрочем, это — тема целой отдельной статьи. Это граница, переход от чисто оперного театра — такого близкого и любимого Козловским — к не менее любимой им эстраде. Я думаю, этими своеобразными постановками следует заняться нашим музыковедам и режиссерам. И история их создания, и методика работы, и опыт, приобретенный при их реализации, окажутся несомненно интересными, помимо того, что будет освещено еще несколько страниц творческих биографий наших выдающихся певцов, певиц и музыкантов.
Но это просто попутное замечание. Привела я эти факты лишь затем, чтобы дать хотя бы приблизительное представление о направлении и напряженности творчества Ивана Семеновича: ведь эта работа шла помимо основной, оперно-театральной... Впрочем, трудно определить, что является для артиста основным, а что — нет. Для него основное — все! И в этом неустанном горении, в этой великолепной молодости души и мысли — тоже проявление редкого дара Козловского. Ему близка, им пережита философская глубина «Фауста»; его веселит немудрая крестьянская шутка; ему близки все благородные, возвышенные движения человеческой души; он стремится научить своих слушателей чувствовать, ощущать мир, так оказать, в унисон с самим собой— и показать (заставить, если необходимо, понять!) даже самым невосприимчивым красоту чистой человеческой души...
Не надо и спрашивать, вы, конечно, помните (не можете не помнить!) романс «Я встретил вас» в исполнении Козловского. Медленно гаснет свет, и на сцене светлым пятном остается лишь мягко освещенная фигура сидящего артиста. Одна рука прикрывает глаза, другая опущена в забытьи. Будто издалека, ненавязчиво, звучит вступление гитары. Так же, будто в раздумье, тихо поет Иван Семенович первую фразу:
«Я встретил вас...»
Но уже следующие слова заставляют думать о муке, пережитой одиноким сердцем, о его тоске по несбывшимся надеждам — уже не кажущийся бесстрастным, а едва сдерживающий свои чувства, объятый волнением человек продолжает свой рассказ о том, как «все былое в отжившем сердце ожило...»
Величайшая человеческая трагедия — несбывшееся счастье — изливается в простых словах простого романса. Сидящим в зале уже ясна и понятна боль страдающего человека, они переживают вместе с артистом воспоминания о «времени золотом»... Фраза «Я вспомнил время золотое» поется Козловским сильно, почти резко, что называется — «в упор». Все живо и все больно! Эти воспоминания не уходят, хотя и горестны и тяжки. Но вместе с горечью приходит и минутное отдохновение.
«...И сердцу стало так легко!» — звучит почти умиротворенно, почти прощением. Но нет! Ведь ушла жизнь, которая могла быть такой радостной, такой счастливой... Могла — и не стала! И обвиняюще-печально и сильно поется
«Здесь не одно воспоминанье,
Здесь жизнь сама
заговорила вновь!»...
Возврата к прошлому нет...
С грустью, с нежностью, ласково и прощально звучат последние слова:
«И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей
любовь»...
Романс неизвестного автора на слова Тютчева, хорошо знакомый многим любителям музыки и пения, был известен и до того, как его спел Иван Семенович. Романс как романс. И вдруг — целый рассказ о любви, пронесенной через всю жизнь, как самое светлое, чистое и дорогое; любви без надежды на счастье, но от этого не менее прекрасной. Вот такое раскрытие оригинала, такое умение в малом и на первый взгляд небольшом, увидеть нужное, интересное, значительное и есть тоже проявление таланта, проявление очень характерной черты творчества Козловского. Кстати сказать, Иван Семенович — человек очень требовательный в искусстве, но и бесконечно доброжелательный к своим товарищам, готовый искренне восторгаться и радоваться их удачам, так рассказывает историю своего «знакомства» с этим романсом.
— Как-то во время войны меня позвал к себе И. М. Москвин, с которым я очень дружил. И тогда Иван Михайлович с В. Д. Дорониным спели этот романс. Я смотрел на Ивана Михайловича и видел перед собой влюбленного мужчину... Я забыл, где я, забыл о времени... С тех пор я «болен» этим романсом.
Правда, Иван Семенович поет романс в несколько улучшенном гармоническом звучании, поет, конечно, по-своему, но образ старшего товарища, величайшего мастера театра, большого любителя музыки и пения, всегда сопутствует теперь уже знаменитому «Я встретил вас»... О концертной деятельности Козловского, так же, как и о его работе в оперном театре, должны быть и, конечно, будут написаны большие и серьезные исследования. Эта статья, не вместившая и сотой доли того, что можно рассказать о мастерстве, концертной репертуаре и особенностях творческого метода Ивана Семеновича, ставила своей целью лишь еще и еще раз отдать должное огромной работе певца на эстраде. Его исключительное дарование приводит в изумление. Его работоспособность удивляет. Его творческие планы так же значительны и широки, как его человеческая индивидуальность.
Незадолго до своей смерти Надежда Андреевна Обухова сказала: «Дарование и голос Козловского — явление, и явлением останутся». Сам же артист стремится сделать это «явление» достоянием сотен и тысяч слушателей. И в их благодарности, в их теплоте и дружеском участия, которое окружает Ивана Семеновича куда бы он ни приезжал, — лучшая награда артиста, чей творческий и жизненный девиз всегда был и остается — отдать свое сердце, искусство, мысль людям.
М. ОЛЕНИНА
Журнал Советский цирк. Октябрь 1964 г.
оставить комментарий