Душа танца
Вечер артистов эстрады Аллы Ким и Шалвы Лаури. Их танцу присущи все отличительные черты этого жанра. И тем не менее вы присутствуете на концерте-спектакле. Спектакле стилистически едином и связанном темой.
Спектакль называется «В ритмах танца». Название не совсем точное. Ритму подчинены лишь внешние компоненты представления. Душа его — живая мысль, реальность человеческого бытия. Под звуки вокализа Рахманинова медленно раздвигается занавес. В луче прожектора — чтец. Сначала негромко, очень доверительно читает он стихи восточных поэтов о красоте природы и жизни. В зале воцаряется тишина. Постепенно голос чтеца крепнет, мужает. С эстрады звучат гневные стихи, обращенные к палачам Хиросимы. «Неужто яблоко, блестевшее в листах, румяное, как мед, обозначает смерть у беззаботного ребенка на устах?» — как продолжение этих слов возникает танец.
В лучах восходящего солнца танцуют девушки. Легкие, задумчивые движения. В танце — покой, величие наступающего утра. Сильный высокий мужчина и маленькая изящная женщина на берегу моря. С ними сын. Их любовь и забота — все обращено к ребенку. Наступает день. Женщина плетет сети. Мужчина возвращается с уловом. Пластика танцев и трудовой процесс счастливой семьи удивительно органичны своей интимной интонацией. Но вот на ясный берег приходит смерть. Женщина теряет ребенка. Она несет его, мертвого, на руках. Мужчина бережно поднимает женщину. В его сильных руках ее сникшее тело кажется траурным знаменем. В эпилоге Он, Она и Ребенок. Скульптурная группа олицетворяет тему «Берегите мир», как и названа вся композиция.
В спектакле хорошо уживаются резкие штрихи плаката и пастельные краски лирического пейзажа, маршевые аккорды гневного гимна и свирельные звуки ясной мелодии. Его отличает глубокая драматургия и высокая культура эстрадного танца — броского, пластичного, акробатически смелого. В этом спектакле много изобретательной режиссерской выдумки. Легко ли всего с девятью артистками кордебалета создать впечатление массового бегства людей, спасающихся от обстрела? Или, умело «обыграв» монументальную фигуру солиста и хрупкий облик солистки, показать впечатляющую картину народной скорби и протеста против атомной войны? Это заслуга балетмейстера Аркадия Обранта. Ему принадлежат либретто, композиция и хореография спектакля.
Балетмейстер провел через весь спектакль жизнеутверждающую тему современности. Учитывая индивидуальные особенности артистов Аллы Ким и Шалвы Лаури, он помог им создать передвижной театр малых форм, «театр одной пары», чего еще не было в практике эстрады. Второе отделение по форме более приближается к концерту, не утрачивая, однако, единства темы. Веселые народные танцы смогут волновать и радовать людей, если на земле будет мир. Эта мысль сразу возникает у зрителей. Все другие участники концерта — гитарист, чтец, пианист — выступают в ритме, заданном постановщиком.
Гитарист Лев Андронов мастерски играет старинный танец Баха и кубинский национальный танец. Молодой чтец Валерий Бохаров читает сатирические и лирические стихи, темой которых тоже является танец. Танцевальные произведения Листа, Шопена, Брамса исполняет пианист Алексей Гинце. Индонезия. Утро. Просыпается птица из сказки. Алла Ким исполняет миниатюру «Жар-птица». Два номера сопровождаются народной музыкой. И сразу зрители переносятся в старую Вену, где даже в волнах Дуная плещутся мелодии короля вальсов Иоганна Штрауса. Этот маленький балет поставил Б. Фенстер. «Сорронго» — свадебный мексиканский обрядовый танец поставлен балетмейстером Л. Якобсоном.
Алла Ким танцует «Сорронго»
Хореографический театр миниатюр под художественным руководством Аллы Ким и Шалвы Лаури — явление новое. Поэтому хочется сказать о нем еще несколько слов. В театре малых форм создана миниатюрная труппа. В кордебалет входят девять артисток: Н. Фомина, Л. Кокина, Н. Севостьянова, Н. Кощеева, Н. Литвин, Г. Чистякова, Н. Сухаренко, В. Фомичева, В. Пичугина. Они недавние участницы художественной самодеятельности. Шалва Лаури был очень требователен на конкурсе. Эти девять девушек, отобранные из десятков других, составили труппу театра. Для них приглашен педагог С. Падве, которая окончила школу Вагановой, была солисткой театра им. Кирова и исполнительницей характерных танцев на эстраде. В театре созданы все условия для творческого роста молодежи. И в дальнейшем здесь будут ставиться программы, подчиненные единой теме, в которой душа танца откроется с такой же широтой и глубиной, как она уже открылась «В ритмах танца».
Г. КРЕМШЕВСКАЯ
Журнал Советский цирк. Апрель 1965
оставить комментарий