Два дебюта
Только ленивцы или болтуны от искусства исповедуют версию об «ожидании вдохновения».
Успех только за тем, кто исповедует в творчестве великую истину труда — изумительно радостного труда за столом, в геологической партии, на рыболовном сейнере, в шахте и потом – снова за столом.
Александр Аронов был режиссером театра Станиславского. Он прошел хорошую жизнь: мальчишкой рыл окопы под Москвой вместе с ополченцами сорок первого года, ставил спектакли в цирке, работал в театрах периферии. Последняя его работа в Москве — спектакль «Сейлемские ведьмы», очень хорошо принятый зрителями. Совсем недавно вышли две его книги: повесть «Цирк приехал!» и «Медвежий цирка; последняя написана в соавторстве с знаменитым артистом Филатовым. Думается, что каждый прочтет эти книги с удовольствием. В них, а особенно в «Медвежьем цирке», с настоящим драматизмом описывается черновая работа дрессировщика. Скучное слово «технология» здесь получает совсем иное наполнение. Нет никакой «технологии» в обычном, суконном ее понимании. Есть каждодневное творчество, разделенное на две части: на восемь часов дневных репетиций и на двадцать минут вечернего представления. Великолепно написана глава «Бунт слона Сиама». Когда я читал ее, мне казалось, что телевидение или кино получили готовый сюжет для новеллы.
Приятно написана глава о Горьком, о его дружбе с артистами цирка, о постановке в цирке пьесы Алексея Максимовича «На дне». Повесть «Цирк приехал!» хороша по своему ходу: в ней рассказывается о мальчишке, влюбленном в цирк, и мы даже угадываем прообраз героя — это известный советский клоун Борис Вяткин. Много а этой книге удачных сцен (то, что автор — режиссер, чувствуется весьма ощутимо; пишет он сценами), много ярких эпизодов посвящает Аронов главному герою — Боръке, но есть в книге и слабые места. Автор, например, совсем позабыл, что если в театре природа может быть статичной и одна декорация дает фон всему спектаклю, то в литературе, а особенно в детской, природа должна наличествовать постоянно и видоизменяясь. Описание природы должно помогать автору — таких примеров в русской классической литературе куда как много. Повесть несколько перегружена сюжетно и перенаселена героями. Вместо десяти мальчишек и девчонок вполне можно было ограничиться тремя, но это бы позволило увеличить количество граней в характере каждого, это помогло бы точнее и тоньше держать стержень сюжета, не уходя в «подсобные улочки» украшательства книги.
Эти частные замечания автор, надо думать, учтет при дальнейшей работе над повестью. Но замечания эти не столь уж существенны. Главное же — очень приятно видеть, когда режиссер, отдающий театру дань, умеет находить утро или поздний вечер и сидеть за столом и писать книгу о том, что он знает и любит, а это, по-видимому, и есть истинное творчество, когда без работы не можешь, когда, не поработав как следует, чувствуешь себя каким-то чужим и ужасно усталым. К таким людям я отношу Аронова.
Юлиан Семенов
Журнал Советский цирк. Март 1965
оставить комментарий