Двадцать лет в цирке - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Двадцать лет в цирке

...Кончилось.
До последней минуты,
где-то в глубине души
не верилось, что это случится.
Неужели?...
«Пишите заявление, —
привычно бросила сотрудница
отдела кадров, —
зарегистрируйте в канцелярии
и через недельку-другую
позвоните».

Вглядываясь в прожитые в цирке двадцать лет, пытаюсь поразмышлять над тем, что же это со мной, с нами было. Хочу, обязан оглянуться и подумать. Предвижу некоторую уязвимость столь активного зачина. Слышу, как во след раздается: задним-то умом все мы крепки... И свои резоны в таком упреке, конечно же, имеются. Однако, если б не любил цирк, не терзался его бедами и не был убежден в том, что у него был и есть иной путь движения и развития, честное слово, не стал бы признаваться, да еще публично, в таком малопочтенном чувстве, как «нелюбовь».

Я начинал в цирке в ту пору, когда конкурс в цирковое училище был чуть ли не сто человек на место. Было из кого выбирать. Выбирали лучших из лучших. Теперь выбирают из тех, кто есть. Профессия артиста цирка, увы, перестает быть престижной. В это трудно, а кому-то и неудобно поверить, но дело обстоит именно так.

Артист сделался фигурой бесправной и глубоко зависимой от хитросплетений бюрократической машины. Любые «производственные» (не говоря о личных) притязания артистов встречаются как некий вызов, посягательство на устои бюрократов. Хождения, пробивания, утрясания и выяснение своих ничтожных прав занимают столько времени и душевных сил, что поневоле напрашивается абсурдный по сути своей вывод: артисты очень мешают людям в кабинетах спокойно работать на Дело. До него, конкретного носителя этого самого Дела, людям из кабинета дела нет. Все равно, как если бы в семье, где есть один-единственный кормилец, родственники-домочадцы задались целью всеми правдами и кривдами этого -самого кормильца извести. С позиций здравого смысла представить такую семью архисложно. А вот по логике союз-госцирковского управленческого аппарата оказывается можно. И не только представить, НО и жить такой «семьей».

Правда, на словах все обстояло сказочно прекрасно и исключительно правильно. Только сознание формирует не столько сказочное желаемое, сколько сугубо реалистическое бытие. По своим законам и беззакониям.

И время строить, время молчать и время говорить, время любить и время ненавидеть...»

«... Я не люблю манежи и арены:
на них мильон меняют
по рублю, —»
так поется у ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО.

Мне вспоминается, как один известный народный артист решил помочь молодым коллегам, работавшим в тот момент на манеже столичного цирка. После выступления ребят народный артист зашел к ним в гримуборную, чтобы поблагодарить за доставленное удовольствие, сделать кое-какие замечания и между прочим посоветовать ... сменить журнал (атрибут их выступления), с которым те выходят на манеж. Не слишком искушенные в такого рода советах артисты не придали значения последнему замечанию. В результате, через день народный снова повторил совет, но с нотками раздражения: сказано поменять — меняйте! Наивные молодые люди и на этот раз не реагировали, продолжая выходить в манеж с тем же журналом. На следующее утро они получили телеграмму-приказ: немедленно покинуть столицу и срочно выехать в другой город. О причинах столь резкой перемены они узнали позже. Опытные старшие товарищи растолковали им, что на обложке журнала, который так привлек внимание народного артиста, красовалась фотография... не менее известного в цирке и тоже народного артиста. Верно говорится: паны дерутся — у холопов чубы трещат. Такие вот уроки преподавала жизнь «несообразительным холопам».

Не прошло и двух месяцев,
как хлопоты мои
благополучно завершились.
Вышел приказ,
который
окончательно и уже бесповоротно
подтверждал:
не доведется больше разъезжать,
репетировать, гримироваться,
надевать костюм,
разминаться ...
выходить на манеж работать.
Не доведется.
Кончилась артистическая карьера.
После двадцати лет работы в цирке
я вышел на пенсию.
Артистическую, по выслуге лет.

Признаюсь, что не разделяю восторгов многих по поводу возведения в стране более сорока цирков-стационаров. Инициаторов гигантского строительства не слишком заботило, кто и, главным образом, как и что будет показываться в новых цирках-дворцах. Могло ли быть иначе, если мы семь десятилетий ухитрялись обходиться без науки о цирке в ее фундаментальном понимании: теория, история, функционирование и взаимодействие цирка с другими искусствами. Однако, строили. Без одновременной и коренной реформы в области подготовки артистических, режиссерских, административных кадров. Без реконструкции постановочного хозяйства. Без учета всех требований, диктуемых спецификой цирка, начиная с манежного покрытия и кончая планировкой кухни в гостиницах для артистов. Без учета реального спроса на цирк, имеющего в разных городах отличительные особенности, традиции. Строили долго, на ссудные средства, поневоле замораживая и тормозя любые другие крупномасштабные творческие начинания, сумев лишь к началу 90-х расплатиться со Стройбанком. Выстроили некачественно. Не успели ввести в строй последний цирк, как первым понадобился капремонт.

В безоглядном строительном азарте не заметили, как потеряли взрослого зрителя и, что особенно горько, теряем молодежную аудиторию. «Серенькое» однообразие репертуара, прокатываемого круглый год на аренах цирков-дворцов перестает удивлять и привлекать думающую и изрядно избалованную зрелищами публику. Цирк должен оставаться ни с чем не сравнимым праздником! Но праздник не может длиться 300 дней в году. Это нонсенс! Это уже не праздник, а что-то совсем другое.

Обидно, что не было желания, не хватало времени, СИЛ И средств, чтобы обо всем этом подумать в последние 20 лет. Мы самозабвенно трудились, искренне полагая, что создаем или хотя бы приближаем появление нового цирка, выходим на более высокий художественный и организационный уровень развития циркового искусства. А оказалось...

Вот почему я скорее поверю в действие некоего механизма торможения, нежели в компетентность и заинтересованность тех, кто вложил столько средств и сил в малоплодотворную «строительную» идею. Стремление рапортовать, что «такого большого количества стационаров не имеет ни одна страна мира» очень походило на стремление отмахнуться от истинной глубины и серьезности народившихся в реальной практике проблем. Может быть перестать сегодня делать хорошую мину при плохой игре и спокойно разобраться в клубке проблем, растущих лавинообразно? Наш цирк устал от показушной имитации любви, он взыскует подлинного чувства.

Выход советского цирка На мировую арену, наряду с авторитетом И признанием, принес немало «побочных» эффектов, должным образом пока не осознанных. Вслед за теми первыми, действительно выдающимися номерами и исполнителями, принесшими мировую славу нашему цирку, в зарубежных гастрольных программах все чаще стали появляться предприимчивые и оборотистые «середнячки», а за ними, еще более оборотистые и наглые посредственности. Иерархия художественных ценностей и критериев была разрушена. Рядом с крупными мастерами как непременные спутники-прилипалы появились угодничающие и подхалимствующие бездари, стяжатели всех мастей и рангов. Мало-помалу поездки за рубеж, увы, для многих сделались единственным мерилом артистического, а заодно и жизненного преуспевания. Уродливо деформировался моральный облик артиста. Честь и достоинство разменивались на лицемерие, цинизм и беспринципность. «Грести под себя» стало незамечаемой нормой. Цирк эпидемически заболевал стяжательством, что, впрочем, являлось отражением более глубоких политических, экономических и социальных аномалий, происходивших на разных уровнях общества.

До времени болезнь развивалась в «скрытой» форме. Потом фарисейство И круговая порука, кумовство и коррупция всех сортов и оттенков дели горестные плоды. Все все видели и не могли не понимать, что все это означает. Однако, кто-то помалкивал, а кто-то, — ох, и не малым числом! — нес дань.

О судебном деле как-то не очень стало принято вспоминать. Мол, было и прошло, преодолели, избавились. Остались слухи и недоговоренности — не самое лучшее средство для Оздоровления системы. Всей и полной правды не было сказано ни тогда, ни, что особенно странно, сейчас. А сказать, думаю, придется. Это был, если хотите, своего рода цирковой Чернобыль, последствия которого до сих пор дают себя знать. Не рано ли уверовали, что «почва» дезактивирована?

Вспоминаю, как в те годы по заданию одной редакции собирал материал для творческого портрета известного артиста цирка. Мы условились встретиться в его выходной день... на концерте. Концерт "был шефский. И организован был, как мне потом объяснили, по инициативе генерального директора. Из двух московских стационаров и других городов были собраны лучшие артистические силы. За два десятка лет работы в цирке ни до этого, ни потом мне не приходилось видеть такой самоотдачи артистов на шефских концертах. Несмотря на неприспособленную сцену, отсутствие репетиций и наполовину пустой зал, артисты работали с невероятным подъемом. Концерт явно удался.

Известный дрессировщик рискнул даже тигра вывести на сцену. Среди прочих трюков он продемонстрировал и такой. «А теперь покажи нам, — комментировал действия животного артист, — как мы держимся перед нашим директором?» Тигр послушно вытягивался в струнку на задних лапах и застывал в подобострастной позе. По залу прокатилось восхищенное — у-у-фф.

После концерта радостно-возбужденные артисты собрались вокруг своего патрона. Не имели значения хлопоты приезда-отъезда, усталость после выходного дня. Решающее значение имело то, что в итоге «сам» поблагодарил участников концерта и пообещал в будущем не оставить никого своим вниманием. И не оставил.

Скупость в такого рода делах ему была неведома. С поистине царской щедростью «раздавались» зарубежные поездки, высокие ставки, разнарядки в лучшие цирки страны, награды, звания...

Не уверен, что подобные прецеденты бывали в других областях искусства. Но то, что «большая раздача» основательно скомпрометировала и обесценила само понятие «звание», сомнений не вызывает. Не подкрепленное золотым запасом высокой художественности и мастерства, вдохновения и таланта, простой порядочности, наконец, «звание» в цирке превратилось в охранную грамоту, спрятавшись за которую, легко стало творить дела отнюдь не творческого характера.

Теперь о критике. О необходимости уйти от парадности и комплиментарности в цирковой критике так много говорилось и говорится, а выгоды от такого поворота столь очевидны, что отсутствие реальных сдвигов в этом направлении лишает меня энтузиазма говорить еще раз. Вспомню пример критики другого рода.

Каюсь, когда в первый раз прочел в центральной газете тот очерк, я был искренне восхищен. Поразился писательскому дарованию автора публикации, сумевшему с неподдельной взволнованностью и мастерством написать о людях цирка так, как мало кому удается. Через какое-то время очерк случайно встретился мне в сборнике того же автора. Я снова перечитал его и на этот раз понял, что в профессионально сработанную литературную упаковку была завернута... неправда. Не по тайному, избави бог, умыслу автора, а по не знанию, доверчивости и, скорее всего, слепой влюбленности в предмет разговора. Некомпетентность — явление в цирковой критике нередкое. У пишущих о цирке давно и прочно засело убеждение, что цирк — искусство демократическое, а потому будто бы простое, нехитрое и, следовательно, написать о нем под силу едва ли не всякому, владеющему пером. Обидное заблуждение. За видимой «простотой» скрывается немыслимая сложность. Та же, быть может, сложность, как написать, скажем, о простой капле воды, огне, ветре. Написать так, чтобы было свежо, интересно и чтобы было правдой по сути. В сегодняшней цирковой критике есть эрудированные, честные, тонкие, добросовестные... много разных.

И это прекрасно! Мало компетентных. И это — беда!

Куда в ближайшем и отдаленном будущем швырнет славный корабль советского цирка, кто в лоцманах и каковы дела на капитанском мостике? Вот о чем печаль моя и тревога.

Многим, наверное, памятна первая встреча вновь назначенного «капитана» с артистами программы цирка на проспекте Вернадского. В порыве неподдельного восторга и, не скрою, подкупающей искренности, «капитан» признался тогда, что в последний раз был в цирке едва ли не в отрочестве. Трудно понять, на что он рассчитывал, обладая таким уровнем «компетенции». Может на «команду», что пришла с ним, но ведь и она не была готова, что называется, «к бою и походу» по той же самой причине, что и ее «капитан». Выход, очевидно, был один — начать учиться Делу, которое призван возглавлять. Учатся, как давно известно, на ошибках, но все же лучше это делать не на собственных, как показала практика, а на ошибках, ну хотя бы, предшественников. Путного, однако, вышло немного. В стиле руководства цирковым делом за методами циничного прагматизма последовали методы воинствующего дилетантизма. Изменилось само представление об истинных цирковых ценностях.

Два весьма симптоматичных примера. Распался блестящий номер эквилибристов, руководимый А. Сарачем, и вынужден был уйти из цирка один из самых талантливых клоунов — А. Николаев. Можно этот список и продолжить. Не пробросаемся ли? Талантливые артисты не то, что каждый год, они не каждое десятилетие рождаются в цирке. Надо бы поберечь! Много раз за эти годы жизнь доказывала, что таЛант нужен не только артисту, но и руководителю. А кому беречь? Чтобы оценить талант, нужно самому быть хотя бы способным.

В цирке — кризис. Кризис в нашем рутинном, догматическом мышлении. В стойких порочных привычках и отчаянном эгоизме самосознания коренится этот растреклятый кризис как закономерное возмездие за грехи. Отцы праздновали, а похмелье досталось детям, и, боюсь, внукам: перепадет.

Артистическая среда ныне раздираем» противоречиями, идут затяжные видимые и скрытые для непосвященных бои, сталкиваются интересы разных групп, отстаиваются приоритеты истинные и фальшивые. Оказалось, что мы не такие уж дружные, и для того, чтобы преодолеть кризис, надо для начала, хотя бы выслушать друг друга. Мы все еще только собираемся сесть за парту, чтобы начать учиться. Школу демократии нельзя пройти экстерном.

Нужно стать реалистами и без лишней ажиотации осознать, что внутри цирка действует как бы две демократии. Демократия «низовая» существовала всегда. За кулисами, в гримуборных, в коридорах велись и не прекращаются споры, обсуждения, дебаты... Тут никогда не было запретных тем и многозначительных недоговоренностей. Говорилось обо всем, как думалось и умелось. Именно в этом низовом слое вызревали изменения, существовала гласность. Чего не было? Не было права принимать решения и отвечать за них. А без такой ответственности гласность ограничится разговором.

В «верхних» слоях демократии, где ценятся главным образом регалии, звания и должности, где есть право принимать решения, больше озабочены разделом сфер влияния и перераспределения благ и выгод. Такой порядок их вполне устраивает.

Один не слишком именитый, но претендующий на роль такового артист, открыто похваляется письмом от весьма именитого коллеги:

«С твоим званием придется
пока повременить,
есть дела поважнее.
Но не расстраивайся.
Скоро настанут времена,
когда ты будешь мне
говорить только:
дай, дай, дай, а я буду
отвечать тебе: на! на! на!»

Блестящий пример «черного» остроумия. В остальном же, как мне кажется, комментарии излишни.

Существование двух «демократий» в корне противоречит самой идее демократизации и обновления общества. Демократия есть форма власти народа и осуществляющая его, народные, интересы. Все дело в том, каковы эти интересы и каков сам «народ».

Прислушавшись к содержанию разговоров артистов, легче всего винить их в ограниченности, бездуховности, нежелании совершенствоваться и тому подобном. В известной степени это будет справедливо, так как проблематика разговоров и обсуждений так или иначе сводится к почти патологическому желанию артиста выехать на гастроли за рубеж. При всех идеологических и воспитательных просчетах, сама ситуация, тем не менее, отражает реальное экономическое положение, в котором находится артист цирка. В лукавых попытках объяснить аномалии существующей ситуации почему-то стыдливо умалчивается о том, что, работая в нашей стране, артист получает в среднем 4-6 рублей за выступление. За ту же работу за рубежом артист получает 70-75 рублей, плюс полная зарплата в стране. Нужно ли удивляться, что за три с половиной месяца (обычный срок пребывания цирка за границей) артист при желании имеет законную возможность приобрести, скажем, кооперативную квартиру или автомашину.

Взяв все это во внимание, может, надо перестать брезгливо морщиться и навешивать ярлыки на авторов многочисленных заявлений, в которых артисты по простоте душевной просят администрацию «поставить их в загрангастроли в связи с трудным материальным положением». Все это было бы смешно, когда бы... Но надо, наконец, назвать вещи своими именами. Зарубежные гастроли безусловно являются почетным и ответственнейшим актом представительства советского цирка за рубежом со всей вытекающей отсюда серьезностью идеологического характера. Однако можно ли игнорировать и такую не менее реальную функцию зарубежных гастролей, как экономический стимул работы артиста. Нежелание принимать этот факт таковым и осуществлять работу в комплексе, на началах демократии, полной гласности и социальной справедливости приводило и, можно не сомневаться, будет приводить к негативным последствиям как в творческой, так и в морально-этической сферах. Справедливость не в том, чтобы все получали «премии» и поровну, а в том, чтобы справедливо получать не поровну. Это и будет справедливостью на социалистической основе.

Время угрюмых проблем навалилось на цирк. Ко вчерашним «застойным» прибавились позавчерашние командно-административные и усугубились сегодняшними. Непозволительно мечтать о мифологическом Геракле, который явится в авгиевы конюшни цирка разгребать завалы нерешенных проблем. Никто этой работы за нас с вами, уважаемые деятели цирка, не сделает. То, что сейчас предпринимается, — это реставрация, косметический ремонт, но никак не перестройка. Чтобы ее осуществить, необходимо признать, что сама система управления цирковым делом морально устарела. Мне меньше всего хотелось бы выглядеть экстремистом. Суетливость и скороспелость повредят делу. Однако и медлить — значит усугублять кризис.

Самое время поспешая подумать над новой моделью управления цирками в нашей стране. Без альтернативных идей и качественно нового подхода к этим вопросам вряд ли можно рассчитывать на успех. Нужны не поставщики запчастей, а конструкторы новой творческо-экономической модели советского цирка.

Представляется, что назрела необходимость создания творческого Союза Деятелей Цирка, который,совместно с руководством Союзгосцирка, мог бы строить свои взаимоотношения с артистами на контрактно-договорной основе. Такая модель, естественно, повлечет за собой коренные изменения во всех звеньях и на всех этажах творческо-управленческой пирамиды. Кое-кому, не только из административного состава, придется, вероятно, сменить профессию, ибо принципы самоокупаемости исключают безоблачное существование каждого, отдельно взятого работника. Жестоко? Да, жестоко. Но искусство всегда было и будет таким, потому что талант есть явление крайне редкое и насчет какой-то исключительности цирка в этом отношении обольщаться нет оснований. Думается, что если привести в нормальное движение товарно-денежные отношения, каковыми как раз и являются договорные отношения артиста с системой Союзгосцирка, то для истинно талантливых откроется режим наибольшего благоприятствования, что в конечном итоге должно привести к саморегуляции всех звеньев и подразделений Союзгосцирка. Хорошо бы обо всем этом вместе с артистами, искусствоведами, социологами, экономистами, критиками и другими заинтересованными специалистами обстоятельно подумать и поразмышлять. А может быть, это лишь преждевременные «злободневные мечтания»? Как бы то ни было, разговор, я уверен, не закончен.

А пока...
Заканчиваю статью.
Строфой, прерванной в начале:

«Я не люблю манежи
и арены:
на них мильон меняют
по рублю, —
пусть впереди большие
перемены,
я это никогда не полюблю.

Так спел выдающийся поэт В. Высоцкий.
Спел моему поколению.

Владимир СЕРГУНИН, кандидат искусствоведения

оставить комментарий

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования