Две музы одного города
ФИЛАРМОНИЧЕСКИЕ БУДНИ
Побродите с полчаса по Свердловску и вы смело можете заявить, что в этом городе все дороги ведут в филармонию. Концертные афиши встретят вас уже в аэропорту. И потом, куда бы ни пошли вы, они дружелюбными спутниками будут провожать вас по всему городу. И поэтому не удивляйтесь, если в конце концов вы окажетесь в филармонии.
Ранним утром филармония похожа на остров в притихшем море звуков. Пустынны гулкие фойе. И только огромные стенды готовы рассказать о праздниках и буднях филармонии. Несколько фотографий говорят о творческом пути Государственного Уральского русского народного хора — прославленного коллектива, созданного двадцать четыре года назад музыковедом Львом Христиансеном (сейчас его возглавляет композитор Вл. Горячих). Пестра и обширна «география» гастролей хора: почти все города нашей страны, Англия, Болгария, Польша, ГДР, Франция, Югославия...
Симфонический оркестр под руководством народного артиста РСФСР Марка Павермана, как и Уральский хор и лауреат международных премий струнный квартет имени Мясковского, тоже «прописаны» в Свердловской филармонии. А недавно добавилось и Уральское трио баянистов — Н. Худяков, И. Шепельский, А. Хижняк. Свердловская филармония считается обычной, рядовой. Правда, она находится в несколько более выгодном положении, чем многие другие, — у нее есть свой концертный зал. Конечно, еще тесновато. С большим трудом выселили ресторан. «Если бы отвоевать помещение у кафе, которое находится здесь же, было бы место для репетиций», — говорили мне.
Филармонические будни, дни похожие и непохожие один на другой. Каждый из них приносит что-то новое, интересное. Дни с обязательными концертами и репетициями, с поисками и задумками, с волнением подготовки и сдачи новых программ. Год-то ведь необычный, юбилейный. И поэтому жизнь всего коллектива подчинена главному— творчески ярко встретить 50-летие Советской власти. Рабочий день директора филармонии Николая Романовича Марковича начинается с телефонных звонков. К необходимости знать, как проходят гастроли своих коллективов, добавляются ежедневные изнурительные переговоры с Гастрольбюро Росконцерта. Чуть ли не с боем приходится вырывать каждого гастролера. «Вот если бы эстрадный график действовал так же, как цирковой конвейер, — говорит Маркович, — независимо от каприза «звезд». А то перед тем как планировать, договариваемся чуть ли не с каждым артистом в отдельности».
День в филармонии заполнен десятками больших и малых дел. Забота о точном соблюдении сметы, о пополнении репертуара, об организации гастролей на периферии и т. д. Сегодня в очередную поездку по области провожают группу вокалистов музыкального лектория. Кстати, музыкально-литературный лекторий работает на пятидесяти площадках области уже пятнадцать лет. Не меньшие творческий стаж и аудитория у Театра чтеца. Надо сказать, что мастера художественного слова пользуются большим успехом. В эти дни чтецы И. Казенин и Р. Кокарев, волнуясь, словно впервые вышли на эстраду, сдавали программу, посвященную 50-летию Октября. Она создана по произведениям советских писателей о бессмертном подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Не буду перечислять подробно все программы, готовящиеся здесь к юбилею, скажу о главном. Прежде всего — это четвертый заключительный фестиваль «Уральские самоцветы».
«УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ»
Начиная с 1964 года на афишных щитах, на зданиях театров, клубов, домов и дворцов культуры области загорается эмблема о изображением каменного цветка — она возвещает о начале традиционного областного фестиваля «Уральские самоцветы». Вот что рассказывает о них Нариман Евгеньевич Чуни-хин, художественный руководитель филармонии:
— Эти фестивали рождены на свердловской земле. Задуманы они как отчет и подарок творческого коллектива филармонии к 50-летию Советской власти. О характере их можно судить хотя бы по последнему, третьему фестивалю, посвященному музыке народов СССР. В исполнении нашего симфонического оркестра прозвучали произведения Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Хачатуряна. Свердловчане услышали солистов — лауреата Третьего Международного конкурса имени Чайковского скрипача В. Третьякова и пианистов В. Демьяненко, заслуженную артистку РСФСР Т. Николаеву, Ю. Муравлева и многих других. В фестивалях всегда принимают участие артисты оперного театра и студенты консерватории, многочисленная армия самодеятельных артистов.
В дни фестивалей музыка — полновластная хозяйка в городе. Во время второго фестиваля, проходившего под девизом «Музыка России», на центральной площади Свердловска тысячный хор исполнил «Патетическую ораторию» Свиридова. Впечатляющее зрелище! Четвертый, заключительный фестиваль состоится накануне юбилейных торжеств. Он пройдет под девизом: «Лучшие произведения советских композиторов за 50 лет».
Симфонический оркестр работает над циклом концертов «Выдающиеся симфонии советских композиторов». В него войдут произведения Мясковского, Шостаковича, Прокофьева и новое сочинение нашего местного автора, победителя конкурса, проводимого сейчас Уральским отделением Союза композиторов. Не останется в стороне, конечно, и наш Театр миниатюр. Он готовит новую программу...
ДЕЛА ЭСТРАДНЫЕ
— Наш Театр миниатюр сейчас в Горьком, — сказал Нариман Евгеньевич и посетовал: — Жаль, не увидите его, недавно выпустили новую программу «Дом, в котором...» — а в голосе прозвучало облегчение. — Посмотрите гастролеров...
С херсонской эстрадной бригадой еду в Березовск, небольшой рабочий поселок под Свердловском. Вчера артисты приехали поздно, еле устроились в гостиницу. В филармонии «лишних» администраторов нет — всего два. У Марковича в этом вопросе свой подход: пусть каждая группа имеет администратора, заботится о себе сама. Клуб в Березовске. Только что закончился киносеанс. А в зале, продуваемом всеми ветрами, уже собираются первые зрители, пришедшие на концерт. Пока он не начался, бегло осматриваю зал. Помещение неуютное, небрежно расцвеченное выгоревшим кумачом. По бокам сцены — строительные леса, заляпанные известкой: ремонт в разгаре.
Экран подняли, а вот подмести или хоть побрызгать водой сцену никто не догадался. Зрители об этом знают и горячо сочувствуют балерине, белая пачка которой после выступления приобретает плачевный вид. А что же говорить о певце, который выступал после танцовщиков: пыль столбом и выше головы. В Свердловске я посмотрела несколько коллективов. Почти все их концерты оставляют впечатление незаконченности, носят следы небрежности, досадной непродуманности.
Но речь сейчас не о том. Эстрадные бригады, приглашаемые филармонией, работают не только на городских площадках, большинство концертов дается в области. Интересуются ли работники филармонии, как, в каких условиях проходят эти концерты? Могут сказать, что в каждом конкретном случае это невозможно. Но что говорить про область! На эстрадном концерте в самой филармонии бойкая продавщица мороженого врывалась в зал после третьего звонка с истошным криком: «Купите в стаканчиках!» И создается странная обстановка: зрители шуршат конфетными обертками, похрустывают мороженым. А в одном из клубов, где мне довелось быть, в перерыве еще и танцы. И некоторые зрители так необычно оживлены, что невольно подозреваешь: а не торгуют ли в буфете чем-то более крепким, нежели лимонад?
Тысячи мелочей, вроде бы случайных: на концерте певца вдруг отказывает микрофон; певица вместо целого концерта поет отделение, а зрителей не предупредили, и ни в чем не повинного артиста, выступающего следом за ней, встречают дружным грохотом откидных кресел. Может быть, действительно все это — мелочи? Не думаю! Работники филармонии жаловались, что очень немногие выступления эстрадных артистов проходят хорошо. Вероятно, это объясняется тем, что далеко не везде есть все необходимое для творческого роста. Взять, к примеру, Свердловский театр миниатюр. Последнюю его программу поставил московский режиссер. Своего режиссера в филармонии нет. Нет и своих авторов. Чаще всего приглашают людей, которые мало знают исполнителей, их творческие возможности. Руководство филармонии уверяет, что местные авторы и композиторы отказываются сотрудничать с эстрадой. Вряд ли это так. Свердловск — город вузов, город молодых, тех, кто всегда готов искать, экспериментировать. Есть здесь интересные самодеятельные коллективы, песни для них пишет самодеятельный композитор Вл. Ярцев. А в местной филармонии, похоже, и не догадываются о его существовании.
В Свердловской филармонии вас убедят, что одного эстрадного коллектива для города вполне достаточно. Допустим. Но как же это получается, что свердловчане плохо знают и этот небольшой, в сущности, коллектив? По непонятным причинам свердловские артисты чуть ли не девять месяцев в году разъезжают по городам и селам страны. Меньше всего они встречаются со своими земляками. В филармонии много и досадливо рассуждают, сколько хлопот доставляет Театр миниатюр, но за этими словами не чувствуется настоящей заинтересованности в судьбе эстрадного коллектива. «У нас, знаете ли, нет не только Райкина, но даже Горелика». Невыигрышное дело, слышалось мне, и потому стоит ли им заниматься? И, может быть, именно поэтому Нариман Евгеньевич Чунихин, человек, искренне преданный музыке, не только художественный руководитель филармонии, но и второй дирижер, считает, что эстраду вообще надо отделить от филармонии. Тут уж, думается мне, комментарии излишни.
Свердловск — город музыкальный: оперный театр и театр оперетты. Здесь своя консерватория и несколько музыкальных училищ. Город взыскательный, со сложившейся музыкальной культурой. Спросите любого гастролера, побывавшего тут, и вам ответят: «Свердловчане — народ, любящий музыку, разбирающийся в ней». Это закономерно: за тридцать шесть лет существования филармонии проделана немалая работа. Но все мы знаем, что после кино эстрада — самое массовое искусство. И свердловчане любят его не меньше, чем в других городах страны. Но взгляд на эстраду в Свердловской филармонии, к сожалению, носит характер скорее коммерческий, чем творческий: музе эстрадной живется здесь куда труднее, чем музе музыкальной.
В самом деле. Как трепетно, с какой любовью и заботой относятся в филармонии ко всему, что касается серьезной музыки: изыскиваются средства, воспитываются молодые исполнители, находятся время и люди. В эстраде все иначе. И совсем не случайно, что из пяти тысяч ежегодных концертов в Свердловской области только четвертая часть приходится на эстраду. Я не ратую за перевес эстрады. Нет. Но не секрет, что эстрада столь же желанна для зрителей, как и любое другое искусство. К тому же, именно эстрада помогает филармонии работать рентабельно. И, может быть, хотя бы этим легкий жанр заслужил, чтобы к нему относились не столь безразлично!
М. МИХАЙЛОВА, спецкор «Советской эстрады и цирка»
Журнал Советский цирк. Июнь 1967 г.
оставить комментарий