Две музы одного города - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Две музы одного города

ФИЛАРМОНИЧЕСКИЕ БУДНИ

Побродите с полчаса по Свердловску и вы смело можете заявить, что в этом городе все дороги ведут в филармо­нию. Концертные афиши встретят вас уже в аэропорту. И потом, куда бы ни пошли вы, они дружелюбными спутни­ками будут провожать вас по всему городу. И поэтому не удивляйтесь, если в конце концов вы окажетесь в филар­монии.

Ранним утром филармония похожа на остров в притих­шем море звуков. Пустынны гулкие фойе. И только огромные стенды готовы рассказать о праздниках и буднях филармо­нии. Несколько фотографий говорят о творческом пути Госу­дарственного Уральского русского народного хора — прослав­ленного коллектива, созданного двадцать четыре года назад музыковедом Львом Христиансеном (сейчас его возглавляет композитор Вл. Горячих). Пестра и обширна «география» гастролей хора: почти все города нашей страны, Англия, Бол­гария, Польша, ГДР, Франция, Югославия...

Симфонический оркестр под руководством народного арти­ста РСФСР Марка Павермана, как и Уральский хор и лау­реат международных премий струнный квартет имени Мясковского, тоже «прописаны» в Свердловской филармо­нии. А недавно добавилось и Уральское трио баянистов — Н. Худяков, И. Шепельский, А. Хижняк. Свердловская филармония считается обычной, рядовой. Правда, она находится в несколько более выгодном поло­жении, чем многие другие, — у нее есть свой концертный зал. Конечно, еще тесновато. С большим трудом выселили ресторан. «Если бы отвоевать помещение у кафе, которое находится здесь же, было бы место для репетиций», — гово­рили мне.

Филармонические будни, дни похожие и непохожие один на другой. Каждый из них приносит что-то новое, интересное. Дни с обязательными концертами и репети­циями, с поисками и задумками, с волнением подготовки и сдачи новых программ. Год-то ведь необычный, юбилей­ный. И поэтому жизнь всего коллектива подчинена глав­ному— творчески ярко встретить 50-летие Советской власти. Рабочий день директора филармонии Николая Романо­вича Марковича начинается с телефонных звонков. К необхо­димости знать, как проходят гастроли своих коллекти­вов, добавляются ежедневные изнурительные переговоры с Гастрольбюро Росконцерта. Чуть ли не с боем приходится вырывать каждого гастролера. «Вот если бы эстрадный гра­фик действовал так же, как цирковой конвейер, — говорит Маркович, — независимо от каприза «звезд». А то перед тем как планировать, договариваемся чуть ли не с каждым арти­стом в отдельности».

День в филармонии заполнен десятками больших и ма­лых дел. Забота о точном соблюдении сметы, о пополнении репертуара, об организации гастролей на периферии и т. д. Сегодня в очередную поездку по области провожают группу вокалистов музыкального лектория. Кстати, музыкально-литературный лекторий работает на пятидесяти площадках области уже пятнадцать лет. Не меньшие творческий стаж и аудитория у Театра чтеца. Надо сказать, что мастера художественного слова пользуются большим успехом. В эти дни чтецы И. Казенин и Р. Кокарев, волнуясь, словно впер­вые вышли на эстраду, сдавали программу, посвященную 50-летию Октября. Она создана по произведениям советских писателей о бессмертном подвиге нашего народа в годы Ве­ликой Отечественной войны.

Не буду перечислять подробно все программы, готовя­щиеся здесь к юбилею, скажу о главном. Прежде всего — это четвертый заключительный фестиваль «Уральские само­цветы».

«УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ»

Начиная с 1964 года на афишных щитах, на зданиях театров, клубов, домов и дворцов культуры области заго­рается эмблема о изображением каменного цветка — она возвещает о начале традиционного областного фестиваля «Уральские самоцветы». Вот что рассказывает о них Нариман Евгеньевич Чуни-хин, художественный руководитель филармонии:

— Эти фестивали рождены на свердловской земле. Заду­маны они как отчет и подарок творческого коллектива фи­лармонии к 50-летию Советской власти. О характере их можно судить хотя бы по последнему, третьему фестивалю, посвященному музыке народов СССР. В исполнении нашего симфонического оркестра прозвучали произведения Мусорг­ского, Чайковского, Рахманинова, Хачатуряна. Свердловчане услышали солистов — лауреата Третьего Международного конкурса имени Чайковского скрипача В. Третьякова и пиа­нистов В. Демьяненко, заслуженную артистку РСФСР Т. Ни­колаеву, Ю. Муравлева и многих других. В фестивалях всегда принимают участие артисты оперного театра и студенты кон­серватории, многочисленная армия самодеятельных артистов.

В дни фестивалей музыка — полновластная хозяйка в го­роде. Во время второго фестиваля, проходившего под девизом «Музыка России», на центральной площади Свердловска тысячный хор исполнил «Патетическую ораторию» Свири­дова. Впечатляющее зрелище! Четвертый, заключительный фестиваль состоится нака­нуне юбилейных торжеств. Он пройдет под девизом: «Луч­шие произведения советских композиторов за 50 лет».

Симфонический оркестр работает над циклом концертов «Выдающиеся симфонии советских композиторов». В него войдут произведения Мясковского, Шостаковича, Прокофьева и новое сочинение нашего местного автора, победителя конкурса, проводимого сейчас Уральским отделением Сою­за композиторов. Не останется в стороне, конечно, и наш Театр миниатюр. Он готовит новую программу...

ДЕЛА ЭСТРАДНЫЕ

— Наш Театр миниатюр сейчас в Горьком, — сказал Нариман Евгеньевич и посетовал: — Жаль, не увидите его, не­давно выпустили новую программу «Дом, в котором...» — а в голосе прозвучало облегчение. — Посмотрите гастролеров...

С херсонской эстрадной бригадой еду в Березовск, неболь­шой рабочий поселок под Свердловском. Вчера артисты при­ехали поздно, еле устроились в гостиницу. В филармонии «лишних» администраторов нет — всего два. У Марковича в этом вопросе свой подход: пусть каждая группа имеет администратора, заботится о себе сама. Клуб в Березовске. Только что закончился киносеанс. А в зале, продуваемом всеми ветрами, уже собираются первые зрители, пришедшие на концерт. Пока он не начался, бегло осматриваю зал. Помещение неуютное, небрежно рас­цвеченное выгоревшим кумачом. По бокам сцены — строи­тельные леса, заляпанные известкой:  ремонт в разгаре.

Экран подняли, а вот подмести или хоть побрызгать водой сцену никто не догадался. Зрители об этом знают и горячо сочувствуют балерине, белая пачка которой после выступления приобретает плачевный вид. А что же гово­рить о певце, который выступал после танцовщиков: пыль столбом и выше головы. В Свердловске я посмотрела несколько коллективов. Почти все их концерты оставляют впечатление незаконченности, носят следы небрежности, досадной непродуманности.

Но речь сейчас не о том. Эстрадные бригады, приглашае­мые филармонией, работают не только на городских пло­щадках, большинство концертов дается в области. Интере­суются ли работники филармонии, как, в каких условиях проходят эти концерты? Могут сказать, что в каждом кон­кретном случае это невозможно. Но что говорить про область! На эстрадном концерте в самой филармонии бой­кая продавщица мороженого врывалась в зал после третьего звонка с истошным криком: «Купите в стаканчиках!» И соз­дается странная обстановка: зрители шуршат конфетными обертками, похрустывают мороженым. А в одном из клубов, где мне довелось быть, в перерыве еще и танцы. И некото­рые зрители так необычно оживлены, что невольно подозреваешь: а не торгуют ли в буфете чем-то более крепким, нежели лимонад?

Тысячи мелочей, вроде бы случайных: на концерте певца вдруг отказывает микрофон; певица вместо целого концерта поет отделение, а зрителей не предупредили, и ни в чем не повинного артиста, выступающего следом за ней, встречают дружным грохотом откидных кресел. Может быть, действительно все это — мелочи? Не думаю! Работники филармонии жаловались, что очень немногие выступления эстрадных артистов проходят хорошо. Веро­ятно, это объясняется тем, что далеко не везде есть все необходимое для творческого роста. Взять, к примеру, Сверд­ловский театр миниатюр. Последнюю его программу поста­вил московский режиссер. Своего режиссера в филармонии нет. Нет и своих авторов. Чаще всего приглашают людей, которые мало знают исполнителей, их творческие возмож­ности. Руководство филармонии уверяет, что местные авторы и композиторы отказываются сотрудничать с эстрадой. Вряд ли это так. Свердловск — город вузов, город молодых, тех, кто всегда готов искать, экспериментировать. Есть здесь интересные самодеятельные коллективы, песни для них пишет самодеятельный композитор Вл. Ярцев. А в местной филармонии, похоже, и не догадываются о его существо­вании.

В Свердловской филармонии вас убедят, что одного эстрадного коллектива для города вполне достаточно. До­пустим. Но как же это получается, что свердловчане плохо знают и этот небольшой, в сущности, коллектив? По непо­нятным причинам свердловские артисты чуть ли не девять месяцев в году разъезжают по городам и селам страны. Меньше всего они встречаются со своими земляками. В филармонии много и досадливо рассуждают, сколько хлопот доставляет Театр миниатюр, но за этими словами не чувствуется настоящей заинтересованности в судьбе эстрад­ного коллектива. «У нас, знаете ли, нет не только Райкина, но даже Горелика». Невыигрышное дело, слышалось мне, и потому стоит ли им заниматься? И, может быть, именно поэтому Нариман Евгеньевич Чунихин, человек, искренне преданный музыке, не только художественный руководитель филармонии, но и второй дирижер, считает, что эстраду вообще надо отделить от филармонии. Тут уж, думается мне, комментарии из­лишни.

Свердловск — город музыкальный: оперный театр и театр оперетты. Здесь своя консерватория и несколько музыкаль­ных училищ. Город взыскательный, со сложившейся музы­кальной культурой. Спросите любого гастролера, побывав­шего тут, и вам ответят: «Свердловчане — народ, любящий музыку, разбирающийся в ней». Это закономерно: за тридцать шесть лет существования филармонии проделана немалая работа. Но все мы знаем, что после кино эстрада — самое массовое искусство. И сверд­ловчане любят его не меньше, чем в других городах страны. Но взгляд на эстраду в Свердловской филармонии, к сожалению, носит характер скорее коммерческий, чем творче­ский: музе эстрадной живется здесь куда труднее, чем музе музыкальной.

В самом деле. Как трепетно, с какой любовью и заботой относятся в филармонии ко всему, что касается серьезной музыки: изыскиваются средства, воспитываются молодые исполнители, находятся время и люди. В эстраде все иначе. И совсем не случайно, что из пяти тысяч ежегодных кон­цертов в Свердловской области только четвертая часть при­ходится на эстраду. Я не ратую за перевес эстрады. Нет. Но не секрет, что эстрада столь же желанна для зрителей, как и любое дру­гое искусство. К тому же, именно эстрада помогает филар­монии работать рентабельно. И, может быть, хотя бы этим легкий жанр заслужил, чтобы к нему относились не столь безразлично!

М. МИХАЙЛОВА, спецкор «Советской эстрады и цирка»


Журнал Советский цирк. Июнь 1967 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования