Двести граммов плохого характера
B Союзгосцирк пришли два совершенно одинаковых письма, точно списанныx друг c дружки. Но это просто совпадение. Одно пришло из Северодонецка, другое — из Ростова-на-Дону.
Пишут Наташа Асабина и Сальникова Елена. Им по семнадцать лет, скоро кончают десятилетку. Никто в роду в цирке не работал, а они вот мечтают. Очень любят зверей. Как стать дрессирoвщиком?
Отвечать на такие письма — мученье. Ведь ни институтов, ни факультетов, ни училищ, ни даже краткосрочных курсов нет. Что же посоветовать?
Но тут же возникает вопрос: a откуда же они, дрессировщики, берутся?
Чаще всего профессия передается по наследству: раз нет системы Обучения — вся надежда на то, что опытный мастер сам приготовит себе смену, a кого же ему и готовить, как не собственное чадо, которое всегда под рукой и c которого можно как угодно строго спрашивать. К тому же, это чадо вырaстает бок o бок c животными и приучается К НИМ с пеленок. Поэтому утомительные вводные занятия («вот тут, обратите внимание, y зверя голова, a тут, наоборот, хвост») можно со спокойной душой пропускать.
C такой передачей профессии мы уже сталкивались: Кантемировы, Дуровы, Тихоновы, Безано, Эдеры. Вот еще несколько примеров, выхваченных наугад: дрессировщица медведей Эльвира Подчерникова — дочь укротителя Эльворти; y Виктора Денисова, который, кажется, побил все рекорды, в восемнадцать лет дебютировав со львами, отец тоже был дрессировщиком; Анатолий Корнилов успешно выступает со слонами, продолжая работу отца, да и третьему Корнилову, внуку, тоже, видно, от слонов никуда не деться...
Сейчас, к сожалению, об этом не время говорить, но дети, выросшие в цирке, — совершенно особенные дети. Это только на беглый, чужой взгляд они купаются в волнах романтики. А на самом деле тут очень мало завлекательного. Жизнь на колесах — из города в город, из школы в школу. Ни товарищей, ни собственного даже дома: сейчас — в гостинице, завтра — на частной квартире. Когда ваши дети, перецеловавшись c родными, готовятся ко сну, эти крутятся за кулисами: y папы и y мамы — самое волнение, самая работа... B общем, каждый такой ребенок имеет очевидные шансы вырaсти шалопаем и бездельником.
Но получается наоборот. Цирковые дети отличаются неиссякаемыми запасами трудолюбия. Видимо, это происходит потому, что ЦИРК — такое место, где ничего не дается без очень большого труда, и понимать это каждый ребенок начинает очень рано.
Мы видели и другое: дрессировщиком становится артист, уже имеющий какую-то цирковую профессию.
Вот послушайте про Любовь Кузьминичну Жирнову.
Она выросла в большой циpковой семье. Четыре сестры и брат—все на манеже. Сама выступает с восьми лет.
Работала на проволоке, была прыгуном и акробатом, участвовала в пластических номерах.
Еще все шло прекрасно, a уже начали беспокоить мысли о возрасте, чем заниматься, когда нельзя будет выходить на манеж в любимых жанрах? Ведь цирковой артист стареет очень рано, и только От него самого зависит, как спланируется его будущее — продлится ли на многие гoды творческая жизнь или начнется тоскливое пенсионерское прозябание.
Жирнова выбрала: дрессировку голубей. В этом, прежде всего, сказалась ее крепкая цирковая закалка — другая дебютантка поостереглась бы так замахнуться, выбрала бы что-пи6удь попроще, поосвоенней.
Голубей, тех самых, что так умильно воркуют под вашим окошком, дрессировать труднее, чем тигра. Сам «дедушка» Дуров считал их на редкость трудновоспитуемыми. У него самого в знаменитом классическом номере «Сон охотника» голуби только то и пpoделывали, что слетались к нему со всех сторон и усаживались на ружье.
Но Жирнова c самого начала решила не использовать голубей в номере, a с ними поставить самостоятельный номер: чтобы они разучили интересные трюки, чтобы освоили трудные задания. Она представила себе, как это может быть нарядно, как эффектно... Села и сочинила сценарий. Не подержавши в руках ни одного голубя!
Сценарий утвердили. И Жирнова, продолжая работать в акробатическом номере (то есть кaждый день репетируя до упаду и каждый вечер участвуя в представлении), принялась его воплощать.
Подготовка заняла три года. Первый год ушел на взаимное знакомство. Артистка покупала птиц, заводила связи среди фанатиков-голубятников, вместе с ними лазила по крышам, покупала книги.
Первые впечатления были не из самых утешительных. Кроха — двести граммов вес,— a дикости, упрямства, непокладистости на трех бегемотов хватит. И пугливы они, и недоверчивы, едой их не приманишь, a наказывать... Что там вообще наказывать?
B книгах содержалось множество ценных сведений: как кормить, купать, лечить, гонять и даже угонять чужих птиц в свою стаю. Но o дрессировке — хоть бы словечко.
Потому и понадобился, чтобы осмотреться, целый год. Но он прошел не даром. Выяснилось: от голубей можно добиться практически всего, но только повторять все нужно до полной потери сознания. Голубь не дается в руки. Голубь не выносит прикосновений. Голубь улетает, если на него упадет тень. A вы поработайте c ним, как работали в старину китайские мастера над своими хрупкими, из слоновой кости безделушками...
Второй год — это уже были репетиции. Жирнова выясняла, что из ее фантастических планов можно осуществить, a что нереально даже при ее настойчивости и терпении. Но такого было тало.
K концу третьего года отдельные кусочки стали сплетаться в тугой, единый узор, в гармоническое целое. И, наконец, пришло время объявлять премьеру...
Однако настоящие трудности тут только и начались.
B труппе постоянно сотня птиц. Несколько птенчиков, несколько почетных пенсионеров. А со всеми остальными надо репетировать каждый день — c каждым отдельно. На манеже номер продолжается, если голуби послушны, пять-шесть минут. A репетиции занимают весь день, c утра до ночи.
Трудно обучить и слона, и льва, и тигра. Но уж если затрачены на них время И СИЛЬI — на долгие годы артисту обеспечена стопроцентная отдача.
A голуби хрупки, как безделушки, особенно те изнеженные, заласканные декoративные птицы, которых приходится выбирать за их красоту. То они болеют, то разбиваются в полете. Голубки часто не могут снести яичком тоже смерть. Или так: целый год занималась Жирнова c одной птицей, a в вечер дебюта голубка перед самым вы ходом попила водички и захлебнулась.
Поэтому непременное условие долговечности номера — непрерывная подготовка дублеров.
Что очень облегчает жизнь дрессировщикам четвероногих — на новичка, как правило, благотворно влияют старшие. Молодой зверь и растерялся бы и испугался. Но его поддерживают и наставляют ветераны.
A голуби подвержены только дурным воздействиям.
Если, например, надо слететься вместе со всеми на широкополую шляпу, похожую на мексиканское сомбреро, ученик смотреть не станет, что все остальные уже послушались. Он как сидел, таки будет сидеть. Но зато если ему вздумается вспорхнуть и улететь c манежа — за ним последуют все остальные, в том числе и самые прилежные.
Наверное, голубям, при их ничтожных размерах и беззащитности, мир является как скопище опасностей и бедствий. Во всяком случае, ко всему новому они относятся c настороженностью. Даже не звериной, a вообще немыслимой и неимоверной.
Приехали в Ленинград. Отрепетировали, подготовились. A перед самым представлением цирк принарядился, и барьер скрылся под ярким чехлом — в крупных черных, белых и золотых квадратах.
B положенный момент голубь опустился на барьер, впрягся, как всегда, в колясочку, покатил... И замер на границе одного цветного квадрата c другим. Пришлось его уговаривать, манить. Еще два шага — снова остановка. И так — сколько было на пути квадратов. И ведь нельзя, по цирковым законам, прервать трюк на серединке: извините, мол.
B дни тех же гастролей Жирновой прислали из Москвы новый костюм. К платью полагались длинные черные перчатки-митенки. Голуби с самого начала отнеслись к новому туалету c недоверием, a черные руки их доконали — наверное, очень живо вспомнился коршун. И они на руки не пошли. Тоже было пережито несколько «веселых» минут.
Какой-то зритель, выскочив из первого ряда, напугал везущего коляску голубя. Голубь скинул c себя постромочки и взлетел. C тех пор, как доезжал до этого места, — каждый раз выпрягался и улетал. Даже на репетициях, перед пустыми креслами.
Все дрессировщики, работающие c хищниками, хоть раз да побывали в их объятиях, o чем свидетельствуют страшноватые шрамы — следы от когтей и зубов. Но это вроде не обидно, зато представьте, каково терпеть боль от голубя, который всем светом почитается за образец кротости и миролюбия! А они и клюются, и царапаются, и норовят ткнуть в глаз клювом — сколько раз Жирновой приходилось, обливаясь кровью, убегать c манежа!
Вот и прикиньте: в каком институте, на каких курсах могут научить всему этому?
Д.Акивис
оставить комментарий