Дворец циркового искусства - каким он будет?
Нет никакого сомнения в том, что зрители других городов захотят видеть постановки Московского цирка со всеми их блестящими эффектами. Вероятно, это обстоятельство через два-три года качнет оказывать влияние на проектировку новых и реконструкцию старых цирков.
На строительстве нового Московского цирка. Фото Е. САВАЛОВА
Выло бы неверно думать, что новый Московский цирк ограничится только сюжетными представлениями и что будущее советского цирка — в них одних. Неизбежно возникнет проблема демонстрации обычной цирковой программы в новых условиях. И здесь придется искать особые художественные приемы, особые способы связывать номера.
НЕИЗБЕЖНЫЕ ПОТЕРИ
Края чаши трехтысячеместного амфитеатра более пологи, чем в цирке на Цветном бульваре, и в девяти верхних рядах поместится больше зрителей, чем в двенадцати нижних. Чем дальше от манежа, тем мельче кажутся человеческие фигуры на нем.
Но как быть с лицом артиста? Его-то ведь нельзя увеличить, как это делает кино при съемке крупным планом. А ведь мимика как раз и выражает большую часть того, что мы зовем артистизмом, — едва уловимую связь исполнителей между собой и всех их со зрителями, того, в чем заключена немалая прелесть циркового искусства, его неотразимое обаяние. Мимолетный взгляд, которым обменялись гимнасты перед трюком; полуулыбка благодарности партнеру и чуть заметное движение бровей в ответ; и нежность на лице, обращенном к послушному хищнику; и выражение неподдельного торжества, когда удался опасный трюк... Словом, подлинной жизни артистов на манеже, с ее волнениями, тревогами и радостями, так же, как и деталей тонкой, правдивой игры клоуна, многие зрители не увидят.
Но здесь не к лицу задумчивая грусть по милой «интимности» уходящего старого цирка — такого, каким он вошел в мировую литературу от Эдмона Гонкура до Леонида Андреева. Советский цирк давно перерос «романтику» бродяжнического быта и художественную примитивность балагана. И об утраченной примитивности не приходится скорбеть, видя триумфальное шествие нашего цирка по аренам всего мира.
То новое, что принесет с собой техника Московского цирка, с лихвой возместит понесенные утраты. Оно будет означать следующий шаг вперед в развитии циркового искусства.
Словом, постройка нового циркового здания в столице порождает множество самых различных вопросов. Художественные, организационные, финансовые и иные проблемы потребуют своевременных и разумных решений от всех без исключения звеньев Союзгосцирка. И самое широкое и всестороннее обсуждение их необходимо уже сегодня, чтобы потом не оказаться лицом к лицу с неожиданностями.
Несколько мыслей, высказанных здесь в порядке такого обсуждения, могут показаться спорными. Тем лучше: тихая гладь нередко скрывает истину; в кипении спора легче увидеть ее.
М. ТРИВАС
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1966 г.
оставить комментарий