Единым ли трюком
В статье B. Владимирова «О трюке и скуке» полемический запал автора просматривается уже в заголовке. Авторская позиция заявлена недвусмысленно и четко: либо трюк лежит в основе цирковой зрелищности, либо нас ожидает на манеже скука.
B подтексте этого утверждения, a также в следующем за ним отрицании роли и значения театpализации на манеже содержится излишняя, на наш взгляд, максималистская категоричность — либо то, либо другое.
Выступая в качестве оппонента B. Владимирова, возражая ему по целому ряду пунктов. Г. Белякова убедительно доказывaeт, что нарочитое противопоставление циркового трюка театрализации неверно по самой сути. И, быть или не быть театрализации в цирке, этот вопрос следует решать не априорно, a c учетом конкретной постановочной ситуации, касающейся реального номера или аттракциона.
Но по сути дела проблема, поднятая B. Владимировым, не есть постановочная проблема, она, скорее всего, изначально является проблемой драматургической. С этих позиций к ней следует подходить. Для уяснения позиций необходимо прежде всего поддержать высказанное B. Владимиpoвым мнение (которое, кстати, никто не оспаривает, в этом вопросе едины все теоретики манежа), что «главным и определяющим критерием образной выразительности цирка выступаeт цирковой трюк». Спорить тут не o чем: извecтный исследователь специфики зрелищных видов искусств Я. Ратнер, например, утверждает, что «реприза (имеется в виду некое цельное явление, так сказать, единица измерения и формальная величина циркового искусства, поэтому понятие «реприза» в данном случае можно заменить понятием «номер» или («выступление» — A. Ж.) в цирке, как известно, — законченная комбинация трюков».
Трюк — основа циркового искусства. B этом заявлении нет открытия, eгo следует принимать аксиоматично. Поэтому-то и не совсем ясно, в чем именно состоит критикуемое В. Bладимировым отступление от этого правила? B появлении слaбых по своей трюковой основе номеров? Но ведь это конкретный факт, который характеризует лишь данный номер и данного исполнителя, не больше.
Согласиться же c огульным отрицанием театрализации (a именно такова позиция B. Владимирова!), принять его мысль о том, что «стоит только внести в стихию цирковой зрелищности обычность и повседневность обихода или взаимоотношения бытового характера, цирк сразу же теряет свою художественную привлекательность и остроту образного восприятия», очевидно, нельзя. То есть, так, видимо, бывает, но далеко не всегда. Имела ли место «обычность и повседневность обихода», скажем, в знаменитой дуровской «Железной дороге»? Да она строилась на нем! Содержатся ли «взаимоотношения бытового характера» в аттракционе Л. и B. Шевченко? Думается, что образы, в которых выходят на манеж эти артисты, диктуют и линию поведения и характер общения c животными, то есть содержат в себе если не театрaлизацию, то ее очень нeжные детали. Ну a уж если говорить об искусстве клоунады, то ему попросту никуда не деться от упомянутого выше бытования, поскольку львиная доля клоунских реприз и антре испокон века строятся на таком материале, И клоунада при этом отнюдь не «теряет свою художественную привлекательность и остроту образного восприятия», скорее, наоборот. И при этом вовсе не умаляется роль трюкoв, ибо, как отмечал в свое время B. Ардов, «гораздо ценнее, если всякий трюк ложится по ходу сюжета клоунады; если он иллюстрирует мысль, заложенную в данную репризу».
Нет ни малейшего сомнения в том, что театр и цирк при всем их очевидном родстве все же суть разные формы зрелищности, причем каждая из них имеет сваю специфику, свои язык. Бездумное, непрофессиональное использование приемов из творческого арсенала одного вида искусства в другом может в конечном итоге привести к известной эстетической девальвации некоторых элементов зрелища.
Мне вспоминается утверждение, что трюк мало показать, надо, чтoбы его увидели. Итак, зритель должен трюк увидеть, а артист (в содружестве c драматургом, режиссером, художником, композитором и т. д.) его показать. Проблема таким образом, все же изначально должна решаться драматургическими средствами. Отсутствие y подавляющего большинства мастеров манежа знаний азов драматургии, к сожалению, имеет определенные традиции, так как характерные для циркового сценария в прошлом анонимность и устная форма существования не позволили сформироваться правилам литературной фиксации, не дали сложиться традиции записи цирковых сценаpиев. Эта традиция имеет место и в практике современного цирка, в результате чего неизбежно возникает y некоторой части мастеров манежа несколько снобистская позиция восприятия драматургической первоосновы циркового искусства. Игнорирование важных положений драматургического творчества ведет к безусловному снижению художественных достоинств цирковых сценариев, что впоследствии сказывается на идейно-художественном уровне выступлений артистов цирка.
Освоение мастерами манежа теоретических основ сценарного творчества Может содействовать обретению драматургией цирка более пpoчных позиций в современном литературном процессе.
Еще раз обратим внимание на то, что трюк в цирке важен не сам по себе — важна его подача, форма, в которой он преподносится зрителям. Невыигрышная подача может испортить даже самый сложный и неожиданный трюк. Значит, на манеже должны быть не просто трюки как таковые, а их осмысленная взаимосвязь. Именно на этом тезисе построено и утверждение Г. Беляковой, отдающей предпочтение тем произведениям манежа, «где яркое трюковое содержание выражено не менее яркими цирковыми приемами».
Трюк, содержащийся сценарной первооснове любого номера, a затем вынесенный на манеж, трюк как действенный, так и словесный (реприза), равно работает на драматургию. И дело сейчас за сценаристами, которые могли бы облечь трюки в адекватную драматургическую форму, a также определить и выделить так называемый сценарный ход, то есть трюк, который, будучи подан определенным образом, составляет своеобразный каркас сценария и его образ.
Так что, как мы видим, дело драматурга логически грамотно выcтроить имеющиеся трюки, найти характеры персонажей и обосновать их взаимоотношения. Но придумать цирковые трюки профессиональный драматург, как правило, не может. И одной из причин этого является слабое знание (или же полное незнание) специфики цирка. Сегодня автор сценария циркового номера и аттракциона совмещает в одном лице драматурга и исполнителя, a то и режиссера, и поэтому вопрос o цирковой специфике решается сам собой. Со знанием специфики драматургической дело обстоит значительно хуже. Вот и получается, что большинство нынешних цирковых сценариев есть не что иное, как более или менее приемлемая запись трюков, автором которых часто является сам исполнитель.
Вспомним один из хрестоматийных примеров цирковой драматургии — игранное-переигранное антре «Венера» («Случай в парке»). Эта восходящая едва ли не к ренессансным лацци сценка обрeла поистине вторую молодость в исполнении Карандаша... Собираемая-разбираемая парковая статуя y Карандаша служила неким символом прекрасного, разрушенного по неосторожности, a потому все усилия незадачливого посетителя парка были направлены на восстановление этой красоты. Неловкость чудака приводила к появлению смешного и нелепого варианта статуи, в котором были перепутаны все ее части, a потом — уже и вовсе диковинному поступку! — посетитель сам пытается изображать статую.
Сторонники высказанной В. Владимировым точки зрения могут возразить, делая акцент на сюжетности данной сценки, что клоунские антре по самой своей природе сродни театру, а посему — живут по его законам. С этим можно было бы согласиться, ибо развернутый сюжет в какой-то степени противопоказан манежу. Сюжет, но не театрализация.
Наступило, видимо, время, когда нужно договориться о терминологии, выяснить, наконец, что ecть что. Если B. Владимиров видит в театрализации злоупотребление средствами театральной выразительности (a не употребление их вообще!), если выступает против введения развернутого сюжета в ткань циркового действия, то тогда его точку зрения следовало бы принять. Действительно, многие постановки сюжетных представлений в цирке нельзя отнести к числу очевидных достижений манежа.
Оговоримся, что мы не рассматриваем в данном контексте широко известные новогодние представления для детей, так называемые «елки». Дело в том, что они-то, как правило, строятся на сюжете, но делается это сплошь и рядом так беспомощно в драматургическом отношении, так банально и заштампованно, что «елки» эти различаются только по названиям да фамилиям авторов сценариев. И драматургов среди этик авторов очень мало, почти нет...
Однако вернемся к театрализации. И при детальном анализе названного явления обнаружим, что театрализация это вовсе не обязательная сюжетность.
большинство специалистов-теоретиков зрелищных видов искусства, равно как и авторы толковых словарей русского языка, рассматривают театрализацию как драматургическое и постановочное приспособление документального и трюкового материала к демонстрации, показу зрителям. Поэтому надо, наверно, предпринять попытку определить, сформулировать понятие театрализации. B одном из возможных вариантов эта формулировка может выглядеть следующим образом: театрализация в цирке — это введение в логично расположенный трюковой ряд элементов художественного и музыкального оформления, a также других постановочных деталей (свет, шумы и т. д.), способствующих создaнию полноценного художественного образа в цирковом номере (аттракционe).
И если в упомянyтых B. Владимировым номерах пролеткультовской поры нанизывание трюков на сюжет приводило, естественно, к вульгарно-cоциологическим результатам, то чем сегодня мешают элементы театрализации в номере Голышевых (оставьте от этого блистательного зрелища чистые трюки — интересно это будет смотреть?), в знаменитом «Прометее» Волжанских, в уже названном аттракционе Шевчeнко?
Если трюки в номере выстроены в логической последовательности, если последовательность трюков есть последовательность усложнения, своеобразная форма соревнования исполнителей в профессионализме, если элементы художественного и музыкального оформления углубляют образы исполнителей, и не мешают демонстрации трюков, если все это в сумме помогает созданию более выигрышного в эстетическом, зрелищном отношении циркового произведения, следует ли возражать против театрализации?!
В такой же степени неправомерным представляется нам и утверждение инициатора данной дискуссии o том, что «театр и эстрада, вливая элементы своих искусств в цирк, сильно вредят делу процветания циркового искусства как такового». Но ведь так с водою можно выплеснуть и ребенка! Безусловно, некoторый эстрадно-постановочный крен ощущается в жизни современного манежа, этакое мюзик-холльство — да не увидится никому в данном термине оттенок уничтожительности или налет негативизма. Имеет место чрезмерное увлечение вокально-хореографическим антуражем. Ряд цирков уже зачислили в штат небольшие танцевальные ансамбли, в представлениях используются вокaльнo-инструментальны е ансамбли. Вот и выходит порой, что какова бы ни была программа, a зритель должен, так сказать, отсмотреть определенное количество малохудожественных танцев и заслушать песни очередного ВИА.
Все это действительно не имеет отношения ни к цирку вообще, ни к цирковым трюкам в частности. Но попробуем напомнить тем, кто стоит за чистый трюк, что, скажем, в ставшем необычайно популярном фигурном катании есть не только обязательная и произвольная программа, которые смотрят миллионы, но и так называемая «школа», которую смотрят в лучшем случае десятки специалистов. Может, и цирк надо показывать только специалистам?
A нужен ли в цирке чистый трюк, трюк как таковой? Нужен, но как часть, как составляющий элемент, как один из логических звеньев цепочки трюков, позволяющий продемонстрировать мастерство исполнителя, a также создать действие при помощи специфических средств цирковой выразительности. A образный строй номера и его идейно-художественное решение будут сочетаться c характером и содержанием тpюков. Если позволяет материал данного конкретного номера, то следует искать пути введения в зрелищную ткань циркового произведения, каковым является номер, элементов театрализации. Но что вводить, в каком виде и в каком объеме, это дело вкуса, опыта, такта, в конечном итоге мастерства драматурга, постановщика и артиста.
Так что никто не собирается отказываться от самобытной художественной зрелищности цирка или искусственно развивать то, что способно, по мысли B. Владимирова, нивелировать художественные достоинства трюков и привести к упадку любимого массами зрелища...
Автору этик строк приходилось неоднократно наблюдать процесс создания нового номера. Приезжающий на репетиционную базу артист имеет в своем распоряжении обычно ряд более или менее сложных трюков, но не имеет ми малейшего представления об их логической последовательности, o своей манежной маске-образе, о том, как все им наработанное может смотреться в сумме. И режиссеру-постановщику порою предстоит решать творческие задачи с очень большим количеством неизвестных. A ведь нередко в распоряжении артиста имеются трюки из разных сфер циркового искусства, например, дрессура и акробатическая эксцентрика или что-либо другое... Что делать в этом случае? Что показывать сначала, а что потом? A может быть, на манеж просится сплав этих жанров? Вот и попробуйте тут обойтись без элементов театрализации.
Но размышлять на все эти темы следует не в ходе репетиций, a в ходе создания первоначального варианта литературного сценария, то есть средствами предварительного описания будущего номера. И не беда, если в ходе последующих репетиций литературный сценарий номера претерпит известные изменения, это процесс естественной доводки и уточнения.
B заключение скажем, что в довольно спорной, но искренней статье B. Владимирова вовсе отсутствует упоминание o драматургии цирка, хотя поднятая проблема, как нам представляется, сводится к осмыслeнию форм драматургического творчества в рамках манежа.
Все эти проблемы нуждаются, как справедливо заметили зачинатели дискуссии, в теоретическом осмыслении. O необходимости развития цирковедения, его научном становлении говорилось уже не раз. И процесс этот идет, хотя и медленнее, чем хотелось. Так что в области теории циркового искусства специалистам предстоит еще немало поработать. Неразработанность или же даже отсутствие теории какого-либо вида творчества никоим образом означенной теории не заменяет. Если в прошлом теории циркового искусства попросту не было, a o создании ее никто и не помышлял, то сегодня она необходима. Вспомним в связи c вышесказанным, что, по мнению Д. Дидро, «каждое искусство обладает и своей теоретической, и своей практической частью. Его теоретическая часть является не чем иным, как познанием правил этого искусства, не связанных c прямым действием... Трудно, если не невозможно, продвинуть далеко вперед практику без теоретических размышлений.
Следовательно, научное осмысление теоретических основ искусства цирка может и должно служить его дальнейшему развитию.
АНАТОЛИИ ЖИТНИЦКИЙ
Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь1986 г.
оставить комментарий