В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Эдит Пиаф - певица демократической Франции

Эдит Пиаф - певица демократической ФранцииВ один и тот же осенний октябрьский день минувшего  года передовая демократи­ческая культура Франции по­теряла двух выдающихся артистов — Жана Кокто, «принца поэтов», худож­ника и кинорежиссера, и Эдит Пиаф — «гранд-даму» французской песни.

Они принадлежали к разным по­колениям (Кокто умер на семьдесят пятом году жизни, Пиаф — на сорок восьмом), но их объединяло общее понимание задач искусства, глубо­кая человечность и всенародная лю­бовь зрителей, читателей, слушате­лей... Они были друзьями, и их твор­ческие пути неоднократно скрещи­вались. Так, в 1940 году Эдит Пиаф с несравненным мастерством впер­вые исполнила песенку «Равнодуш­ный красавец» на слова Жана Кок­то, а в 1958 году появилась книжка мемуаров Эдит Пиаф, в предисловии которой Кокто писал: «Она неподражаема. Никогда раньше не существовало Эдит Пиаф, другой Пиаф никогда не будет. Как Иветта Гильбер или Ивонна Жорж, как Рашель или Режан — она звезда, пожирающая себя в ночном одино­честве французского неба.

...Она превосходит свои песни, она выходит из границ музыки и слов. Душа улицы проникает во все ком­наты города, это поет уже не мадам Эдит Пиаф, это шелест дождя, это дуновение ветра, это лунный свет расстилает   свою   скатерть». Эдит Пиаф никогда не приезжала в нашу страну, но советские люди не раз слышали ее голос по радио, ее трагические и нежные, грустные и веселые песни, песни разлуки и скорби, песни любви и радости. Они волновали каждого слушателя, ибо ее по-настоящему демократическое ис­кусство было согрето сочувствием и любовью к человеку. «Она была последней уличной пе­вицей. Тот, кто видел ее на подмо­стках, никогда не забудет ее хруп­кой фигуры, искаженного лица, про­зрачных рук, одушевленных особой жизнью», — говорится в краткой ан­нотации к списку грамзаписей ее пе­сен. Эдит Пиаф и в самом деле роди­лась на улице, рассказывает газета «Юманите», посвятившая ей 12 октя­бря 1963 года целую газетную поло­су. Ее настоящее имя Эдит Джиованна Гассьон. Отец ее был цирковым акробатом, выступавшим на ярмар­ках, мать пела в маленьких кафе-концертах. С тринадцати лет Эдит повсюду следовала за отцом, и од­нажды перед террасой маленького кафе решила попробовать спеть, в надежде заработать на жизнь. В 1937 году ее заметил известный ан­трепренер и устроил ей дебют. В ту пору публика называла ее «Малыш­кой Пиаф».

После этого Эдит становится на­стоящей мировой знаменитостью. Пиаф не довольствовалась только своими успехами, а всегда стреми­лась выявлять и продвигать молодые дарования. Это она «открыла» Ива Монтана, Феликса Мартена, Эдди Константин, Шарля Азнавура. Многие современные француз­ские композиторы работали спе­циально для нее, считали счастьем сотрудничать с нею. Для нее писали Раймонд Ассо, Маргерит Моно, Ми­шель Эмер, Филип Жерар, Жан Дрежак, Мишель Вокер, Рене Рузо и мно­гие другие. Автором нескольких пе­сен своего репертуара была сама Эдит Пиаф. В день ее смерти все мюзик-хол­лы Парижа почтили ее память мину­той молчания. А на страницах «Юманите» ее друзья и соратники так вы­разили горесть своей утраты. Ив Монтан: «Она так часто побеж­дала болезнь, что мы надеялись вскоре опять увидеть ее на сцене. Это страшная потеря для француз­ской песни». Феликс Мартен: «Я так много по­лучил от нее. Я бы отдал за нее все, что имею». Морис Шевалье: «Я видел ее де­бюты. В этой слабенькой малышке бушевало пламя таланта». Норберт Гланцберг (композитор, долгое время аккомпанировал Пиаф): «Ушла одна из самых выдающихся исполнительниц, творивших когда-либо в мире песни». Уже давно выдающаяся певица Франции была тяжело больна. Около двух лет тому назад, во время га­строльного турне по Франции, Эдит Пиаф не смогла закончить концерта, ей стало плохо на сцене, и она не выступала в течение долгих месяцев болезни. Ее возвращение на подмо­стки приобрело значение настояще­го праздника. Однако окончательно победить болезнь Пиаф не смогла. Ее послед­нее выступление состоялось 14 мар­та 1963 года в зале «Бобино» в Па­риже.

Не стало Эдит Пиаф, но ее горя­чий, страстный, то резкий, то нежный голос, с такой поэтической силой рассказавший о стольких человече­ских судьбах, продолжает жить в звукозаписи и с экранов кинотеат­ров, ведь с 1941 по 1960 год она снималась в больших ролях семи фильмов («Монмартр на берегу Се­ны», «Темные звезды», «Девять юно­шей и одно сердце», «Спутники пес­ни», «Париж всегда поет», «Бум в Па­риже»,   «Завтрашние   влюбленные»). Рассказать песню невозможно, Перечисление названий тоже мало что скажет о музыке чужой страны. Но есть такие песни, которые объе­диняют всех честных людей на свете. Такими были многие песни Эдит Пиаф, певицы демократической Франции.
 

О. АЙЗЕНШТАДТ

Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100