Эдит Пиаф - певица демократической Франции
В один и тот же осенний октябрьский день минувшего года передовая демократическая культура Франции потеряла двух выдающихся артистов — Жана Кокто, «принца поэтов», художника и кинорежиссера, и Эдит Пиаф — «гранд-даму» французской песни.
Они принадлежали к разным поколениям (Кокто умер на семьдесят пятом году жизни, Пиаф — на сорок восьмом), но их объединяло общее понимание задач искусства, глубокая человечность и всенародная любовь зрителей, читателей, слушателей... Они были друзьями, и их творческие пути неоднократно скрещивались. Так, в 1940 году Эдит Пиаф с несравненным мастерством впервые исполнила песенку «Равнодушный красавец» на слова Жана Кокто, а в 1958 году появилась книжка мемуаров Эдит Пиаф, в предисловии которой Кокто писал: «Она неподражаема. Никогда раньше не существовало Эдит Пиаф, другой Пиаф никогда не будет. Как Иветта Гильбер или Ивонна Жорж, как Рашель или Режан — она звезда, пожирающая себя в ночном одиночестве французского неба.
...Она превосходит свои песни, она выходит из границ музыки и слов. Душа улицы проникает во все комнаты города, это поет уже не мадам Эдит Пиаф, это шелест дождя, это дуновение ветра, это лунный свет расстилает свою скатерть». Эдит Пиаф никогда не приезжала в нашу страну, но советские люди не раз слышали ее голос по радио, ее трагические и нежные, грустные и веселые песни, песни разлуки и скорби, песни любви и радости. Они волновали каждого слушателя, ибо ее по-настоящему демократическое искусство было согрето сочувствием и любовью к человеку. «Она была последней уличной певицей. Тот, кто видел ее на подмостках, никогда не забудет ее хрупкой фигуры, искаженного лица, прозрачных рук, одушевленных особой жизнью», — говорится в краткой аннотации к списку грамзаписей ее песен. Эдит Пиаф и в самом деле родилась на улице, рассказывает газета «Юманите», посвятившая ей 12 октября 1963 года целую газетную полосу. Ее настоящее имя Эдит Джиованна Гассьон. Отец ее был цирковым акробатом, выступавшим на ярмарках, мать пела в маленьких кафе-концертах. С тринадцати лет Эдит повсюду следовала за отцом, и однажды перед террасой маленького кафе решила попробовать спеть, в надежде заработать на жизнь. В 1937 году ее заметил известный антрепренер и устроил ей дебют. В ту пору публика называла ее «Малышкой Пиаф».
После этого Эдит становится настоящей мировой знаменитостью. Пиаф не довольствовалась только своими успехами, а всегда стремилась выявлять и продвигать молодые дарования. Это она «открыла» Ива Монтана, Феликса Мартена, Эдди Константин, Шарля Азнавура. Многие современные французские композиторы работали специально для нее, считали счастьем сотрудничать с нею. Для нее писали Раймонд Ассо, Маргерит Моно, Мишель Эмер, Филип Жерар, Жан Дрежак, Мишель Вокер, Рене Рузо и многие другие. Автором нескольких песен своего репертуара была сама Эдит Пиаф. В день ее смерти все мюзик-холлы Парижа почтили ее память минутой молчания. А на страницах «Юманите» ее друзья и соратники так выразили горесть своей утраты. Ив Монтан: «Она так часто побеждала болезнь, что мы надеялись вскоре опять увидеть ее на сцене. Это страшная потеря для французской песни». Феликс Мартен: «Я так много получил от нее. Я бы отдал за нее все, что имею». Морис Шевалье: «Я видел ее дебюты. В этой слабенькой малышке бушевало пламя таланта». Норберт Гланцберг (композитор, долгое время аккомпанировал Пиаф): «Ушла одна из самых выдающихся исполнительниц, творивших когда-либо в мире песни». Уже давно выдающаяся певица Франции была тяжело больна. Около двух лет тому назад, во время гастрольного турне по Франции, Эдит Пиаф не смогла закончить концерта, ей стало плохо на сцене, и она не выступала в течение долгих месяцев болезни. Ее возвращение на подмостки приобрело значение настоящего праздника. Однако окончательно победить болезнь Пиаф не смогла. Ее последнее выступление состоялось 14 марта 1963 года в зале «Бобино» в Париже.
Не стало Эдит Пиаф, но ее горячий, страстный, то резкий, то нежный голос, с такой поэтической силой рассказавший о стольких человеческих судьбах, продолжает жить в звукозаписи и с экранов кинотеатров, ведь с 1941 по 1960 год она снималась в больших ролях семи фильмов («Монмартр на берегу Сены», «Темные звезды», «Девять юношей и одно сердце», «Спутники песни», «Париж всегда поет», «Бум в Париже», «Завтрашние влюбленные»). Рассказать песню невозможно, Перечисление названий тоже мало что скажет о музыке чужой страны. Но есть такие песни, которые объединяют всех честных людей на свете. Такими были многие песни Эдит Пиаф, певицы демократической Франции.
О. АЙЗЕНШТАДТ
Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.
оставить комментарий