Эквилибр на проволоке - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Эквилибр на проволоке

Номера на проволоке принадлежат к классическому репертуару цирка и возникли, вероятно, так же давно, как и народный канат. Канатоходцы для баланса пользуются специальными шестами — балансирами, а работающие на проволоке — веерами и зонтами.

На канате обычно выступает группа артистов, на проволоке  — редко больше двух. Номера на проволоке очень хорошо смотрятся на сцене. Аппарат компактен: между двумя станками — мостиками — натянута проволока. Раньше применялась обычная, стальная. Сейчас — трос. Он удобнее.

Существует четыре основных разновидности номеров: работа на проволоке туго натянутой (рис. 154), свободно провисающей, наклонной (рис. 155) и слабо натянутой. Кроме того, имеются номера «перекрестной» проволоки. В этом случае используют две проволоки, поставленные накрест, с четырьмя мостиками (рис. 156). Придуман аппарат с вращающейся туго натянутой проволокой, движущейся навстречу исполнителям * (рис. 157), и двойная параллельная проволока (рис.158) **.

*  Автор аппарата  И. Курзимов.
**  Автор аппарата  Б. Кухарж-Кох.

В тридцатые годы преподаватель циркового училища, в прошлой знаменитый танцор Г. Пешков, впервые поставил танцы на проволоке. Новшество имело большой успех. Возможности работы на проволоке необычайно широки. Здесь сюжетные, комические и эксцентрические номера. Напомним основные, так называемые «школьные» трюки на проволоке: пробежка от одного мостика к другому, быстрая ходьба вперед (спиной), повороты и пируэты с прыжка, шпагат, исполнитель ложится на проволоку, встает, выполняет баланс на обоих коленях (при этом он может взять зубами положенный на проволоку платок), делает арабеск на одном колене, выполняет прыжки через препятствия, прыгает через большой обруч, который держит ассистент, через ленту, через цветущие кусты, которые укреплены на проволоке специальными зажимами, выполняет прыжки со скакалкой, баланс на лесенке, поставленной па проволоку. В финале ассистент отпускает проволоку до провиса на сантиметров пятьдесят, и исполнитель, стоя в центре проволоки на обеих ногах, быстро раскачивает ее.

Эти трюки, из которых можно составить номер начинающему эквилибристу на проволоке. В последние годы трюковая техника шагнула вперед. Артисты, оставшиеся верными «классической» проволоке, начали демонстрировать на ней сальто — сначала одинарное, потом двойное, исполняют трюки без вееров, ездят на велосипедах и ходят па ходулях. А в групповых номерах участники продвигаются по проволоке, держа колонну из трех, и исполняют акробатические пирамиды. Если в номере два участника — юноша и девушка, — к сольному исполнению трюков добавляются следующие: партнер переносит партнершу с мостика на мостик. При этом партнерша может сидеть на плечах партнера, стоять на его плечах, стоять обеими ногами на голове партнера, стоять одной (правой) ногой на его голове, а вторую ногу партнерши партнер держит рукой. В трюке с лестницей балансирует партнер, а партнерша сидит у него на плечах. Создавая номер, стоит ввести в него танцевальную комбинацию. В этом случае будет отдана дань и классическим трюкам и современным.

Чистый эквилибр. Это почти забытый номер, который на старых афишах рекламировался так; «Человек мертвой точки». Номер построен на чистом балансировании, без силовых трюков. Он исполняется как юношей, так и девушкой, соло и группой. Номер может быть показан на сцене, особенно если будет сюжетным. Тренаж не требует физической силы. Реквизит несложный и недорогой. На рис. 159—163 показаны основные, так сказать — ключевые, трюки номера. Баланс на стуле, на двух задних ножках стула, поставленных на бутылки. Баланс на одной ножке стула. Бутылки для этих трюков берутся обычные, по возможности с широким донышком и невысокие. Можно вместо бутылок поставить бокалы, но у них должны быть крепкие ножки, чтобы они могли выдержать вес артиста. Используют в этих целях и подходящие по форме вазы или кувшины.

 Эквилибр на проволоке
Баланс на трех стульях и на палке. Трюк нужно исполнять на двух или на трех столах. Это эффектнее. Стулья для баланса должны быть с прямыми спинками и ножками. В палке, на которой стоит третий стул, в местах, где она соприкасается со стульями, — два гвоздя; они входят в специальные отверстия в стульях, чтобы палка не вращалась и верхний стул можно было бы поставить. Для верхнего стула на палке сделаны специальные углубления по форме ножек. Сидя на стуле, артист придерживается руками (пока не найдет баланс) за спинку стульев.

Для. каждого следующего трюка увеличивается число столов, поставленных один на другой. Количество столов произвольное. Под ножки второго стола помещают четыре перевернутых вверх дном стакана или пиалы. Когда исполнитель находится наверху, ассистент вынимает один из стаканов и тогда верхние столы оказываются стоящими на трех ножках второго стола.

Финальный трюк: баланс на задних ножках стула, стоящего на  самом краю верхнего стола. В  этом положении исполнитель обычно еще играет на каком-нибудь инструменте: гитаре, мандолине, концертино. Постояв некоторое время в таком положении, артист заваливает стул назад, создавая впечатление, будто потерял баланс и падает. При такой концовке трюка исполнитель приходит на пол ногами, стул и инструмент у него в руках. Чем больше столов поставлено один на другой, тем эффектнее номер. Когда начинается «падение», исполнитель должен расставить ноги, правой рукой взяться за переднюю часть сидения (в левой — инструмент). Стул во время полета окажется в руках. Номер лучше исполнять вдвоем и в зависимости от сюжета изготовить реквизит.

Расскажем о трюке, который исполняется на «бис». На стол кладется толстое стекло. На него ставят трубу (дюралевую) метр-полтора высотой и миллиметров шестьдесят в диаметре. На верхний конец трубы кладут небольшой квадратный кусок стекла, такой, чтобы на нем поместилась нога артиста. С лесенки артист становится на верхний конец трубы. Это — «мертвая точка». Лестницу убирают. Здесь нужен идеально точный срез трубы с обоих концов, без малейшего перекоса. Исполнитель должен найти правильное положение тела. Чтобы подготовить этот трюк, следует для начала брать короткий отрезок трубы и постепенно, по мере освоения трюка, увеличивать его высоту. Можно использовать и искусственное стекло, не скользящее.


Из книги "Цирк на сцене" Александра Ширай

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования