Эквилибрист
Лев Осинский стал причиной спора с одним эквилибристом, рослым симпатичным парнем с широкими плечами, и очень тонкими, худыми, как палки ногами, это позволяло ему исполнять, редкие и очень сложные трюки.
Казалось, что на руках ему стоять привычнее, чем на ногах. Свои трюки он считал уникальными, и никем кроме его не исполняемыми, а некоторые из них готовы пополнить книгу рекордов Гиннеса. Он был, безусловно, прекрасным трюкачом, но говорить с ним о композиции, о художественном образе, бесполезно. Номер его не был выстроен, он был наполнен трюками, ни связанными между собой, ни здравой логикой, ни пластической завершенностью.
Однажды я его остановил, когда он проходил мимо, и вежливо, как бы невзначай, случайно, ненавязчиво, изложил в краткой форме работу Осинского. Я знал, артисты страшно не любят, когда им в пример ставишь кого-то из коллег, особенно из старшего поколения. На что он мне ответил:
- Ай, знаю я всех этих стариков и их постановки, так ничего особенного. Но я заметил, что это обстоятельство сильно его задело. Чувствовалось, что он был раздражён и даже обижен. Он часто проходил мимо меня, почти не замечая, увлекшись собой и своими творческими планами. Куда же он ходит, подумал я, вот как тень промелькнет, через спортивный зал, и тут же исчезнет. Через спортивный зал можно пройти и спуститься вниз на арену, но в манеже я его никогда не видел. Как потом оказалось, его путь был в оркестровку, там он упражнялся игрой не фортепиано. Звуков игры до меня не доносилось, разве только когда была чуть приоткрыта тяжелая металлическая дверь. Видно было, что этот парень доволен собой, и сам себе нравился.
Через неделю, как-то проходя мимо, он остановился, но чувствовалось, это стоило ему определённых усилий, потом высокомерно, небрежно, стараясь не потерять собственного достоинства, выдавил из себя:
- Я делаю трюк, который никем в мире не исполняется.
- Какой? - я с интересом вступил с ним в разговор, надеясь лучше его узнать.
- Ну, как-же, разве ты не видел, я его делаю каждый день.
- Может и видел, но не обратил особого внимания, потому как, не все трюки оставляют о себе память, хочу заметить, это зависит не от трюка, а от его исполнителя.
- Да причём тут исполнитель? – раздражался он – трюк сам говорит за себя.
- Трюк, это ещё не искусство – попытался возразить я. Вот ведь какая оказия, можно иметь голос, но не уметь петь.
- Я тут с тобой не совсем согласен – продолжал он сопротивляться, но его уверенность стала ослабевать. Тут он не так уверенно себя чувствует, подумал я, в его голове, однако достаточно тумана, но тем интереснее будет спор.
- Никем не исполняемый трюк не искусством быть не может.
- Так что же это за трюк, который не искусством быть не может?
- Курбет с трости на трость в одну руку.
- Понятно, это особенности твоего телосложения, надеюсь, тут ты со мной спорить не будешь?
- Да, согласен.
- У тебя хорошая складка, лёгкие ноги, трюк, безусловно, сложный. Скажу больше, в пример никого не ставлю, просто некого. Но давай не будем друг другу морочить голову. Любой курбет (если это курбет) предполагает фазу полёта. То есть такое положение в пространстве, когда тело находится в воздухе в безопорном состоянии. Ну ладно пусть, я согласен, ты делаешь на трости курбет в одну руку, хотя я уверен , этого сделать на трости, не представляется возможным. Трюк этот маловыразительный, и очень опасный, если ты промахнешься (не приведи, конечно, Господь), то последствия трудно просчитать, это первое.
- Что второе?
- Второе, чтобы сделать этот трюк, ты композиционно разрушаешь, все, что было сделано ранее, до этого. Получается что «курбет» ты делаешь отдельно от своего номера.
- А что нельзя?
- Да нет, можно, делай все, что ты хочешь, но не становись на одну ступень с Осинским. Там свершившееся чудо, а тут только надежда. Не заходи глубоко в дебри, выбираться из них будет труднее. В цирке много работает дилетантов, особенно среди режиссёров, они много говорят, но ничего порядочного создать не могут.
Поставить номер; это значит открыть дверь в неизвестное, создать то что до тебя не было. Расставить трюки в определённой последовательности, это ещё не номер, это композиция. Композиция – монтаж разрозненных трюков, но на этом создание номера не заканчивается и нужно идти дальше. Если ограничится только этим, а у нас в цирке большинство таких номеров, то это спорт..В искусстве необходим сюжет. Сюжет – внутреннее движение мысли и чувства художника. Вот ты куда - то ходишь, и чем –то занимаешься
- Да, я пробую играть на фортепиано.
- Вот видишь, ты стараешься обогатить свою душу другими видами искусства. Это нам крайне необходимо. Сложность заключается в том, как нам на практике, применить то, что мы получаем в теории. Ни один талантливый человек не расскажет, как у него получилась удачная постановка, тем более запрограммировать успех.
- Ну а что третье?
- Третье, это финал, о нём я даже не хочу говорить, оставим это на потом, когда у тебя будет хорошее настроение. Дней через десять, он уже сам подошел ко мне и спросил.
- А что, этот Осинский, хорошо проходил? На что я ему ответил.
- Он не проходил, он навсегда остался в памяти благодарных зрителей.
Потом спросил, видимо это мучило его более всего.
- А что там у меня в финале?
- Финал, это самая уродливая часть твоего номера, совершенно ненужная. Вкус и мера во всём, вот чего надо придерживаться, съезд по наклонному канату, стоя на голове, в шлеме на роликах, уродует твой номер. Я знаю это не твоя идея, не ты первоисточник, и не ты первый исполнитель, этот трюк разрушает целостное восприятие твоей композиции. Не стремись сделать всё, что ты умеешь.
- А что, кто-то до меня это уже исполнял?
- До нас с тобой всё делали, они тоже думали, и были не глупее нас, а съезд по наклонному канату делал эквилибрист Арзуманян..Прошла неделя, за ней другая. Проходя, мимо не останавливаясь, он сказал:
- Ты прав по мизансценам моего номера, которые следовало бы изменить, но в остальном я не согласен.
В последнее время я стал замечать в его работе перемены. Трюки он продолжал делать те же самые, от этого сразу вдруг не отказываются, но было видно, что его мучают обсуждаемые нами вопросы. Уезжая к месту новой работы, как ни трудно ему было, он все-таки подошел ко мне и согласился с тем, что финальный трюк, лишняя и даже не нужная деталь в его номере, но в остальном ты не прав,т- сказал он мне.
- На остальное у нас с тобой просто не хватило времени, - ответил я ему.
Увидел я его через несколько лет, на гастролях в Улан-Баторе, в Монголии. Мы с группой артистов прибыли туда от «Союзгосцирка», а он от Ленинградского Мюзик – Холла. Мы работали в цирке, они в концертном зале. Мы к ним пришли, они к нам нет. Номер его эстетически, безусловно, выиграл, но заблуждения в композиционном построении всё – же остались. Но более всего меня в нём поразило другое, черты его характера, высокомерие, надменность, гипертрофированное чувство собственного достоинства, нарциссизм.
Была зима, пустынная улица Улан-Батора. Мы шли друг другу навстречу, он со своей подругой «воздушной гимнасткой», а нас было четверо.
Я сказал ребятам, - вот он тот самый эквилибрист, узнает, остановится, или пройдёт мимо. Не заметить нас было невозможно, не узнать тем более, мы не монголы. Когда мы поравнялись, он отвернулся к своей спутнице, и что-то стал ей говорить, я тоже сделал вид, что не заметил его. Так нужно было. Так он хотел. Так я и сделал.
Из книги Паяцы Владимира Фалина
оставить комментарий