Эквилибрист и дрессировщик Виктор Ломакин
Он — в числе первых. Тех самых первых артистов первого прославленного коллектива «Цирка на льду». Эквилибрист и дрессировщик Виктор Ломакин.
Пришел в цирк, пройдя спортивную подготовку у Д. Кудрявцева, ставшего позже известным тренером. Именно из «школы Кудрявцева» вышел чемпион страны, Европы и мира по фигурному катанию заслуженный мастер спорта СССР Сергей Волков. Потому нет особой премудрости в том, что Ломакин, по выражению профессионалов, «прилично владел коньками».
Однако до премьеры Ломакина-эквилибриста и Ломакина-дрессировщика в том радужном 1963-м, когда он появился на арене, было еще ой как далеко.
На первых порах пришлось выполнять весьма прозаические вещи. Например, в группе кордебалета кружить в «массовках» и танцевальных номерах. Или участвовать в крохотном эпизоде клоунской репризы. Ассистировать, стоять в униформе.
«Цирк на льду» — идея по тем временам дерзкая, совершенно неожиданная. Освоение специфики, о которой в последнее время охотно и часто говорят и пишут, для исполнителей было неизменно сопряжено с колоссальным трудом и терпением. Ломакину также довелось ее постигать от самых, как говорится, корней.
Предложенный Ломакиным новый номер не бил в глаза особой оригинальностью и изобретательностью. В самом деле, коль скоро цирк на льду обязан оставаться цирком, не попробовать ли создать номер с першами? Видимо, примерно так рассуждал артист, замыслив перенести на лед традиционный жанр. Он многих посвящал в идею. Признанные мастера жанра с поразительным упорством твердили: «Невозможно!». Ссылались ко всему прочему, на «не слишком подходящую» комплекцию Ломакина. Говорили: «Какой из него нижний? Высокий, худощавый, жидковат, одним словом».
В. Арнольд, создатель «Цирка на льду», режиссер с невероятной фантазией, и он не поверил...
Тогда Ломакин решает обстоятельно заняться «совершенствованием собственных несовершенств». Отныне гимнастические кольца, гантели, брусья, штанга, турник становятся его постоянными спутниками в многочасовых репетициях. Помимо этого, — специальная для его организма, не расположенного к полноте, диета. В результате он преображается не только технически, но и в чисто физическом смысле: становится тяжелее, ни много ни мало, на десять килограммов. Много и серьезно репетирует, отрабатывая технику баланса, развивая ее до предела.
В ледовой эквилибристике на першах можно назвать две характерные черты. Первая — это неустойчивость опоры нижнего, слишком «зыбкое» сцепление конька со льдом. Вторая — эквилибрист должен уметь удерживать перш не на месте, как в условиях опилочного манежа, а балансировать им, набрав скорость и передвигаясь на коньках по кругу.
Эквилибристика с першами на льду приобретает несколько необычные формы зрелищной притягательности. Верхний проделывает вроде бы привычные элементы эквилибра: стойки на двух и одной руке, копфштейн, арабески, «флажки» и т. д. Но эти всем известные элементы, показанные в движении по ледовому кругу, выглядят очень эффектно.
Если сказать, что Ломакину повезло с партнерами, то значит сказать до обидного мало об этих бесспорно даровитых исполнителях. Михаил Михайленко, Владимир Маргослепенко, Татьяна Лебедева — коллектив на редкость слаженный, профессиональный во всех отношениях.
Разве можно сосчитать, сколько времени и труда ушло на то, чтобы помочь партнерам «овладеть коньком», «наездить необходимый километраж». Без абсолютного «чувства льда» не могло идти и речи о ледовой эквилибристике.
Когда через много недель после начала репетиций состоялся просмотр отдельных эпизодов будущего номера, общий скептицизм уступил место похвале.
Сейчас номер завершает трюк на ходулях. Что представляют из себя ледовые ходули? Это тонкий металлический стержень, увеличивающий промежуток между коньком и ботинком артиста. Исполнитель поднят надо льдом на метровую высоту. Кататься на таких коньках-ходулях, естественно, значительно сложнее, но вместе с тем и много эффектнее, чем на обычных. Виктор Ломакин, стоя на метровых ходулях-коньках, удерживает плечевой перш, на котором Михаил Михайленко исполняет стойку на одной руке. Вся эта шаткая пирамида, непостижимым образом удерживаемая в равновесии, движется по арене.
За высокое исполнительское мастерство номер «Эквилибристы на першах» под руководством В. Ломакина был удостоен высокого звания лауреата Всесоюзного конкурса новых произведений циркового искусства.
Замысел второго номера — дрессировки — возник у Ломакина под впечатлением американского «Холидей он айс», в одну из программ которого был включен номер с катающейся на коньках шимпанзе.
Так бы, вероятно, и осталась не осуществленной мелькнувшая когда-то идея, если бы не случай.
Во время гастролей в Перми рядом с цирком показывался аттракцион «Мотогонки по вертикальной стене». В среде профессионалов аттракционы эти именуют «бочками». Неизвестно, была ли в том рекламная уловка проворного администратора или досужая забава, но только под самым куполом «бочки» среди веревочной арматуры-паутины постоянно восседал Федя — макака-резус крупных размеров. Федя производил впечатление довольно жалкого узника. Ломакин пустился с хозяевами в долгие переговоры, желая помочь бедной обезьянке... И в результате Федя стал «артистом» «Цирка на льду».
Не обошлось без курьеза. Выяснилось, что Федю на самом деле следует называть Феодорой. Так Федор стал Джуди. Четыре года, проведенные на потолке «бочки», где гуляют сквозняки и хозяйничает холодный пронизывающий ветер, изрядно закалили обезьяну. Во время репетиций Джуди не только ни разу не заболела (случай с макаками редкий), но не выказала и малейших недомоганий.
С прогулками по льду Джуди освоилась довольно быстро, а вот надеть коньки отказалась наотрез. Попробовали натянуть на лапы шерстяные носки. Ни в какую! Пробовали класть в ботинки войлок, поролон, даже столь редкий теперь натуральный каучук — безрезультатно! Но все оказалось проще простого. Джуди «понравились» мягкие детские ботинки-пинетки. Она согласилась в конце концов надеть коньки только вместе с полюбившейся обувкой — ботинок в ботинок.
...Джуди и дрессировщик выезжают на манеж в стилизованных матросских костюмах и «разыгрывают» шутливо-ироничное попурри на темы выступление, спортивных и танцевальных пар в фигурном катании. Очень смешно выглядит момент исполнения элемента «тодос». Джуди выполняет его технически безупречно и с изрядной долей артистизма.
Не менее забавно исполняет она поддержку в упоре на вытянутых руках партнера. Джуди неподражаемо комично вертит головой во все стороны, выражая то «страх», то «недоумение» от непривычного для нее положения.
Характерно, что сам дрессировщик вполне серьезно рассказывает о слабостях «способной артистки», называя ее «прекрасной партнершей, отлично чувствующей музыку танца». К числу технико-спортивных достижений Джуди можно отнести умение самостоятельно кататься. Обычно макаки сохраняют скорость от толчка, полученного извне. Джуди оказалась настолько способной, что вполне обходится без посторонней помощи.
Номер исполняется весело, непринужденно, пронизан мягким юмором, легкой улыбкой.
Творческий процесс не обходится без ошибок и просчетов. Есть они и у Ломакина. Вернусь к его номеру «Перши». Тут совершенно неубедительно выглядит попытка «осюжетить» его, начав с занятий у шеста, как у балетного станка. Привязка эта (экзерсис) сразу же после зачина обрывается, а перш-станок принимает вертикальное положение и становится обычным першом. Вопрос о том, для чего понадобилась такая завязка, недоуменно повисает в воздухе без ответа.
Кроме того, мне кажется, выбор «морского» стиля костюмов и вообще «морской» окраски номера нерационален. На манеже уже изрядно примелькались тельняшки, клеши, «яблочко» и другая атрибутика так называемой «морской темы». Интересно, что в самое ближайшее время Ломакин собирается показать новый вариант номера, где будут заняты несколько обезьян и изменена сюжетная канва. Возможно, это будет сценка-состязание по фигурному катанию и скоростной заезд на картингах.
И, наконец, основное. Как бы ни радовали сегодняшние успехи, Ломакин живет днем завтрашним, верит, что главное — впереди.
ВЛАДИМИР СЕРГУНИН
оставить комментарий