Эквилибрист на проволоке Евгений Рухманов
Грянула медь оркестра, разлетелись бархатные крылья занавеса — и на манеж буквально ворвался удалой молодец в лихо заломленной шапке.
Фрагменты выступления ЕВГЕНИЯ РУХМАНОВА
Взлетев на туго натянутую проволоку, он тотчас же пустился в пляс. Взрывной темперамент артиста, чистота и легкость исполнения, умение «завести» публику покорили зал. Люди отчаянно били в ладоши в такт бешеному ритму танца. Не составлял исключения и стройный, хрупкий юноша, с жадностью следивший за каждым движением исполнителя. Его взгляд старался уловить, запомнить каждую деталь, каждый штрих яркой работы.
Нет, не праздное любопытство заставляло этого зрителя с пристрастием наблюдать за действиями артиста. Евгений Рухманов, а именно так звали юношу, был студентом ГУЦЭИ, и эквилибр на туго натянутой проволоке был жанр, в котором он решил испытать свои силы...
Не сразу и не просто он сделал выбор. Так случилось, что после восьмого класса, в самый ответственный момент, когда началось деление по жанрам, ни один из режиссеров не взял Рухманова исполнителем в номер.
Не трудно представить, какие мысли одолевали парня в это тревожное время. Сколько пережил, передумал всего. В висках стучал только один вопрос: «Что же делать?»...
Евгений вспомнил, как в одиннадцать лет бабушка привела его на просмотр в ГУЦЭИ. Привела после бурных семейных споров. Отец, артист Театра сатиры, был категорически против выбора сына. Но настроение мальчика, его интерес к цирку поддержала женская половина: «Пусть пробует, если хочет, может это — его...». Доводы строились не на пустом месте. Данные были очевидны: пластичен, гибок, строен, отлично танцует, движется, не зажат на людях. Знает сцену. А там — как решит комиссия...
Мир цирка захватил Рухманова сразу и целиком. Он не переставал удивляться трудолюбию, мужеству мастеров манежа. Ему очень хотелось так же легко и непринужденно исполнять сложнейшие трюки. И он старался. Думал, искал. Многому научился, многое уже умел. Но... Пока никак не мог найти свое место в искусстве. А время поджимало. Так и оказался Рухманов на третьем курсе практически не у дел, с тяжелыми думами о своем будущем. Однако духом не пал. Продолжал работать яростно, напряженно, до седьмого пота. Некоторые педагоги с сожалением поглядывали на парня: мол, чего зря старается, все равно ведь...
А юноша между тем все чаще и чаще «пристреливался» к туго натянутой проволоке — примерялся, прикидывал, словом, делал все, чтобы перейти с ней на «ты». Рухманов вдруг увидел именно в жанре эквилибра на проволоке возможности для себя. Пластичность, умение танцевать, природный артистизм давали основание для создания образа на манеже. Но какого? Пока он не мог дать ответ. Смущало и еще одно. Б этом жанре работало много исполнителей. Уже взошла и ярко горела «звезда» Стихановского. Нужен свой ход, новый, неизбитый.
И вот, когда казалось, что выхода нет, помог случай. На одной из репетиций к Рухманову подошел С. Каштелян. Замечательный режиссер и воспитатель, уже давно наблюдал за парнем.
— Сколько потребуется времени, чтобы вы смогли сделать сальто-морталь из платочка в платочек?...
Евгений сразу понял, какую сложную задачу ставит перед ним педагог. Исполнив сальто, точно «попасть» на крохотную площадку. Такое может не получиться и через два месяца тренировок. И все же ответ прозвучал твердо.
— Через две недели...
Каштелян с интересом посмотрел на юношу.
— Ну что ж!..
Евгений поделился с режиссером своими мыслями о проволоке, о возможностях создать номер. Оба пришли к выводу, что выходить на проволоку нужно по-новому. И тут Рухманов вспомнил, как бабушка учила его в детстве танцевать «Ползунец». Уроженка Украины, она старалась привить внуку любовь к самобытному, яркому народному искусству. Маленький Женя часто исполнял этот оригинальный украинский танец вокруг стола, к великому удовольствию родных и близких. Танец весь шел вприсядку, на полусогнутых ногах. А что, если «Ползунец» перенести на проволоку? Идея понравилась режиссеру. Он предложил Рухманову попробовать создать образ романтического украинского парубка, влюбленного в мир, принимающего его в светлых лирических красках. И уже на базе этого образа показать новые трюки, новые приемы работы на проволоке.
Итак, «ключ» к номеру был найден. Задерживало одно. Рухманов был слабо знаком с природой народного танца, его техникой. В течение года он изучал технику народного танца. Только после этого приступил вплотную к подготовке номера. Первые же шаги показали возможности исполнителя, перспективность работы. Фрагменты «Ползунца» становятся дипломной работой Рухманова.
После училища — служба в армии. А затем он приходит во Всесоюзную дирекцию по подготовке цирковых программ и аттракционов. Тут Рухманова встретили, мягко говоря, прохладно: «Опять проволока... Их много...». Рухманов убедил. Стал репетировать, хотя вокруг продолжали сомневаться: «Невозможно четыре с половиной минуты пройти на полусогнутых ногах. К тому же на проволоке». Тем не менее после просмотра дали добро на подготовку номера. Доказал Рухманов свое право на него.
А рядом, как и прежде, был Каштелян. И премьера «Ползунца» состоялась в 1980 году на творческом вечере Каштеляна в концертном зале «Россия» в Москве. Затем — первое выступление в Калинине. И первый успех. Зрители тепло приняли молодого артиста. Надолго осталось в памяти ощущение праздника, который он тогда испытал.
Успех окрылил, укрепил веру в свои силы. С каждым годом росло мастерство молодого артиста. Успешные гастроли по Вьетнаму, Лаосу и Кампучии доказали, что Рухманов вошел в форму, набрал силу...
Казалось бы, номер нравится зрителям. И все же... Рухманов сознает, что образ, созданный им, не совсем соответствует представлению о лихом украинском парубке. Выступление несколько затянуто, однообразно. Несмотря на сложность трюков, зрелищно они пока не столь эффектны, как бы хотелось артисту. И еще. Возможно, самое главное.' Музыка. Сейчас она искусственно сковывает исполнителя. Танцу недостает широты движения, удали... А что, если в середине выступления сломать ритм, ввести новую музыкальную композицию, новый музыкальный рисунок?
Рухманов думает, ищет. Сегодня его уже не устраивает то, что было хорошо вчера. Он старается внести в созданный им образ свежие краски, что-то изменить в характере исполнения. Этим, наверное, и отличается творческий человек от ремесленника...
С. Михайлов
оставить комментарий