В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 15:00 | 14.05.2013

Эквилибристы на канате и на проволоке

Канатная плясунья Ремесло канатных плясунов — такое же древнее, как партерная акробатика и жонглирование. Канатоходцы принимали участие уже в первом представлении Астлея и благодаря опасности и трудности своего ремесла пользовались, в отличие от клоунов, жонглеров и акробатов, не меньшим успехом y публики, чем наездники; c XVIII до начала XIX столетия их популярность постоянно росла: Фориозо, в 1805 году на глазах всего двора перешедший по канату через Сену, давал уроки своего искусства самому графу д Артуа!

Римские эквилибристы, судя по дошедшим до нас античным фрескам и барельефам, выступали на длинных тонких деревянных першах. Быть может, уже тогда был в коду и натянутый между двумя деревянными крестовинами канат, получивший широкое распространение в средние века.

На фото: Канатная плясунья "знаменитая пруссачка". 1789 год.

Этот канат дожил до наших дней. Он более гибок, чем стальная проволока, которую под названием «латунной проволоки» ввел в обиход Саундерс, и хороший акробат может отталкиваться от него, совершая прыжки. Номера на канате часто носят комический характер: очень забавны были Эмилио Заватта и Линон, одетые матросами. Сегодня один из лучших мастеров этого жанра — Галетти, клоун-поэт c зеленой шевелюрой. Но многие артисты работают на канате вполне всерьез: среди них — сын француза и китаянки Ли-Суанг (по отцу — Барелло), исполняющий двойное сальто-мортале c приходом на ноги на швунг-канат (пружинящий канат). Кроме него это упражнение удается сегодня выполнить только испанцу Артуро Сегуре.

Канатоходцы различают два типа эквилибра: на небольшой высоте, когда трос натянут между двумя металлическими крестами, стоящими на земле, и на большой высоте, когда трос натянут между двумя столбами, a канатоходец, как правило, сохраняет равновесие c помощью большого балансира.

Первыми успех y публики завоевали канатоходцы, выступавшие на большой высоте (вначале они

работали на туго натянутом канате, a затем переключились на стальную проволоку) . Одним из самых поразительных и самых известных среди них была женщина —мадам Саки, происходившая из древнего циркового рода Лаланнов. Ее отец Жан-Батист Лаланн тоже был канатоходцем и прославился под именем Наварена знаменитого в театре «Гран Дансер» *, которым руководил Николе.

На сцене этого театра он демонстрировал двойное сальто-мортале на канате. Карьера мадам Саки началась в эпоху Великой французской революции, a закончилась только через полвека, причем весьма прискорбным образом: мадам Саки состарилась, но, не имея средств к существованию, не могла оставить свое нелегкое ремесло. Пытаясь казаться по-прежнему грациозной, она и в эпоху Второй империи, как во времена своей громкой славы, продолжала плясать на канате на парижских ипподромах. Умерла мадам Саки в 1866 году в полной нищете; в квартире ее нашли закладные: чтобы не умереть c голоду, она отнесла часть вещей в ломбард. Было время, когда из одной только зависти к Театру мадам Саки, одной из главных достопримечательностей «бульвара преступлений», некий Бертран открыл в 1816 году на том же бульваре театр «Фюнамбюль» *, где блистал Дебюро, но эта эпоха безвозвратно ушла в прошлое.

Мадам Саки ещё повезло — она избежала печальной участи Анны Порте, жены Хуана Порте (сына знаменитого испанского всадника), которая, чтобы прокормить себя и ослепшего мужа, в конце жизни вынуждена была забавлять публику на деревенских праздниках: по-прежнему рискуя жизнью, восьмидесятилетняя старуха расхаживала по канату.

Немецкие канатоходцы специализировались в переходах по канату, протянутому через площадь от одной высокой башни к другой. Одним из самых выдающихся мастеров, овладевших этим опасным ремеслом, стал сын немецкого наездника Вильгельм Кольтер (впрочем, надо сказать, что ему было далеко до достижений француза Филиппа Пети, o котором нам еще предстоит говорить). Кольтер родился в 1795 году. Прославиться ему помогла политика: в 1818 году во время конгресса в Ахене английский канатоходец Джек Варред натянул канат между самыми высокими окнами двух домов и каждый день в определенный час развлекал публику большого прусского города — в частности царственных особ и их свиту. Министру Гарденбергу не очень понравилось, что в немецком горо¬де европейскую знать развлекает английский артист.

Вспомнив o Кольтере, которого он видел в Берлине, он пригласил его в Ахен и разработал вместе c ним план сражения, призванного продемонстрировать превосходство немецких акробатов над их английскими собратьями. И вот в один прекрасный день, когда, удерживая равновесие c помощью балансира, Барред шел по своему канату над головами восхищенных зрителей, он c удив¬лением обнаружил, что из противоположного окна навстречу ему идет Кольтер без балансира! Престиж Англии пошатнулся; Барред не отступил ни на пядь, чтобы пропустить немца, которому было гораздо труднее сделать шаг назад; он встал на колени (вероятно, эта фигура входила в его номер), a Кольтер, воспользовавшись моментом, перепрыгнул через него и продолжал свой путь под восторженные крики толпы! Излагая эту историю, Анри Тетар высказывает сомнения в подлинности происшествия, считая, что  невозможно проделать описанное выше, не переломав себе кости». Тем не менее, в наши дни такие артисты, как Джене Мендес и братья Карильо, более или менее регулярно выступают c подобными трюками.

Франц Николас фон Вейцман, чистокровный Богемский дворянин, изгнанный из родной земли, перепробовал кучу ремесел и наконец, занялся конной вольтижировкой; в то же время он основал группу канатных плясунов, которая, поскольку сыновья и дочери директора пошли по его стопам, путешествовала по Европе чуть не целый век. Сын Вейцмана, Жан, был одним из лучших канатных плясунов своего времени (дело происходило в середине ХIХ века).

Клоун Саундерс, работавший в конце XVIII века в парижском Амфитеатре Филипа Астлея, начал выступать на латунной проволоке, которая вскоре вытеснила канат. Канатные плясуны стали плясунами на проволоке, и к концу XIX столетия их работа настолько усложнилась, что стала включать не просто рискованные, но еще и акробатически отточенные трюки.

B эту пору и начал выступать мексиканский эквилибрист на проволоке Хуан Касеидо, крутивший на проволоке, натянутой на небольшой высоте, сальто c помощью балансира. Сальто, поначалу c балансиром, затем 6ез него, быстро вошло в репертуар эквилибристов на проволоке как элемент повышенной сложности. Мы говорили o двойном сальто-мортале Ли-Суанга и Артура Сегуры; вслед за своим замечательным предшественником индусом Каннаном Вом6ейо, выступавшим после первой мировой войны, эти артисты исполняют свой трюк на пружинящем канате: пробалансировав несколько мгновений стоя, артист делает сальто из седама верхом. Франзуз Лепомм и русский артист Розетти крутили простое сальто на проволоке, для которого, как для сальто на земле, нужны в первую очередь сильные ноги, a кроме того — большая точность движений, ибо акробат приходит на более чем узкую поверхность!..

Одним из самых потрясающих акробатов на проволоке всех времен и народов был Кон Коллеано *, австралийский артист испано-ирландского происхождения, последователь мексиканской школы, усвоивший ее стремительность и элегантность. B костюме тореадора Коллеано c бесконечной грацией плясал и прыгал на своей проволоке, a затем исполнял заднее и переднее сальто. Переднее сальто  акробату на проволоке выполнить труднее всего, потому что он не видит того места, куда должен прийти. Даже заднее сальто требует исключительного мастерства и исполняется нечасто, переднее же сальто  на проволоке — еще большая редкость.

Оно удавалось Дос Сантосу, одному из королей ловкости, выстyпавшему, как и Коллеано, на арене Величайшего в мире цирка, a в наши дни его исполняют по меньшей мере три артиста. Перзый  Руди Аллес, делающий плюс к тому еще и фликфляк, впрочем, Аллес слишком манерен, и это несколько портит его выступления (к тому же его переднее сальто не совсем чисто: артист исполняет его как можно ближе к мостику, на который ступает, едва коснувшись ногами проволоки). Два других исполнителя переднего сальто на проволоке — молодой немецкий акробат Лотар и не менее юный испанский артист Муньос. Их номера на проволоке — одни из самых лучших сегодня.

Что касается заднего сальто, то его исполняют группа Тонитос на двух проволоках, натянутых под прямым углом, Эллеано и Генри Домис и некоторые другие, среди них по меньшей мере одна женщина — замечательная акробатка Атталина Сегура. Работа на проволоке не ограничивается этими эффектными трюками; есть еще ряд номеров,  которые заслуживают нашего внимания, например, тхождение по проволоке «колонной» из двух человек в положении «голова в голову» без балансира, которое входит в репертуар Аратасов, или эквили6р на голове без каких 6ы то ни было приспособлений,— исполнив это упражнение, Джипси Грюсс вновь становится на проволоку ногами.

Эквилибристам не проволоке, однако, не удалось полностью вытеснить канатоходцев, работающих на большой высоте.

Самый знаменитый из них, Жан Эмиль Гравле, выступавший под именем Блондена, в 1859 году поразил заатлантическую публику, перейдя по канату Н иагарский водопад; номер этот остался навеки вписанным в золотую книгу канатоходцев.

B 1876 году его повторил Мариа Спельтарини, который за двенадцать минут пересек Ниагарский водопад, подвесив к каждой ноге по тридцатифунтовой гире!                                                                                                    

Следующий переход через Ниагарский водопад, по всей вероятности, совершит Филипп Пети. Этот молодой французский канатоходец начал интересоваться цирком c пятнадцати лет. B 197з году он прославился хождением по канату, натянутому между башен собора Парижской Богоматери. Но это достижение не идет ни в какое сравнение c тем, что проделал Пети годом позже: он натянул свой трос меж двух башен нью-йоркского Центра мировой торговли, на высоте десять метров над землей! За что его задержала полиция; он был подвергнут психиатрической экспертизе, после чего приговорен к штрафу в виде кучи автографов, которые ему пришлось дать, когда вышли утренние газеты и американские полицейские поняли, что задержали известного французского канатоходца! C тек пор Филипп Пети стал одним из ведущих артистов Цирка братьев Ринглинг, Барнума и Бейли.

B 1928 году американский цирк-гигант ангажировал Валленда — группу немецких канатоходцев, первое выступление которых на арене нью-йоркского «Мэдисон Сквер гарден» вызвало овацию, длившyюся добрых четверть часа!  Валленда ввели моду на хождение по проволоке двух-трехэтажной пирамидой; эти чрезвычайно смелые эксперименты стоили им многочисленных жертв — ибо Валленда, разумеется, всегда работали без сетки. Так, 30 января 1962 года в Детройте во время демонстрации знаменитой четырехэтажной пирамиды Дитер Шеппе, нижний, поскользнулся на канате, и пирамида рассыпaлась:  Шеппе и Ричард Фогэн сорвались и разбились насмерть, Марио Валленда сломал себе позвоночник, a остальные четверо ухватились кто как мог за канат, тормозя падение друг друга, и висели так до тех пор, пока им не подставили сетку, в которую они смогли спрыгнуть! Этот несчастный случай повторялся c ними несколько раз, всякий раз c более или менее трагическими последствиями. Первоначально группа состояла из Германа, Джо, Карла и Элен Валленда; впоследствии она увеличилась и даже разделилась на две отдельные группы; одна из групп Валленда и по сей день выступает в Соединенных Штатах, показывая опасные пирамиды и время от времени становясь жертвой несчастных случаев.

Первенство в канатоходческом искусстве перешло сегодня к артистам из Восточной Европы. Абакаровы и Пенчевы сочетают в пределах одного номера хождение по канату c прыжками c подкидной доской, включая в свой репертуар даже приход на «колонну» из двух человек, стоящую на канате! Мы уже говорили o Волжанских и об их восхождении «колонной» по наклонному канату. Во время этого восхождения они осуществляют также двойной баланс: нижний балансирует на голове мостик со стоящими на нем двумя партнершами... Гаджикурбановы ходят по канату «колонной» из четырех человек, a Л. A. Магомедов делает сальто на наклонном канате.

Несколько артистов исполняют на большой высоте без помощи балансира переднее сальто, подвергаясь неслыханному риску; среди них — Харольд Альзана, Великий Довал и Джене Мендес. Раньше, когда Мендес работал c Зейцем, в его репертуар входило перепрыгивание через партнера; сегодня он выступает c сольным номером, уснащая его «обрывами» (акробат имитирует потерю равновесия и падение, успевая в последний момент ухватиться рукой за канат) и прыжками «в пустоту» — c мостика на натянутый в полутора метрах от него вертикальный канат и c возвратом на мостик!

Это последнее упражнение особо опасно и стоило жизни не одному артисту.  Марселец Джельмако *, который в 1889 году перешел по канату, натянутому на высоте девяносто пять метров, рейд в Виллафранка шириною семьсот семьдесят метров, утверждал, что для осторожного человека хождение по канату — всего лишь детская игра.  Джельмако, конечно, был осторожен, но это не спасло его от несчастья: в 1932 году он сорвался c каната на маленькой деревенской площади и разбился насмерть. Было ему в ту пору семьдесят семь лет!

Акробатика на проволоке и хождение по канату зиждутся на искусстве эквилибра. Цирковые и ярмарочные эквилибристы работали c разнообразнейшим реквизитом, используя самые неожиданные сочетания и комбинации. Упражнения на канате — лишь одна из разновидностей эквилибристики. Существует также эквилибристика на вольностоящих лестницах (которая часто сочетается c жонглированием), эквилибристика на «катушках», например, номер Крэйзи Монро (он прыгает на пирамиду из дощечек, стоящих на цилиндрической «катушке», и балансирует на этой шаткой конструкции), и эквилибристика c першами — работа, которая очень ценится в странах Восточной Европы и достигла там невиданного совершенства. Поначалу эквилибристы выполняли акробатические упражнения на вершине качающихся першей, укреплённых на земле; сегодня c таким номером выступает «Большой Фаттини» — маленький талантливый человечек чудесно изображающий подвыпившего гуляку, который, чтобы прикурить, залезает на «фонарь» пятнадцатиметровой высоты...

Японские труппы ввели в конце прошлого века моду на эквили6р на перше, который нижний балансирyет на плече, на лбу или на ладони. Болгары До6ричи * поднимаются по вертикальной мачте семиметровой высоты, причем нижний балансирует на лбу десятиметровый перш, a на его вершине партнерша выполняет акробатические упражнения. Русские артисты Французовы идут еще дальше: нижний балансирует на лбу четырехметровый перш, на вершине которого стоит средний и в свою очередь балансирует на подбородке другой перш такой же длины, a на его вершине верхний делает стойку на одной руке. Такое же упражнение демонстрируют поляки Кноппы, a русские артисты Петровы осуществляют восхождение по наклонному канату, во время которого нижний балансирует на лбу перш пятиметровой длины, а него вершине партнерша делает акробатические трюки.

Эквилибристика на столах и стульях скромнее, но требует не меньшего мастерства. Австриец Унус стал королем эквили6ра на пальце, Альфред Бертон клал друг на друга несколько кирпичей, устанавливал на них лестницу и делал на ней стойку на руках, a датчанину Литл Джону, сделавшемуся звездой манежа в двенадцать лет, в течение четверти века удавалось выполнять полуфлик-фляк c приходом на одну руку!

Наконец на закате Второй империи  c появлением велосипеда на арену вышли велофигуристы. От большого двухколесного велосипеда Нуазетта до моноцикла Бертини велоакро6атика претерпела самые различные изменения. Номера исполнялись то на канате и проволоке (Валленда), то в сочетании c подкидной доской, то в комбинации c жонглированием. Можно назвать и блестящие образцы чистой велоакро6атики — например, японка Лилли покой, самая замечательная велофигуристка нашего времени, исполняет на своей позолоченной машине удивительный акробатический танец, ни разу не касаясь ногой земли. Y Лилли покой есть сестра, Кими покой, чей номер, по слухам, отличается еще большим мастерством.

Воображению эквилибристов, как и воображению акробатов, нет предела. Наш обзор очень краток, ибо понадобилось бы несколько томов, чтобы просто перечислить, даже не вдаваясь в подробности, разнообразные трюки этик артистов, виртуозно владеющих своим телом! Поэтому мы вновь советуем отправиться читателем в цирк.

смотреть фото

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100