Эквилибристы на шаре Бориса Руденко
Название номера «Восхождение», на мой взгляд, отражает сущность самого выступления и в то же время характеризует труд, упорство его участников и прежде всего руководителя и создателя номера Бориса Руденко.
То, что проделывают исполнители, является восхождением все к новым высотам сложности. Можно утверждать, что история подготовки номера была трудным путем к уникальному мастерству, к эффективному, впечатляющему зрелищу. Мне довелось быть свидетелем рождения этого зрелища, и всегда у меня вызывало восхищение удивительное упорство и устремленность Руденко и его партнеров.
С чего начался номер. Борис Руденко получил аппарат В. Монастырского. Аппарат представлял две стойки, соединенные рельсами-балками, по которым передвигался шар. Исполнители, переступая на шаре, перекатывали его от мостика до мостика и переносили на себе партнеров в различных позах. Такова была суть номера.
Руденко загорелся мыслью отказаться от стоек, поднять аппарат на большую высоту и одновременно усложнить трюк. Взяться за столь трудное дело у него были все основания. Он накопил немалый опыт работы в жанре эквилибра. После окончания ГУЦЭИ в 1964 году Руденко выступал в номере «Эквилибристы с обручем Вернадские». Здесь он балансировал на лбу тяжелый обруч-кольцо, на котором проделывала трюки партнерша. Через несколько лет он вступил в номер «Рекордсмены-балансеры», возглавляемый народным артистом СССР Е. Милаевым. Руденко стал нижним, удерживал многометровый перш.
Оба номера, в которые входил Руденко, пользовались большим успехом, несколько раз представляли советское цирковое искусство за рубежом. Казалось бы, от добра добра не ищут. Но Руденко влекли поиски нового, самостоятельное творчество. В 1972 году он получил аппарат Монастырского и начал выступать на нем. Тогда же обдумал новый номер и приступил к его подготовке. Прошел не один год пока смелый замысел был реализован. Для энтузиаста это были трудные годы. Большие сложности возникли с изготовлением нового аппарата. Занимались этим организации и предприятия, в которых не было специалистов по цирковой аппаратуре, но их удалось уговорить взяться за незнакомое дело. Первый экземпляр аппарата оказался непригодным, второй тоже, лишь на четвертом можно было выступать. Руденко приходилось самому доставать нужные материалы. Сам работал вместе со слесарями над изготовлением аппарата порой до 12 часов ночи. И так изо дня в день.
А сколько приходилось артисту спорить, доказывать, что замысел его реален. Руденко отстоял право на номер. Одновременно со всеми этими заботами он подбирал исполнителей, репетировал с ними. Репетиции, разумеется, требовали тоже немало энергии и сил.
Можно дальше и более подробно рассказывать, как трудно было Руденко воплотить замысел, какое упорство он проявил. Но я лишь добавлю, что Руденко одновременно со всем этим учился. Он окончил факультет физического воспитания Ивановского университета. Получил высшее спортивное и педагогическое образование. Знания пригодились при создании номера, в работе с партнерами.
Подготовка номера завершилась в 1978 году. В марте в Гомельском цирке состоялась его премьера.
В прошлом году выступления группы Руденко проходили в огромном зале Московского цирка. К этому времени в номер, кроме Бориса Руденко, входили: Алла Руденко, Николай Волкодав, Юрий Кушнарев, Александр Петров, Олег Николаев.
Теперь о самом номере. Начинается он с того, что прожектора высвечивают в высоте под куполом фигуру артистки, стоящую на оранжевом шаре. Потом становится заметно, что от аппарата в четыре стороны протянулись стальные канаты. Зрители замечают, что на один из них вступил эквилибрист и, балансируя разведенными руками, пошел вверх. И тут же по второму канату двинулся второй эквилибрист. Медленно шаг за шагом, замирая на мгновения, чтобы восстановить равновесие, они все приближаются к аппарату, где на оранжевом шаре ждет их партнерша. Протянув в их стороны руки, она как бы зовет, торопит их. Затем так же по канатам поднимаются еще три эквилибриста. Итак все пятеро гимнастов наконец разместились на двух мостиках...
Хочу отметить, когда номер «Восхождение» прибыл в новый Московский цирк, выяснилось, что канаты, по которым поднимаются исполнители, требуется удлинить почти в три раза. Понятно, увеличивался путь, который должны были преодолевать эквилибристы на столь зыбкой опоре. Причем «зыбкой» сказано не ради красного словца. Увеличенные тросы не удавалось натянуть так туго, как это делалось раньше, разумеется, тросы пружинили, что усложняло движение по ним. Причем внизу был не обычный манеж, застеленный ковром, а лед — шла программа «Цирка на льду». Но Руденко и не помышлял что-либо менять в номере. Он считал, что столичные зрители должны увидеть выступление таким, каким оно задумано. В этом проявилась еще раз его требовательность к себе и к партнерам.
Теперь о трюках. Они выглядят исключительно эффектно, исполняемые на большой высоте. Вот как бы проходная деталь выступлений. Шар оказывается в некотором отдалении от мостика, приблизительно в двух метрах. Как попасть на него? Один из эквилибристов прыгает на шар, прыжок совершается над бездной и поэтому впечатляет.
Основные трюки строятся на том, что на шаре от мостика к мостику передвигается живая колонна, пирамида. Например, артист, переступая на шаре, «шагая» по нему, удерживает двух партнеров (колонна из трех). Опять же, перекатывая ногами шар, нижний балансирует на лбу перш, на вершине которого партнер стоит на голове. Специалистам сразу ясно, сколь сложный тут баланс. Надо самому удержаться на шаре, а двигаясь на нем, одновременно удерживать перш с партнером. Если на ковре эквилибрист с першом может ступить вправо или влево, шагнуть резко вперед, или отступить назад, то тут ноги — на шаре, который перемещается по двум брусьям.
Не проще и такой трюк: нижний удерживает на плечах партнера, который балансирует лобовой перш, на вершине его третий партнер в стойке на руках. Без сомнения, и здесь от исполнителей требуется предельная слаженность, четкость каждого движения, исключительная натренированность.
Наконец, просто удивительный трюк «Веер». На шар встают сразу трое. Те, что с боков, наклонились в стороны, они держатся за того, кто в середине, иначе сорвутся вниз. На плечи к нижним поднимаются еще трое. Сидящим в зале не верится, что все шестеро смогут передвигаться, а не просто благополучно удерживаться на шаре. Но нет, нижние синхронно, в определенной последовательности, осторожно переступают по шару, и он медленно катится. Мы видим: высоко под куполом, просто чудом, передвигается своеобразная пирамида — «Веер». В конце концов смельчаки достигают противоположного мостика.
Само описание трюков дает представление, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на зрителей выступление группы эквилибристов Руденко. Номер не вызывает каких-либо прямых ассоциаций с конкретными событиями, создатели его к этому и не стремились, но все выступление эквилибристов олицетворяет дух устремленности, непреклонной воли.
Ю. АРХИПЦЕВ
оставить комментарий