В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Эквилибристы с першами. В помощь народному цирку

Номер «эквилибристы с першами» широко распространен в цирке. Он может быть подготовлен и самодеятельными артистами.

Этот номер основан на том, что один из его участников (нижний) балансирует на лбу, на плече или на поясном упоре перш — длинный шест из дерева или дюралюминия, в то время как другой исполнитель (верхний) демонстрирует на нем различные трюки.

Для начала перш следует балансировать на двух плечах. По мере приобретения опыта можно исполнять работу с першем на одном плече или на лбу. Можно балансировать шест (или лестницу) и на ногах. Тогда нижний ложится на специальное приспособление, так называемую «антиподную подушку» (при этом поясница находится выше головы). Плечи имеют упор для устойчивости. На ноги ставится перш со специальной развилкой для опоры на обе ступни. Балансируется такой шест (или лестница) движением ног и одновременно упорами носков. Держать перш (или лестницу) на ногах легче, чем на лбу, на плече или на поясном упоре, однако сохранить баланс в этом случае труднее, т. к. нижний не может сойти с места.

Для успешного освоения техники работы с першем необходимо заниматься с опытным режиссером-педагогом или тренером, Вначале нижний тренируется с одним першем. Когда будут освоены основные приемы балансирования, к верхушке перша прикрепляется груз (мешок с песком). Постепенно его увеличивают до веса верхнего партнера. После того, как нижний освоит баланс шеста с нужным весом, укрепит мышцы спины, шеи, ног, выработает дыхание, можно приступить к упражнениям с партнером.

К этому времени верхний должен пройти подготовку на шесте, установленном вертикально на полу и укрепленном сверху. Ему предстоит добиться, чтоб все его движения были точны и мягки, иначе он может нарушить баланс. Подъем на шест производится подтягиванием на руках и перестановкой ног, плавно без толчков или рывков. Спуск осуществляется скольжением вниз. Перед концом спуска необходимо сильнее охватить перш, чтобы остановить скольжение, и спрыгнуть, не задевая  нижнего и не отталкивая шест от себя. На першах, балансируемых ногами, обычно употребляются штыри (короткие металлические пруты), по которым верхний залезает как по ступенькам. Нужно научиться подниматься и спускаться быстро и легко, плавно и ритмично переставляя ноги. Когда подъем и спуск хорошо отработаны, можно приступить к освоению упражнений (вначале на шесте, поставленном на полу).

Рекомендуем следующие упражнения:

1. Полуфлажок. Верхний обхватывает правой рукой перш так, чтобы он находился  под мышкой, левой — упирается в него (ниже правой руки). Затем плавно отводит прямые ноги назад и выравнивает  корпус спиной  вверх до горизонтального положения.

2. Оттяжка. Верхний  продевает правую руку в петлю, прикрепленную к верху перша (петля   делается из фитиля, внутри которого для   прочности пропускается тонкий стальной трос). Правую ногу ставит на штырь и в этом положении отводит корпус в сторону от перша,  на вытянутую руку и ногу. Левые рука и нога также отведены в сторону.

3. Вис с зажимом ног. Обхватив перш двумя ногами, так что носки  оказываются  заложенными друг за друга, артист отклоняется корпусом вниз. Руки отведены в стороны, голова откинута назад.

4. Полный флажок. Верхний вставляет правую руку в петлю, левой  упирается в перш. Обе руки прямые. Из этого положения он отводит корпус в сторону, от шеста до горизонтального положения, ноги прямые, лицо обращено кверху.

5. Вис ногой в петле. Обхватив перш левой рукой и взявшись за  петлю  правой, исполнитель поднимает ноги вверх. Носком левой ноги зацепляется за штырь, расположенный у петли; правой  рукой  надевает петлю на правую ногу и повисает на ней, опустив   корпус  вниз по першу. Затем с помощью рук поворачивается лицом к першу, отжимается от него, ставит левую ногу на перш (против   груди), выпрямляя ее, поднимает корпус.

6. Обхват перша ногами. Исполнитель об­хватывает перш правой ногой, носком левой цепляется за перш так, чтобы под ее коленом прошел подъем правой ноги. В этом положе­нии ноги создают прочный «замок», и артист легко отводит руки в сторону, а корпус назад.

Выполняя описанные выше несложные уп­ражнения, надо помнить, что пока не сделан упор для одной ноги, нельзя снимать другую; пока одна рука не захватила перш, петлю или штырь, нельзя спешить освобождать вторую. Работа верхнего проводится на высоте — ма­лейшее неверное движение, невнимательность могут привести к падению.

После того как основные трюки будут твердо освоены, можно приступать к их ис­полнению на перше, балансируемом нижним. По правилам техники безопасности, работа на першах допускается только с лонжей. Лонжа состоит из веревки и троса, пропущенного че­рез одинарный блок. Конец троса прикреп­ляется карабином к верхушке перша или к предохранительному поясу верхнего, а верев­ка находится в руках педагога-тренера.

Владение лонжей (пассировка) требует зна­ний и опыта. Лонжа должна быть в таком по­ложении, чтобы не мешать исполнителю трю­ков и в то же время позволить пассировщику в нужный момент быстро привести ее в натя­нутое состояние. Пассировщику необходимо хорошо знать принцип балансирования, чтобы мгновенно определить, когда крен перша до­стигает критического состояния и требуется применить лонжу.

Во время исполнения трюков перш всегда находится в состоянии колебания. Со временем верхний привыкает к нему и это не отражает­ся на его работе. Кстати, надо учитывать, что степень колебания перша зависит и от движе­ний верхнего.

Выполнение сложных трюков, как, напри­мер, стойки на руках, на голове, возможно только тогда, когда верхний хорошо исполняет их не полу, а нижний свободно балансирует перш. Для этих упражнений на верхушке пер­ша укрепляется металлическая трубка, концы которой загнуты (она напоминает руль вело­сипеда).  Концы трубки   обматываются   изоляционной лентой, чтобы не скользили руки. К середине трубки прикрепляется пластинка для «бублика» — специального кружка, на ко­тором артисты делают стойку на голове. «Буб­лик» изготавливается из твердого ремня или легкой металлической пластинки овальной формы, внутри нее расположена веревка по форме головы. Все это обматывается тесьмой. Стойка на руках выполняется на перше плав­но, руки должны быть слегка согнуты в лок­тях. При значительном их сгибе трудно ровно поднять корпус вверх и выпрямить руки. При выходе в стойку не следует подавать грудь вперед. Это также затрудняет выполнение трюка.

При фиксировании на перше стойки на ру­ках корпус должен быть в строго вертикаль­ном положении, без прогиба в пояснице. При стойке на голове верхний не должен произ­водить резкие движения руками и ногами. «Слияние» верхнего с балансируемым першем достигается длительной и упорной трениров­кой.

Научившись исполнять основные упражне­ния с шестом, можно приступить к созданию несложного номера, состоящего из простей­ших трюков. Для начинающих исполнителей данного жанра в условиях самодеятельности рекомендуем несложный номер на двух ис­полнителей (юноша и девушка).

После работы на первом перше верхний спускается вниз. Во время пау­зы подают другой перш. Нижний ставит его конец в металлическую чашку, прикрепленную к поясу. Верхний поднимается на перш, наде­вает на шею специальную петлю, прикреплен­ную к верхушке. Нижний руками начинает рас­кручивать перш, отчего корпус верхнего постепенно отходит от шеста, вращаясь вокруг него почти в горизонтальном положении.  Когда вращение достигло необходи­мой скорости, верхний отводит руки в сто­рону.

Когда нижний останавливает перш, верх­ний берется руками за петлю, затем за перш, освобождается от петли и спускается вниз.


3. ГУРЕВИЧ, преподаватель ГУЦЭИ

Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100