Эквилибристы с першами. В помощь народному цирку
Номер «эквилибристы с першами» широко распространен в цирке. Он может быть подготовлен и самодеятельными артистами.
Этот номер основан на том, что один из его участников (нижний) балансирует на лбу, на плече или на поясном упоре перш — длинный шест из дерева или дюралюминия, в то время как другой исполнитель (верхний) демонстрирует на нем различные трюки.
Для начала перш следует балансировать на двух плечах. По мере приобретения опыта можно исполнять работу с першем на одном плече или на лбу. Можно балансировать шест (или лестницу) и на ногах. Тогда нижний ложится на специальное приспособление, так называемую «антиподную подушку» (при этом поясница находится выше головы). Плечи имеют упор для устойчивости. На ноги ставится перш со специальной развилкой для опоры на обе ступни. Балансируется такой шест (или лестница) движением ног и одновременно упорами носков. Держать перш (или лестницу) на ногах легче, чем на лбу, на плече или на поясном упоре, однако сохранить баланс в этом случае труднее, т. к. нижний не может сойти с места.
Для успешного освоения техники работы с першем необходимо заниматься с опытным режиссером-педагогом или тренером, Вначале нижний тренируется с одним першем. Когда будут освоены основные приемы балансирования, к верхушке перша прикрепляется груз (мешок с песком). Постепенно его увеличивают до веса верхнего партнера. После того, как нижний освоит баланс шеста с нужным весом, укрепит мышцы спины, шеи, ног, выработает дыхание, можно приступить к упражнениям с партнером.
К этому времени верхний должен пройти подготовку на шесте, установленном вертикально на полу и укрепленном сверху. Ему предстоит добиться, чтоб все его движения были точны и мягки, иначе он может нарушить баланс. Подъем на шест производится подтягиванием на руках и перестановкой ног, плавно без толчков или рывков. Спуск осуществляется скольжением вниз. Перед концом спуска необходимо сильнее охватить перш, чтобы остановить скольжение, и спрыгнуть, не задевая нижнего и не отталкивая шест от себя. На першах, балансируемых ногами, обычно употребляются штыри (короткие металлические пруты), по которым верхний залезает как по ступенькам. Нужно научиться подниматься и спускаться быстро и легко, плавно и ритмично переставляя ноги. Когда подъем и спуск хорошо отработаны, можно приступить к освоению упражнений (вначале на шесте, поставленном на полу).
Рекомендуем следующие упражнения:
1. Полуфлажок. Верхний обхватывает правой рукой перш так, чтобы он находился под мышкой, левой — упирается в него (ниже правой руки). Затем плавно отводит прямые ноги назад и выравнивает корпус спиной вверх до горизонтального положения.
2. Оттяжка. Верхний продевает правую руку в петлю, прикрепленную к верху перша (петля делается из фитиля, внутри которого для прочности пропускается тонкий стальной трос). Правую ногу ставит на штырь и в этом положении отводит корпус в сторону от перша, на вытянутую руку и ногу. Левые рука и нога также отведены в сторону.
3. Вис с зажимом ног. Обхватив перш двумя ногами, так что носки оказываются заложенными друг за друга, артист отклоняется корпусом вниз. Руки отведены в стороны, голова откинута назад.
4. Полный флажок. Верхний вставляет правую руку в петлю, левой упирается в перш. Обе руки прямые. Из этого положения он отводит корпус в сторону, от шеста до горизонтального положения, ноги прямые, лицо обращено кверху.
5. Вис ногой в петле. Обхватив перш левой рукой и взявшись за петлю правой, исполнитель поднимает ноги вверх. Носком левой ноги зацепляется за штырь, расположенный у петли; правой рукой надевает петлю на правую ногу и повисает на ней, опустив корпус вниз по першу. Затем с помощью рук поворачивается лицом к першу, отжимается от него, ставит левую ногу на перш (против груди), выпрямляя ее, поднимает корпус.
6. Обхват перша ногами. Исполнитель обхватывает перш правой ногой, носком левой цепляется за перш так, чтобы под ее коленом прошел подъем правой ноги. В этом положении ноги создают прочный «замок», и артист легко отводит руки в сторону, а корпус назад.
Выполняя описанные выше несложные упражнения, надо помнить, что пока не сделан упор для одной ноги, нельзя снимать другую; пока одна рука не захватила перш, петлю или штырь, нельзя спешить освобождать вторую. Работа верхнего проводится на высоте — малейшее неверное движение, невнимательность могут привести к падению.
После того как основные трюки будут твердо освоены, можно приступать к их исполнению на перше, балансируемом нижним. По правилам техники безопасности, работа на першах допускается только с лонжей. Лонжа состоит из веревки и троса, пропущенного через одинарный блок. Конец троса прикрепляется карабином к верхушке перша или к предохранительному поясу верхнего, а веревка находится в руках педагога-тренера.
Владение лонжей (пассировка) требует знаний и опыта. Лонжа должна быть в таком положении, чтобы не мешать исполнителю трюков и в то же время позволить пассировщику в нужный момент быстро привести ее в натянутое состояние. Пассировщику необходимо хорошо знать принцип балансирования, чтобы мгновенно определить, когда крен перша достигает критического состояния и требуется применить лонжу.
Во время исполнения трюков перш всегда находится в состоянии колебания. Со временем верхний привыкает к нему и это не отражается на его работе. Кстати, надо учитывать, что степень колебания перша зависит и от движений верхнего.
Выполнение сложных трюков, как, например, стойки на руках, на голове, возможно только тогда, когда верхний хорошо исполняет их не полу, а нижний свободно балансирует перш. Для этих упражнений на верхушке перша укрепляется металлическая трубка, концы которой загнуты (она напоминает руль велосипеда). Концы трубки обматываются изоляционной лентой, чтобы не скользили руки. К середине трубки прикрепляется пластинка для «бублика» — специального кружка, на котором артисты делают стойку на голове. «Бублик» изготавливается из твердого ремня или легкой металлической пластинки овальной формы, внутри нее расположена веревка по форме головы. Все это обматывается тесьмой. Стойка на руках выполняется на перше плавно, руки должны быть слегка согнуты в локтях. При значительном их сгибе трудно ровно поднять корпус вверх и выпрямить руки. При выходе в стойку не следует подавать грудь вперед. Это также затрудняет выполнение трюка.
При фиксировании на перше стойки на руках корпус должен быть в строго вертикальном положении, без прогиба в пояснице. При стойке на голове верхний не должен производить резкие движения руками и ногами. «Слияние» верхнего с балансируемым першем достигается длительной и упорной тренировкой.
Научившись исполнять основные упражнения с шестом, можно приступить к созданию несложного номера, состоящего из простейших трюков. Для начинающих исполнителей данного жанра в условиях самодеятельности рекомендуем несложный номер на двух исполнителей (юноша и девушка).
После работы на первом перше верхний спускается вниз. Во время паузы подают другой перш. Нижний ставит его конец в металлическую чашку, прикрепленную к поясу. Верхний поднимается на перш, надевает на шею специальную петлю, прикрепленную к верхушке. Нижний руками начинает раскручивать перш, отчего корпус верхнего постепенно отходит от шеста, вращаясь вокруг него почти в горизонтальном положении. Когда вращение достигло необходимой скорости, верхний отводит руки в сторону.
Когда нижний останавливает перш, верхний берется руками за петлю, затем за перш, освобождается от петли и спускается вниз.
3. ГУРЕВИЧ, преподаватель ГУЦЭИ
Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.
оставить комментарий