В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Елка в цирке

Нигде, ни в одной стране не уделяется столько внимания детскому зрителю, как у нас. В СССР около пятидесяти театров для детей, и среди них единственный в мире — Детский музыкальный театр.

Будущее страны i детях — это общеизвестная истина. О ней необходимо постоянно помнить, ибо от того, что «даем» детям, как их воспитываем, зависит и то будущее, которое выразится в новом пополнении общества с его культурой, образованностью, художественными вкусами, эстетическими взглядами.

Мы иногда недооцениваем значение того момента, когда происходит первое приобщение ребенка к искусству. А ведь оно может сыграть определяющую роль а его жизни. Недаром же К. С Станиславский говорил, что для детей надо играть так же, как для взрослых, только лучше.

Исключительно велика роль искусства цирка а формировании детской психологии. Миллионы детей ежегодно приобщаются к искусству арены. Два раза а году — в зимние и весенние каникулы — все цирки превращаются в детские. Два раза в году в них долго не смолкает удивительный звон детских голосов, радостных, восторженных вскриков, похожих на весенний гомон птиц, ожидающих цветения природы, буйного торжества солнечных лучей.

В те дни в цирках праздник. В цирках — дети.

А вот всегда ли мы умеем по достоинству ответить детским глазам, ожидающим праздника, даже чуда в зтом необыкновенном, единственном в городе здании, носящем простое и всем понятное имя — цирк?

Чудо бывает там, праздник приходит туда, где руководители цирка дорожат юным зрителем, любят его и уважают, правильно понимают великую воспитательную миссию искусства. Праздник бывает там, гдо на детский спектакль смотрят не как на второсортный (лишь потому, что он идет, как правило, утром и днем), а как на художественное произведение, которое, как говорится, высоко поднимает «марку» цирка. Вот, к примеру, что пишет пермская областная газета «Звезда»: «Здесь не только развлечение. Ведь и пионеры, помогающие вызволить героев сказки из беды, и появление прекрасно сделанной модели лунохода, и воздушные гимнасты в костюмах космонавтов на ракете-снаряде — все это воспитывает у маленьких зрителей чувство патриотизма, любви к Родине, учит их смелости, мужеству, отваге». Представление в Пермском цирке имело большой резонанс в городе. Хорошо, что дирекция сразу правильно оценила возможности цирка и предоставила все условия для создания яркого, праздничного спектакля.

Новый Пермский цирк хорошо отметил новый сезон, и удача детского спектакля была принципиально важна — появился свой, детский зритель. Молодой режиссер Б. Бреслер, ставя свой первый спектакль «Новогодние приключения друзей» (сценарий В. Кострюков» Б. Бреслера), чувствовал внимание и поддержку как дирекции, так и всего творческого коллективе программы. Авторитетная комиссия, принимавшая спектакль, отметила следующее в акте: «Хороший сценарий представления дал возможность использовать все номера программы в единой сюжетной линии, свежо и оригинально. Режиссер Б. Бреслер создал цельный цирковой спектакль, во многом по-новому раскрывая средствами циркового искусства драматургический материал сценария и характеры персонажей елки, являющиеся известными, любимыми детскими образами. Это делает представление насыщенным юмором и элементами сатиры, веселым, жизнерадостным и захватывающим».

Так было о Перми. А сколько радости доставлено нашим малышам минувшей зимой в десятках других городов!..

Большим успехом пользовалось в Киеве детское представление «Елка-путешественница», поставленное по сценарию, написанному киевскими же авторами М. Билкуном и М. Татарским. Если пермский спектакль по своему сюжету носит характер приключенческий, то киевский — посвящен благородной теме дружбы детей всего земного шара.

Режиссерско-постановочная группа (заслуженный артист УССР Б. Заец, В. Титов и студенты-режиссеры Ю. Бирюков, М. Иванов, 3. Ярославцев) проделала очень большую работу, создав это оригинальное, умное и очень праздничное представление. Следует подчеркнуть, что спектакли последних лет, поставленные главным режиссером Киевского цирка Б. Заец, представляют значительный интерес. Об этом справедливо говорилось на ежегодном обсуждении детских спектаклей, проходившем но так давно в Союзгосцирке,

Удачные елочные представления состоялись минувшей зимой в Горьковском (режиссер Ю. Свирелин), Ивановском (режиссер Ю. Архипцев), Краснодарском (режиссер Р. Грилье) и ряде других цирков.

Принципиально важным представляется бережное сохранение в репертуаре коллективов и постоянное совершенствование детских спектаклей. Примеры такого характера ость, они заслуживают внимания и тщательного изучения. В течение нескольких лет коллектив Веселая арена показывает представление «Приключения Лентяйкииа» (авторы А. Лазарев, А. Гангов и Ю. Островский). Спектакль, утверждающий благородную тему любви к труду, уважения к старшим, непримиримости к лени, зазнайству, хвастовству, пользуется заслуженным успехом.

Счастливо сложилась судьба «Трубки мира» (сценарий М. Местечкина и Ю. Никулина, стихи Б. Сибирякова). Созданное около десяти лет назад, представление это и поныне живет полнокровной жизнью. Бережет и лелеет его заслуженный артист РСФСР Б. Ман-жели. Так, в прошлом году эту постановку видели в Сибири, в этом году — в Ростове-на-Дону. В акте приема спектакля говорится: обновленный и красочный реквизит, музыка, хорошее световое и звуковое оформление усилили реалистическое направление всего спектакля и, как результат, — великолепное восприятие ребят. Пусть эта фраза и несколько тяжела, но она очень верно отражает истинное положение вещей. Ростовский цирк всячески позаботился о сохранении спектакля на должном уровне.

Лучшие детские представления сезона, о которых говорится выше, так или иначе связаны с современностью. Их постановщики не ограничиваются показом только сказочных персонажей, о умело раздвигают рамки действия, тактично переплетая сказочное с реальностью. Представления эти понятны и близки юному зрителю. Режиссеры выводят а манеж Деда Мороза со Снегурочкой, героев гражданской войны, сегодняшних школьников-следопытов. Такое удачное совмещение фантастического и реального было в детских представлениях Бакинского цирка «Волшебный самоцвет» (сценарий Ю. Благова и В. Головко), Омского цирка «Сказка о злой старухо Убыр» (сценарий Б. Гизатуллина и А. Лазарева) в Татарском цирковом коллективе.

Учтя неудачу детского представления в предыдущем сезоне, дирекция Львовского цирка пригласило режиссер* Е. Тимошенко из Иванова, который успешно справился с порученной задачей.

Львовский цирк выправил положение. Но, к сожалению, в ряде мест детские спектакли носят случайный характер. К ним не готовятся, считая, по-видимому, это дело проходящим. Почему, скажем, из года в год не бывает настоящего, яркого детского представления в Одесском цирке? Не пролога, где что-то и как-то сказано о детях, а именно целостного специального представления. Не может быть, чтобы дети Одессы не хотели видеть настоящего интересного елочного представления. Не удались в этом году елки в Тбилиси и Батуми. В Батумском цирке дирекция не захотела платить актерам, исполняющим глазные роли. На чем тут сэкономили? На детских душах, на детском восприятии. Бедна, не празднична, неинтересна была елка нынешнего сезона даже в Московском цирке. Тоже — экономия! Кто-то, наверное, зачтет это цирку как достижение. А ведь такая экономия может привести к «идеологическому браку» — наши дети не получили того, что им полагалось.

Мы не касалась здесь очень важного раздела — детских представлений во Дворцах спорта, где к искусству тоже приобщаются тысячи ребят. В Воронеже такое елочное представление "Тайна старого дуба" (по сценарию Р. Ворончук). раскрывающее патриотическую тему через приключения детей, путешествующих по местам боевой славы отцов. поставил режиссер Н. Златопольский. Он свое дело любит и старается каждый год создать детворе праздник. В Москве, во Дворце спорта ЦСКА, московская группа Цирк на сцене. осуществила постановку спектакля "Красная звездочка" Н. Коваля. Режиссер Н. Безносик умело вписал в сказочное представление тему гражданской войны, подвиги школьников-следопытов, помощь московских школьников о строительстве Дома пионеров на Чукотке. Спектакль, утверждая уважение к героическому прошлому нашего народа, звал на подвиг.

В чем, однако, слабость детских представлений в цирке? Прежде всего — игра актеров. Характер обозначен по сценарию, а на манеже нередко выступает человек, плохо произносящий текст, не умеющий донести его до юных зрителей, общаться с ними, не обладающий актерским мастерством. И это большая беда. Многие растеряли то, что получили в училище. Те же, кто пришел из спорта, как не имели мастерства актерского, так и не приобрели его. Вся «философия», таким образом, в трюке. А ведь на детском представлении надо играть, поистину игра? в. Режиссеры же сплошь да рядом этого мо добиваются — короткие сроки, не успепают. А некоторые режиссеры лообще умеют работать с актером, так работать, чтобы раскрыть его дарование, добиваться, чтобы блестящий гимнаст или акробат хорошо произносил текст, создал художественный образ. Разве это не радость, увидеть актера многосторонним, в разных гранях его дарования. Разве не волнительно было слушать, когда, скажем, М. Запашный после труднейшего воздушного номера в Московском цирке, легко сходя с трапеции, вдохновенно читал стихи. Без микрофона, на полном дыхании, логически безупречно и с такой силой эмоционального заряда, какой позавидует любой драматический актер. В этом же плане хорошо проявила себя Э. Анзорге. Счастливые исключения? Возможно. Но играть и читать актерам а детских представлениях надо, необходимо. И учиться этому можно и должно.

Создание художественного образа, может быть, самое сложное в искусстве цирка вообще. Владеют этим искусством, как известно, немногие. Но в детском представлении это совершенно обязательно. Ибо дети, в отличие от взрослых, мыслят образами, эмоциональное восприятие их доминирует над логическим мышлением. Вызывающий у детей определенные эмоции образ должен быт & сравнительно точен и конкретен, чтобы привести юного зрителя к определенным выводам, понятиям.

Надо не отпугивать актеров сложностью создания художественного образа а детских спектаклях, а помогать им о этом. Дело здесь за режиссерами. Думаю, что сегодня многими режиссерами еще не решена проблема продуманного включения циркового номера в представление для детей. Чаще всего это происходит механически, иногда, даже не помогая развитию основного действия, а тормозя его. И выглядит это нередко искусственно, не органично. Сколько раз мне приходилось видеть Снегурочку, которая легким движением сбрасывает шубку и уходит на трапецию. И когда она сходит, ей даже не подают шубку, она просто убегает за кулисы. Задумывался ли режиссер над тем, как логически опраздать такое поведение Снегурочки? Взрослым все понятно, а дети в недоумении. Но ведь спектакль-то для детей.

А задумываются ли режиссеры над том, почему з детских спектаклях актеры зачастую ярче, сочнее играют отрицательные персонажи, положительные же выходят значительно бледнее.

Некоторые актеры, относясь к детскому представлению как к чему-то-второстепенному, выступают на них, что называется, не а полную меру. Иногда исполнители ролей позволяют себе недопустимую отсебятину. Например, артистка Л. Кривых, игравшая Снегурочку, на последнем представлении сказала на манеже: «Леший, дай я тебя поцелую», вызвав умиление партнеров этой вольной «забавой», разумеется, не предусмотренной сценарием.

Но это, к счастью, исключения. Истинный артист, уезжая себя, уважают и автора, а главное — зрителя, чувствует свою ответственность за каждое слово, каждую мизансцену, каждый жест и трюк.

В нынешнем созоне было немало актерских удач з детских представлениях. И тут — да простит меня читатель — хочется просто назвать многих наших артистов. Вот их имена: Б. Манжели, А. Корнилов, Б. Коваленко, Т. Дурова — младшая, Г. Быстров, 9. Мозель и В. Рощин, 3. и Ю. Бирюковы. В. Аверьянов, Л. и В. Шевченко, А. Николаев, В. Головин, И. Байков. И. Ленков, Е. Мила ев, С. Соромбаео, Е. Джакыбеков, В. Таджиев, Т. Гибадуллин, Р. Фролова, М. Москвин, А. Смыков, В. Титов, Б. Вяткии. 3. и Т. Владимировы, Р. Изатуллин, М. Касьянова, Г. Ротман и Г. Маковский, В. Свириденко, А. Сазич, К. Берман, Н. Вязовская, А. Марчевский. Вероятно, следовало тут назвать и других, но размер статьи не позволяет мне это сделать.

Как видим, в представлениях для детей успешно выступает немало актеров не разговорных жанров акробаты, гимнасты, эквилибристы, чей творческий диапазон несомненно расширился, и это, конечно, обогатит их палитру.

Все ли сделано репертуарно-художественным отделом для того, чтобы спектакли для детей шли на высоком художественном уровне?

Отдел систематически проводит смотры и обсуждения детских представлений, организует обмен опытом, расширяет круг авторов, пишущих для детей. И все-таки сделано далеко не все. Режиссеры часто подбираются а спешке, они приступают к делу, не успев подготовиться. К тому же, не каждый режиссер умеет ставить детское представление. Сейчас большим подспорьем для репертуарно-художественного отдела стали студенты-режиссеры. Но директора нередко проявляют к ним неправомерную осторожность, дескать, молоды, можно ли им доверять?

Идут ли директора навстречу режиссерам при постановке детских представлений? Не всегда. Право, иногда получается, будто спектакль нужен режиссеру, а но цирку.

Организационные неполадки проявляются и со стороны отдела формирования и эксплуатации программ: несвоевременно прибывает багаж, не вовремя приезжают актеры О какой серьезной работе, о каком создании образа может идти речь, когда участник елки, скажем К. Иванов, приехал а Ростов 30 декабря, а клоун Аксентьев — 31. Сказать, что это несерьезно, — мало. Или вот еще более досадный пример. Литовский коллектив, имеющий в репертуаре детское представление, как раз в дни зимних каникул оказался почему-то ка простое. Клоунская группа "Ребята с Арбата" имеет в своем репертуаре два детских представления, но они не были использованы. Такие примеры не единичны. А между тем циркам не хватало детских спектаклей...

Разумеется, вопрос вопросов — стабильность программ на сезон. Если бы это было решено практически, детские спектакли не только сохранялись бы, они были бы ярче, интереснее, к тому же они непременно приносили бы доход.

Проблема финансирования детских представлений — не праздный, не второстепенный вопрос. Разумный подход к нему позволит достигнуть ВЫСОКИХ и творческих и экономических результатов.

Детские представления — не очередной парад-пролог, а серьезная, глубокая, идеологическая работа, школа гражданского воспитания, способствующая приобщению юных зрителей к прекрасному, привитию им коммунистических черт. Об этом все мы обязаны постоянно помнить.


Н. Сыкчин,начальник репертуарно-художестенного отдела Союзгосцирка

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100