Елочки и палочки
О проблеме детских новогодних представлений вспоминают, как правило, в самый последний момент. И в цирке объявляется аврал: «Все, все в поход за елкой!» Прежде всего начинается продажа билетов на утренники.
А затем уже скачут в лесные дебри (иногда, впрочем, довольно редкие) авторского актива, кличут доброго молодца, который притащит сценарий. Означенный добрый молодец, выпив самовар черного кофе, в сказочно-короткий срок (долго сказка сказывается, а сценарий-то быстро пишется!) за одну-две ночи строчит нужное количество текста. Потом скачут за Дедом Морозом (чаще всего в соседний театр), отбирая кандидата главным образом с учетом саженного роста; аукают в своем коллективе Снегурочку. Словом, повторяют те перипетии стандартного сценария, несколько интерпретировав их, где непременно надо искать и звать в цирк то Снегурочку, то Деда Мороза, то какой-то волшебный ключик, без которых представление никак не состоится.
Накануне первого утренника режиссер (которому, конечно, не хватило ровно одного дня) отчаянно вскрикивает: «Елка, елка, зажигайся!» И елка действительно зажигается. Иногда удачно. Иногда не очень. Детям она, может быть, не так уж интересна. Зато начинается самое интересное для участников: раз есть елка — значит, появляются «палки». (Для непосвященных читателей: каждое выступление артиста отмечается в расчетной книжке «палочкой» в размере получаемой ставки.) Мы несколько сгустили краски, описывая подготовку «елки». Но, к сожалению, картина в общем верна. Проблема качества «елок» нередко превращается в вопрос количества «палок».
Как уж повелось, около каждой елки непременно есть своя Баба-Яга, которая на протяжении спектакля, скрежеща зубами, делает все, чтобы навредить детям. И хотя сценарист нынешней «елки» в Ленинградском цирке Г. Яхт исключил Бабу-Ягу из списка действующих лиц, эта обиженная злодейка все же сумела проникнуть за кулисы, и там, переодевшись в серый балахон Скуки, стала делать все, чтобы как-то испортить детям праздник. И кое-чего добилась. ...Итак, нам выпал в виде новогоднего подарка билет на «елку» в Ленинградский цирк. Вот на манеже уже танцуют «лисички». Появляются клоуны — Тошка Козаров и Фери Янакиев, артисты из Болгарии, гастролирующие в СССР. Они зовут Снегурочку, а та ищет... ну, конечно, вы угадали; Деда Мороза!
Обычно Деды Морозы привередливы. Они привыкли являться с приличествующей сединам помпезностью, на лихой тройке коней или медведей в окружении свиты лесных зверей. Такой выход становится одной из кульминационных точек спектакля. Нынешний Дед Мороз (Г. Арсеньев), по желанию режиссера, видимо, обладает скромностью и не привык к мишурной роскоши. Он выходит так же по-деловому просто, как, скажем, униформист с граблями в паузе между номерами! Но не будем придираться, если все увлекательные приключения, которых так ждут Дети, — впереди!
Дед Мороз предлагает разыграть лотерею, где каждый приз — цирковой номер. Главный выигрыш, который падает на золотую шишку, — это большая елка. Вот, собственно, все. Мы не против такой простоты в угоду запутанной сложной интриге. Но простота сюжета не должна страдать вялостью, скомканностью. Однако сценарий представляет собой всего лишь малоубедительные текстовые связки между отдельными выступлениями. Весь конфликт заключается в том, что весельчаки Тошка и Фери хотят взять шишку себе, но их «эгоистические стремления» тут же в корне пресекаются! Маленьким зрителям явно симпатичны клоуны, их проделки с зеркальным «зайчиком», со стулом, и в том, что клоуны возьмут шишку, они не видят ничего дурного. Собственно говоря, волноваться не о чем. И когда становится ясным, что никаких приключений не предстоит, в этот самый момент прокрадывается на манеж та самая Баба-Яга в образе Скуки, которую не пустили в сценарий.
О том, что дети прекрасные зрители и сразу чувствуют фальшь, писалось уже тысячу раз. Но нельзя забывать еще более важного обстоятельства: дети не терпят пассивной созерцательности. Они непременно хотят быть активнейшими участниками действия. В представлении, названном «Хитрые клоуны», они лишены этого. Но чуть только появляется намек на шутку, игру, как моментально вспыхивает, оживает благодарная аудитория. Отвлеченные от сценария игровые сценки Тошки и Фери, дрессированные собачки Г. Беляковой, зебры и лошади Л. Котовой и Ю. Ермолаева вызывают живейшую реакцию. Ленинградский цирк ежегодно выпускает номера, сделанные с большим мастерством и вкусом. Мы привыкли, что марка «выпущено Ленинградским цирком» является наилучшей визитной карточкой артиста. Почему же «елка» для детей не оправдывает своей фирменной марки?
Художественный руководитель цирка заслуженный деятель искусств РСФСР Г. С. Венецианов, талантливый режиссер и большой знаток, в связи с болезнью совершенно не участвовал в постановке спектакля. Ставил елку И. Руф. Мы не хотим вменить ему в вину все просчеты сценария, даже скажем несколько слов в защиту режиссуры. В чем была сложность его задачи? Елка идет в первом отделении, во втором выступает В. Запашный. Как известно, даже в вечерних спектаклях для взрослых на одно отделение ставится около восьми номеров, редко больше. А в «Хитрых клоунах» (которые идут по времени 1 час 20 минут) делается попытка и осуществить сюжетный спектакль и, вдобавок, вставить в него ни больше ни меньше чем одиннадцать номеров. И вот простая арифметика: на восемьдесят минут сценического времени — одиннадцать номеров плюс развитие сюжета, пролог и эпилог! Естественно, что и сюжет остается весьма куцым, да и все номера выглядят в более или менее скомканном виде.
Прежде чем приступить к работе режиссер должен был разрешить дилемму:
1) Или ставить полнокровный сюжетный спектакль. В таком случае нужен был более разработанный сценарий. И в данном варианте смогут выступить, не обкрадывая себя, максимум семь номеров.
2) Если же режиссеру хотелось показать побольше цирковых выступлений (кстати сказать, в Ленинграде был великолепный подбор программы), в таком случае действительно достаточно небольших интермедий-связок между номерами. И сценарий, написанный Г. Яхтом, тогда будет вполне удовлетворительной основой-канвой. Только хотелось бы расшить и расцветить эту канву более остроумными и веселыми красками и находками. Зарекомендовавшие себя мастера цирка, такие, как В. Плинер, Н. Ольховиков и М. Запашный, предложили свою помощь режиссеру именно в этом направлении. Хорошо чувствуя специфику цирка, они действительно могли подсказать какие-то трюки, детали, которые оживили бы сценарий, лишив его схематичности. Однако Руф по каким-то соображениям отказался. Возможно, у него и были веские основания для отказа. Но, на наш взгляд, никакой режиссер не должен пренебрегать удачной подсказкой опытных артистов.
Исполнители в Ленинграде действительно отличные, собственно, они и вытягивают спектакль. А паузы между номерами (то есть текст сценария), за исключением двух-трех, оставляют маленьких зрителей безмолвными и равнодушными. К сожалению, мы не имеем возможности сделать разбор программы или хотя бы сказать несколько теплых слов в адрес артистов, особенно порадовавших на этот раз: о свежести и какой-то новизне номера Виктора Плинера, об аттракционе Вальтера Запашного, об эквилибристах Газарян, о фактически новом номере Т. и М. Богдановых. Л. Котову и Ю. Ермолаева, недавно выпустивших конно-балетную сюиту, хочется поздравить с еще одной творческой удачей: на сей раз это оригинальная и сложная дрессура лошадей и зебр. Кстати, Л. Котова, обладающая незаурядными актерскими способностями, была превосходной Снегурочкой, заразительно веселой, словом, настоящей. Мы вправе требовать от Ленинградского цирка более значительных художественных постановок; отнюдь не «сходный ширпотреб», а спектакль, который с успехом можно повторить и в следующем сезоне.
...В новогодних лотереях Дедов Морозов ребятам достается слишком много пустых билетов, но зато Деды Морозы руками дирекции шедро вознаграждают всех участников целыми елочными гирляндами «палочек». А между тем артистам, кроме «палочек», нужно и настоящее удовлетворение от своей работы. Недавно закончилось совещание по режиссуре, где много говорилось горьких истин о тематических спектаклях, особенно детских. Каникулы прошли, и наверняка некоторые руководители цирков, закончив новогодний аврал, уже впали в зимнюю спячку месяцев на десять. Хорошо, если бы нынешние цирковые Деды Морозы, Снегурочки, удачные и неудачные,— пока они не растаяли от весеннего солнца, — собравшись в хоровод, закричали:
— Ау, режиссеры! Ау, авторы! Проснитесь! Ведь мы скоро вернемся!
О будущей «елке» пора думать сейчас. Вопрос «елок» не снимается с повестки дня. А будут «елочки», так за «палочками» дело не станет!
Н. РУМЯНЦЕВА
Журнал Советский цирк. Февраль 1963 г.
оставить комментарий