Эмиль Кио младший - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Эмиль Кио младший

Эмиль Кио младшийБолее шести десятилетий не сходит с цирковых афиш таинственная, притягивающая фамилия КИО, которая давно уже стала символом иллюзии.

Вначале отец — Эмиль Теодорович Кио — иллюзионист с мировым именем, легко и изящно, со свойственной ему иронией творящий на манеже сказочное волшебство. Затем его дети — Эмиль и Игорь Кио, которые дополняют творческое наследие отца, создавая новое, модернизируя, усложняя старое. Материал Ю. Дмитриева посвящен Эмилю Кио — младшему, которому в 1988 году исполнилось 50 лет.

Эмиль КИО-младший — потомственный цирковой артист, Его отец — Эмиль Теодорович КИО — на протяжении многих лет представлял крупнейший в нашей стране, а может быть, и во всем мире иллюзионный аттракцион. Он придумал и впервые показал целый ряд фокусов, принципами которых теперь пользуется большинство иллюзионистов. И магический пол, благодаря которому удается демонстрировать поразительные трюки, им впервые использован. Наконец, он первый иллюзионист с крупной аппаратурой, перенесший свои выступления со сцены на цирковую арену, а это во много раз увеличило сложность показа фокусов. Теперь действие иллюзиониста стало обозреваться со всех сторон.

Некоторые знатоки цирковой истории могут возразить: а Касфикис?

Да, грек Костано Касфикис, прекрасный и обаятельный артист, выступал в нашей стране до середины двадцатых годов. Молодой Эмиль Теодорович использовал его опыт. Более того, когда администратор Касфикиса А. Позняк перешел потом к КИО, он принес ему чертежи некоторых аппаратов бывшего своего патрона. Что правда, то правда.

Но Касфикис начинал в театре своего отца «Арлекин» в Краснодаре и в дальнейшем стремился выступать на сценах, а если выходил на манеж, то выстраивал кулисы, которые закрывали артиста от зрителей, сидевших за его спиной. Да и билеты на эти места он продавать не разрешал. Таким образом манеж превращался в своеобразную эстраду.

И, наконец, крупнейшим иллюзионным трюком Касфикиса была «Дама в воздухе», в котором женщина, кажется ничем не поддерживаемая, парит в воздушном пространстве, а фокусник обводит ее кольцом, еще раз убеждая, что какие бы то ни было опоры отсутствуют. (Сейчас подобный опыт, во многом усовершенствовав, демонстрирует Ю. Авьерино.) Показывал в свое время этот фокус и Кио-старший. Но если сравнивать весь иллюзионный репертуар Касфикиса и Кио, результат окажется в пользу последнего.

Конечно, Эмиль КИО-младший многому научился у отца, очень рано начал помогать ему в работе. Кстати, мать Эмиля — Коша Александровна участвовала в иллюзионном аттракционе мужа в качестве старшей ассистентки. Технику исполнения фокусов она знала прекрасно. Но отец, испытавший трудности цирковой жизни, вовсе не хотел, чтобы сын стал артистом цирка. Сын закончил Московский инженерно-строительный институт и все-таки пришел на арену.

Иногда говорят, что Кио-сын только повторяет аттракцион своего отца, ничем его не обогащая. Не могу с этим согласиться.

Когда-то КИО-старший говорил, что коли дело идет об обновлении иллюзионного аттракциона, то следует думать не только о новых трюках, а в первую очередь о принципиально новой их подаче, а это значит — о поведении артиста и его помощников на манеже.

Так вот Эмиль Теодорович стремился к карнавальности своего выступления, к повышенной зрелищности. Отсюда бесчисленное число ассистентов и среди них лилипутов, смена роскошных халатов. Позднее он выступал во фраке, костюме в наших условиях весьма далеком от бытового. Карнавальность определяла экзотические наряды его помощников и то, что клоуны постоянно входили в действие, разнообразя его своими проделками.

Что касается КИО-младшего, то здесь совсем другое дело. Он выступает в строгом черном пиджачном костюме, а его галстук-бабочка служит только доказательством торжественности момента. Ведь он демонстрирует свои увлекательные опыты перед сотнями людей. КИО предельно собран, корректен, в высшей степени интеллигентен и если разговаривает с публикой, то только в случаях необходимости, когда ему следует пригласить помощника, точнее сказать, ревизора, который, находясь совсем рядом, будет с особенным пристрастием наблюдать за опытами.

Когда зрители смотрят на КИО, он им напоминает ученого, ставящего совершенно невероятные опыты, большинство из которых далеко не просто разгадать. Конечно, это не лаборатория, а цирк, здесь все производимое должно быть эффектным, впечатляющим, зрелищно выразительным. Как и всегда, в искусстве все представляется ярче, чем в обыденной жизни, но суть происходящего от этого не меняется, образ КИО-ученого сохраняется!

Теперь о новых опытах или о таких, которые, будучи заимствованы у отца, значительно модернизированы и тем самым приобрели принципиально иной характер.

Ассистенты переносят с места на место складывающуюся ширму, ее распрямляют и ставят на разных сторонах манежа. В ширму входят две ассистентки, а выходят три, потом четыре, пять и так далее. Ширму ставят на барьер — тот же результат: входит одно число ассистенток, а выходит большее. И, наконец, последним выходит клоун. Фокус этот принципиально новый, никогда ранее не исполнялся.

Еще один фокус — «Распиливание». Да, нечто подобное доводилось видеть прежде. Но Кио-младший распиливает двух ассистенток, раздвигает ящики так, что одна часть туловища отделяется от другой. Но этого мало, когда ящики вновь соединяются и ассистентки из них выходят, создается впечатление, что они «поменялись» частями туловища, во всяком случае та из них, которая ложилась в ящик в белых брюках, теперь появляется в черных — и наоборот. Но и это еще не все: Кио приглашает желающего из публики, и его так же «распиливают».

Такого опыта мировой цирк не знал.

Теперь один весьма усложненный иллюзионный трюк. На манеж вывозится небольшая четырехугольная клетка, в нее входит девушка. На две-три секунды клетку закрывают пологом, а когда его поднимают, в клетке оказываются два льва, а скоро их будет даже три. Могут спросить, а какая разница — один, два, три? Но вы подумайте, как этого добиться, чтобы, как говорится, в мгновение ока девушка исчезла, а львы оказались в клетке.

Тут действительно необходима техника, что называется, на грани фантастики. И дело не в каких-то механических ухищрениях, а в необыкновенной ловкости ассистентки и изобретательно сработанном аппарате.

Или в поставленный на попа ящик входит ассистентка, на руках у нее, чтобы все оказалось виднее, красные перчатки. Два вызванных на манеж зрителя крепко держат ее за руки. Раз, два — и не успеваете вы произнести три, как ящик открывается и из него выходит клоун, оказывается, это его держали за руки. А где же ассистентка? Вот в этом и заключается загадка. Далеко не каждому ее удается отгадать, тем более, что один опыт стремительно заменяется другим, основанном на совсем ином принципе, так что в вашей голове все перепутывается.

Не будем рассказывать обо всех фокусах, показываемых КИО, тем более, что никакой рассказ не заменит того, что на самом деле можно увидеть.

Но вот о чем сказать, кажется, необходимо. У КИО большое хозяйство: множество аппаратов, автомобиль, костюмы, бутафория, львы, скоро появится лошадь. Все это требует постоянного внимания, необходимого ремонта. Кроме того, аппараты секретные, значит их следует хранить так, чтобы никто посторонний не проник в их тайны. Конечно, с КИО работает заведующий постановочной частью, в организационных делах ему также помогают ассистенты. Без них его аттракцион просто не мог бы состояться. Но нельзя не сказать еще об одном человеке, принимающем на себя значительную часть хозяйственных забот, по совместительству она также является ассистенткой а аттракционе — это Иоланта Николаевна Ольховикова, жена КИО.

Она также потомственная артистка, ее мать — Виктория Ольховикова — до сих пор выступает на арене, показывает дрессированных пони и собак. Здорово у нее бульдоги играют в футбол. Артистами были и дед, и бабка, и дядя, и прадеды Иоланты Николаевны. Она представляет одну из старейших династий, работающих в советском цирке.

Сама Иоланта — дрессировщица попугаев, у нее отличная попугайная команда. Один из ее питомцев, породы ара, важно шествует через весь манеж и взбирается по лестнице; другой, по кличке Ваня, распустив хохолок и хвост, кружится танце. А все вместе они, повиснув вниз берут в клювы кольца и удерживают в воздухе площадку, на которой дрессировщица.

Но, кроме исполнения собственного номера, Ольховикова делает все, чтобы ежевечерне аттракцион КИО шел безупречно.

На этом, собственно было поставить точку.

Но возникает проблема, имеющая, как кажется, принципиальное значение: сейчас в нашем цирке выступает более десяти иллюзионистов с большой аппаратурой, и за последнее время их число увеличилось. Но вот что при этом печально: большинство из них показывает фокусы, основанные на одинаковых приемах, это все варианты того, что в свое время предложил КИО. Конечно, есть кое-какие новации, но их мало, слишком мало. В этом отношении иллюзионное мастерство в значительной степени топчется на месте. Но это еще не все. Многие иллюзионисты не показывают фокусы, а только присутствуют при их исполнении, все делают помощники, а задача фокусника часто сводится только к тому, что он меняет туалеты. Но такая форма работы, право, мало соответствует сути цирка, в котором всегда ценилось высокое мастерство — артиста. А какое же это мастерство стоять на арене и следить за действиями ассистентов. Наблюдая многих фокусников, нельзя не сказать, что они даже не делают попыток создавать образы, сыграть ту или другую роль, найти творческие взаимоотношения с ассистентами. Все это вместе взятое свидетельствует о серьезном кризисе жанра. Значит, следует подумать, как же из этого кризиса выходить? Проблема эта далеко не простая, но решать ее необходимо в интересах развития нашего цирка.

Ю. ДМИТРИЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования