Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Маска на эстраде
Маска на эстраде (фр. masque ср. лат. mascus) специальная накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо; изображение человеческого лица или звериной морды и т. п., надевавшееся на лицо участниками древних сакральных обрядов, народных карнавалов, а также древнегреческими и древнеримскими актерами (широко использовалась в представлениях ателланы). В Древней Руси и средневековой Европе М. пользовались бродячие скоморохи, гистрионы. В итальянской импровизированной комедии дель арте (XV в.) большинство комических персонажей носили М. или полумаску; современный термин «Маска» заимствован из итальянской народной комедии, где действовали постоянные персонажи: Арлекин, Панталоне, Доктор и др. Актер выбирал М.-персонаж, наиболее отвечающую его данным, и играл ее всю артистическую жизнь. М. переходили из одного сюжета в другой, оставаясь почти неизменными.
Создание комической М. на эстраде возможно без использования каких-либо «накладок», наклеек и др. М. становится лицо самого актера (иногда используется грим, перемена прически, детали костюма). Она создается с помощью выразительной мимики, пластики, своеобразной манеры речи и поведения, неординарной логики мышления. Нередко постоянную комическую М. артист наделяет чертами собственного характера, например, общительностью, любознательностью, недоверчивостью, застенчивостью, задумчивостью, доводя их до забавного преувеличения. Обыгрвгааются также внешние данные исполнителя: небольшой рост или чрезмерная полнота, худоба или сутуловатость. Как правило, постоянные комические М. на эстраде создают эксцентрики, конферансье, куплетисты, выступая в них долгое время. Так, в оригинальных масках действовали: Н. Смирнов-Сокольский, П. Алексеев, М. Гаркави, Вл. Хенкин, Сенечка Редькин (Е. Коган), П. Рудаков и В. Нечаев, Ю. Тимошенко и Е. Березин, А. Жеромский, В. Полунин и др.
На протяжении эстрадного спектакля артист может «примерить» несколько М. (М.
Миронова в спектакле «Кляксы» и др.) А. Райкин в номерах трансформации использовал множество различных, закрывающих лицо М. (худ. Н. Кафко); позднее виртуозно создавал различные М. лишь с помощью собственно актерских средств.
Лит.: Дмитриев Ю. А. Комическое должно быть содержательным // СЭЦ. 1976. № 9. С. 6; Местечкин М. С. В театре и в цирке. М., 1976. С. 118-119; Поляков В. С. Товарищ Смех. М., 1976; Богомолов Ю. Эстрада в масках // Эстрада: что? где? зачем? М., 1988. С. 146; Уварова Е. Аркадий Райкин. М., 1992.
С. М. Макаров
|
|