В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Образцов С. В.

Образцов Сергей Владимирович (22.06/ 05.07.1901, Москва- 08.05.1992, Москва) — театральный деятель, артист, режиссер. Нар. арт. СССР (1954). Лауреат Гос. премии (1946), профессор ГИТИС (1973), Президент Междунар. Союза кукольников (1986). Родился в семье ученого (отец занимался проектированием, строительством и эксплуатацией железных дорог, стал академиком в этой области). Будучи всесторонне одаренным человеком, О. пытался охватить многие области гуманитарных наук- учился во ВХУТЕМАСе (1918-1926), одновременно посещал философский фак-т ун-та, брал уроки пения в частной школе. В 1922-1930- артист Музыкальной студии МХАТ (с 1926 — Музыкального театра им. Немировича-Данченко), в 1930-1936- артист МХАТа-2-го (в театре исполнял в основном острохарактерные роли). Бессменный руководитель созданного в 1931 Театра кукол. Широта творческих устремлений О. обретала единое направление — работа с куклой. Первый опыт в 1920 был почти случайным: в учебной работе над романсом П. Чайковского «Средь шумного бала» родился новый эстрадный жанр. О. взял в руки сделанную для продажи куклу-негра (черный чулок, надеваемый на руку, кусочек каракуля, две блестящие пуговицы и клетчатый лоскуток) и попробовал «заставить» куклу переживать происходящие в романсе события. Получился неожиданный результат — было трогательно, лирично, присутствовал легкий оттенок иронии, сам исполнитель, живой актер оказался как бы отстраненным. Зафиксировав новые отношения между актером и куклой, О. нащупал основу нового эстрадного жанра- пародийные романсы с куклой. Поначалу это были «домашние» выступления — во ВХУТЕМАСе, ун-те, за кулисами театра. К негру прибавилась обезьянка, и они презабавно распевали «Мы сидели с тобой у заснувшей реки». Большой поддержкой для О. оказалось серьезное отношение к его работе с куклой режиссера Музыкальной студии МХАТ, ученицы и соратницы Евг. Вахтангова  К. Котлу-бай. Работая с ним над небольшой характерной ролью в спектакле «Перикола», она предложила молодому актеру найти образ старика через куклу. Было сделано три варианта, один из них впоследствии в паре с куклой-старухой долго пел на эстраде романс Б. Борисова «Я помню день, да, это было счастье». Постепенно репертуар «кукольных» романсов расширялся, появлялись и новые персонажи. Из домашней забавы рождалось новое направление. Сам  О. считал началом своей профессиональной деятельности на эстраде выступление в клубе Наркоминдела 31 дек. 1923, за которое он впервые получил гонорар. Забавные кукольные номера получили признание, О. приглашают в Мюзик-холл, Колонный зал Дома Союзов и др. Разносторонние таланты давали простор для поисков. Как художник О. искал характерность куклы во внешнем выражении, пробуя различные фактуры, объемы — от человеческих кукол на ширме до просто целлулоидных шариков, надетых на пальцы. Будучи артистом, воспитанным в школе МХАТ, искал органику «человеческого» поведения своих необычных персонажей, задался целью предельно очеловечить поведение своих героев. В этих поисках огромное значение приобрела пластика руки, ведущей куклу. Он сделал основополагающее в этом жанре открытие: «…так как выразительность человеческой руки в движении каждого ее пальца очень велика и точна, то „кукла-рука“ может передавать не только крупные эмоциональные движения человека-, но и психологические оттенки различных эмоций» (Моя профессия. М., 1950. С. 196). Наряду с достоверностью поведения «человеческих» кукол («Титулярный советник», 1927, «Старый фрак», 1930, «Колыбельная» М. Мусоргского, 1928) не менее убедительными оказывались и обезьянки («Минуточка» А. Вертинского), собачки («Мы только знакомы», 1927), кошки («С тобою мне побыть хотелось» А. Гречанинова) и условные человеческие головки, надетые на пальцы («Мы сидели с тобой» Чайковского, 1931) и даже просто шарики на пальцах (стихи В. Маяковского «Отношение к барышне», 1930). Процесс «очеловечивания» кукол ничего общего не имел с прямым подражанием поступкам человека. Во всем была мера условности, иронии, лукавства. Благодаря актерскому мастерству одни номера обретали лирическую, трогательную интонацию, другие сентиментально-ироническую, третьи — откровенно пародийную. В пародийных номерах, составлявших основной массив его концертного репертуара, тонкая музыкальность О., прекрасное исполнение известных романсов противоречили зрительному ряду. Один из ярких примеров — номер «Мы только знакомы». Артист поет всерьез, ярко выявлены голосом переживания героев, боль, радость; не изменены ни текст, ни мелодия. Зритель смеется- номер исполняется от лица двух болонок и их действия по мере развития сюжета романса самые для них обычные — они обнюхиваются, лижут друг другу морды, их поведение резко контрастирует с серьезностью страстей романса. О. создал несколько номеров, названных им «позитивными»: «Дьяк» К. Корчмарева, «Колыбельная» Мусоргского и др. Исполняя «Колыбельную», актер стоял перед ширмой. Он нежно держал головку куклы рукой, на которую была накинута распашонка. Мертвая кукла «оживала» — укачивая Тяпу, О. передавал целый спектр отцовских чувств. Уже будучи руководителем Театра кукол, поставив как режиссер не один спектакль, О. продолжал выступать на эстраде, любовь к ней сказалась в созданном щл знаменитом на весь мир спектакле «Обыкновенный концерт», 1946 (по конъюнктурным соображениям переименованный в «Необыкновенный»). Построенный по законам эстрады, он состоял из ряда номеров, остроумно, порой злр пародировавших дурной вкус, штапмы. В 1985 как режиссер поставил еще один пародийный спектакль «Шлягер, шлягер, только шлягер». Отдав много лет эстраде, высоко ценил это искусство, считал, что именно на эстраде «талант исполнителя кристаллизуется и его имя становится названием неповторимого жанра». Гастролировал по многим странам и континентам. Постоянным спутником и аккомпаниатором была его жена Ольга Александровна Образцова (Шаганова), бывшая актриса МХАТа-2-го (1904-1989).
Соч.: Актер с куклой. М., 1938; Моя профессия. М., 1981; Всю жизнь я играю в куклы. М., 1985; По ступеням памяти. М., 1987.
Лит.: Мин Евг. Сергей Образцов // Рабочий и театр. 1933. № 21. С. 13; Смирнова Н. Советский театр кукол. М., 1963; Сперанский  Е. Повесть о странном жанре. М., 1971; Смирнова  Н. Искусство играющих кукол. М., 1983; Поюровский  Б. Рассказы о том, как становятся кукольниками. М., 1976; Поюровский  Б. Что осталось на трубе… М., 2000. С. 65-79.
О. А. Кузнецова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100