Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Образцов С. В.
Образцов Сергей Владимирович (22.06/ 05.07.1901, Москва- 08.05.1992, Москва) театральный деятель, артист, режиссер. Нар. арт. СССР (1954). Лауреат Гос. премии (1946), профессор ГИТИС (1973), Президент Междунар. Союза кукольников (1986). Родился в семье ученого (отец занимался проектированием, строительством и эксплуатацией железных дорог, стал академиком в этой области). Будучи всесторонне одаренным человеком, О. пытался охватить многие области гуманитарных наук- учился во ВХУТЕМАСе (1918-1926), одновременно посещал философский фак-т ун-та, брал уроки пения в частной школе. В 1922-1930- артист Музыкальной студии МХАТ (с 1926 Музыкального театра им. Немировича-Данченко), в 1930-1936- артист МХАТа-2-го (в театре исполнял в основном острохарактерные роли). Бессменный руководитель созданного в 1931 Театра кукол. Широта творческих устремлений О. обретала единое направление работа с куклой. Первый опыт в 1920 был почти случайным: в учебной работе над романсом П. Чайковского «Средь шумного бала» родился новый эстрадный жанр. О. взял в руки сделанную для продажи куклу-негра (черный чулок, надеваемый на руку, кусочек каракуля, две блестящие пуговицы и клетчатый лоскуток) и попробовал «заставить» куклу переживать происходящие в романсе события. Получился неожиданный результат было трогательно, лирично, присутствовал легкий оттенок иронии, сам исполнитель, живой актер оказался как бы отстраненным. Зафиксировав новые отношения между актером и куклой, О. нащупал основу нового эстрадного жанра- пародийные романсы с куклой. Поначалу это были «домашние» выступления во ВХУТЕМАСе, ун-те, за кулисами театра. К негру прибавилась обезьянка, и они презабавно распевали «Мы сидели с тобой у заснувшей реки». Большой поддержкой для О. оказалось серьезное отношение к его работе с куклой режиссера Музыкальной студии МХАТ, ученицы и соратницы Евг. Вахтангова К. Котлу-бай. Работая с ним над небольшой характерной ролью в спектакле «Перикола», она предложила молодому актеру найти образ старика через куклу. Было сделано три варианта, один из них впоследствии в паре с куклой-старухой долго пел на эстраде романс Б. Борисова «Я помню день, да, это было счастье». Постепенно репертуар «кукольных» романсов расширялся, появлялись и новые персонажи. Из домашней забавы рождалось новое направление. Сам О. считал началом своей профессиональной деятельности на эстраде выступление в клубе Наркоминдела 31 дек. 1923, за которое он впервые получил гонорар. Забавные кукольные номера получили признание, О. приглашают в Мюзик-холл, Колонный зал Дома Союзов и др. Разносторонние таланты давали простор для поисков. Как художник О. искал характерность куклы во внешнем выражении, пробуя различные фактуры, объемы от человеческих кукол на ширме до просто целлулоидных шариков, надетых на пальцы. Будучи артистом, воспитанным в школе МХАТ, искал органику «человеческого» поведения своих необычных персонажей, задался целью предельно очеловечить поведение своих героев. В этих поисках огромное значение приобрела пластика руки, ведущей куклу. Он сделал основополагающее в этом жанре открытие: «
так как выразительность человеческой руки в движении каждого ее пальца очень велика и точна, то кукла-рука может передавать не только крупные эмоциональные движения человека-, но и психологические оттенки различных эмоций» (Моя профессия. М., 1950. С. 196). Наряду с достоверностью поведения «человеческих» кукол («Титулярный советник», 1927, «Старый фрак», 1930, «Колыбельная» М. Мусоргского, 1928) не менее убедительными оказывались и обезьянки («Минуточка» А. Вертинского), собачки («Мы только знакомы», 1927), кошки («С тобою мне побыть хотелось» А. Гречанинова) и условные человеческие головки, надетые на пальцы («Мы сидели с тобой» Чайковского, 1931) и даже просто шарики на пальцах (стихи В. Маяковского «Отношение к барышне», 1930). Процесс «очеловечивания» кукол ничего общего не имел с прямым подражанием поступкам человека. Во всем была мера условности, иронии, лукавства. Благодаря актерскому мастерству одни номера обретали лирическую, трогательную интонацию, другие сентиментально-ироническую, третьи откровенно пародийную. В пародийных номерах, составлявших основной массив его концертного репертуара, тонкая музыкальность О., прекрасное исполнение известных романсов противоречили зрительному ряду. Один из ярких примеров номер «Мы только знакомы». Артист поет всерьез, ярко выявлены голосом переживания героев, боль, радость; не изменены ни текст, ни мелодия. Зритель смеется- номер исполняется от лица двух болонок и их действия по мере развития сюжета романса самые для них обычные они обнюхиваются, лижут друг другу морды, их поведение резко контрастирует с серьезностью страстей романса. О. создал несколько номеров, названных им «позитивными»: «Дьяк» К. Корчмарева, «Колыбельная» Мусоргского и др. Исполняя «Колыбельную», актер стоял перед ширмой. Он нежно держал головку куклы рукой, на которую была накинута распашонка. Мертвая кукла «оживала» укачивая Тяпу, О. передавал целый спектр отцовских чувств. Уже будучи руководителем Театра кукол, поставив как режиссер не один спектакль, О. продолжал выступать на эстраде, любовь к ней сказалась в созданном щл знаменитом на весь мир спектакле «Обыкновенный концерт», 1946 (по конъюнктурным соображениям переименованный в «Необыкновенный»). Построенный по законам эстрады, он состоял из ряда номеров, остроумно, порой злр пародировавших дурной вкус, штапмы. В 1985 как режиссер поставил еще один пародийный спектакль «Шлягер, шлягер, только шлягер». Отдав много лет эстраде, высоко ценил это искусство, считал, что именно на эстраде «талант исполнителя кристаллизуется и его имя становится названием неповторимого жанра». Гастролировал по многим странам и континентам. Постоянным спутником и аккомпаниатором была его жена Ольга Александровна Образцова (Шаганова), бывшая актриса МХАТа-2-го (1904-1989).
Соч.: Актер с куклой. М., 1938; Моя профессия. М., 1981; Всю жизнь я играю в куклы. М., 1985; По ступеням памяти. М., 1987.
Лит.: Мин Евг. Сергей Образцов // Рабочий и театр. 1933. № 21. С. 13; Смирнова Н. Советский театр кукол. М., 1963; Сперанский Е. Повесть о странном жанре. М., 1971; Смирнова Н. Искусство играющих кукол. М., 1983; Поюровский Б. Рассказы о том, как становятся кукольниками. М., 1976; Поюровский Б. Что осталось на трубе
М., 2000. С. 65-79.
О. А. Кузнецова
|
|