Северский Н. Г. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Северский Н. Г.

Северский Николай Георгиевич (наст. фам. Прокофьев-Северский) (1870- 1941, Париж) — артист оперетты, эстрады, драмы, композитор, режиссер. Выходец из старинного дворянского рода Прокофьевых-Северских. Дебютировал на сцене петербургской оперетты в конце XIX в. В 1895-1898 пел партию Антипа в московском «Буффе» Шарля Омона вместе с Р. Раисовой в оперетте-мозаике «Цыганские песни в лицах». В 1897 в свой бенефис исполнил отечественную оперетту «Хаджи-Мурат» Деккер Шенка. С. обладал приятным барито-
ном, был артистичен, красив. С 1899 в Петербургском «Буффе», где занял ведущее положение, став партнером А. Вяльцевой (исполнял партию Париса с Вяльцевой- Еленой). С. пел также в оперетте «Пассажа», играл драматические роли в Суворинском и Панаевском театрах: «Он летом в «Буффе» — баритон,/Зимой в Панаевском — любовник,/ И круглый год, бесспорно, он -/Сцен романтических виновник («Граммофонный мир»Г 1912. № 15. С. 9). В 1900 состоялась премьера созданной им «мозаики» (римейка популярной оперетты) «Новые цыганские песни в лицах». Известные песни и романсы цыганского репертуара разыгрывались как законченные драматические сценки, идущие под пение, что заложило основы особого эстрадно-театрального жанра — театрализованного песенного концерта. В 1906 организовал в Петербурге и возглавлял (до 1908) новый музыкальный театр — Екатерининский. Здесь прошла премьера новой созданной им «мозаики» «Цыганские романсы в лицах» (С. был не только исполнителем, но и автором ряда романсов). На сцене Екатерининского театра шли оперетты, злободневные обозрения, пародии. Особый успех имела оперетта-пародия «Жизнь человека» (на одноименную пьесу Л. Андреева), в главной роли был приглашенный С. из провинции Ю. Морфесси; сам С. в сцене, которая шла в ресторане, исполнял романсы. (Текст и музыка пародии принадлежали Л. Полтавскому- Лео Гебену.) «Екатерининский театр стал среди нынешних опереточных… чем-то вроде Художественного», — писал рецензент «Обозрения театров». Это не было преувеличением, так как среди опереточных трупп коллектив действительно отличался репертуаром, хорошим ансамблем и серьезной постановочной практикой.
С. много гастролировал по стране с концертными программами, записывал на граммофон цыганские романсы и арии из оперетт. Перед войной 1914 увлекся авиацией и бьы одиннадцатым по счету русским летчиком. Во время войны служил инструктором Гатчинской авиационной школы, где учились летать два его сына. Категорически не принял революцию, стал белым офицером, эмигрировал во Францию. В 1927 был режиссером Русского театра в Париже. Осуществил постановки «Ревизора» Н. Гоголя, пьес А. Репникова «Скука жизни» и «Галлиполи». Одним из первых С. поставил на Западе «Белую гвардию» («Дни Турбиных») М. Булгакова.
Младший сын, летчик-испытатель Жорж (Г. Н.) Северский унаследовал музыкальность и
голос отца. Живя в Париже, записал несколько пластинок цыганских романсов, изредка выступал. С началом Второй мировой войнь переехал в США, где жил его старший брат Александр, известный авиаконструктор.
Лит.: Петровская  И., Сомина  В. Театральный Петербург. Начало XVIII века- октябрь 1917 года. Обозрение-путеводитель. СПб., 1994; Савченко  Б. Кумиры российской эстрады. М., 1998, с. 324-325.
А. А. Лопатин


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования