В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Фельетон (Монолог)

Фельетон (Монолог)- эстрадно-разговорный жанр, происходит от фр. feuilleton -
листок, так назывался вкладыш в парижской газете «Journal des debats» (начало XIXв.), где печатались злободневные заметки критического, ироническбго и скандального плана. В России предтечей эстрадного Ф. были газетно-журнальные фельетоны (середина XIX в.), также носившие полемический, едкий характер.
Эстрадный  Ф. появился в 10-е гг. XX в. в репертуаре С. Сокольского («Обращение к народам России» и др.) и имел форму стихотворного монолога-размышления ,на политическую и социальную злобу дня. В отличие от газетного (журнального) фельетона, эстрадный Ф., как правило, носит более обобщенный характер; сохраняя публицистическую направленность, не ставит своей задачей осмеивание конкретных (имярек) носителей зла. Предназначенный для устного исполнения перед многочисленной аудиторией, требует занимательности, точного хронометража, языка, максимально приближенного к лексике разговорной речи. Не боится многотемности (близок эстрадному обозрению), в нем используется вся палитра сатиры и юмора, от легкой шутки до сарказма и гротеска. Насыщен «комическими узлами», репризами, возникающими при неожиданных сюжетных стыках, иронических ассоциациях, парадоксальных поворотах мысли, оригинальных умозаключениях. Наиболее значимый по своей проблематике жанр, он в 20-60-е гг. нередко придавал идейную направленность концерту (программе, эстрадному представлению). Определяющую роль играла личность актера-фельетониста, который воспринимается публикой как автор. Не случайно Ф. по форме всегда монолог. «Личность повествующего с его публицистической страстностью превращается в скрепляющий все части повествования стержень», — пишет исследователь (Журбина Е. Искусство фельетона. М., 1965. С. 211). Появление на советской эстраде Ф. связано, в первую очередь, с именем Н. Смирнова-Сокольского. От сатирических стихотворных монологов он перешел к этой форме в середине 20-х гг. и далее продолжал ее развивать и совершенствовать. На примере его Ф. хорошо видны важнейшие особенности этого жанра: значительная проблематика, полемичность, чередование серьезных размышлений с юмористическими и сатирическими разрядками, многотемность при наличии главной объединяющей мысли. Таковы  Ф. «На все Каспийское море», «Проверьте ваши носы» и т. д. Жанровые оттенки Ф. разнообразны и 
во многом связаны с индивидуальностью исполнителя. Так, в отличие от эмоци-ональных, экспрессивных авторских Ф. Смирнова-Сокольского, Ф. П. Муравского (многие написаны И. Виноградским, О. Левицким) были в форме спокойной, непринужденной беседы артиста с публикой.. Наибольшее разнообразие форм Ф. в творчестве А. Райкина, с конца 60-х гг. он открывал свои спектакли большим вступительным монологом-размышлением на общественно-значимые темы. В процессе работы по своему усмотрению монтировал тексты разных авторов (напр., «Плюс-минус», 1970-Л. Лиходеев и М. Жванецкий). Сочетал разговор от «своего» лица с мгновенными зарисовками различных персонажей. Появление в 50-60-е гг. нового вида лирико-публицистического Ф., построенного в основном на позитивных примерах, но с обязательными комедийными поворотами и репризами, связано с именем драматурга М. Грина, писавшего для многих артистов (Б. Брунова, Б. Бенцианова, И. Киричука и др.). Ф., или, по определению Журбиной, «фельетонный монолог» не только самый емкий, но и самый многогранный и подвижный жанр: Ф.-обозрение, Ф.-размышление, Ф.-раек (в манере зазывал народных балаганов, особо распространены в 20-е гг.), Ф. музыкальный. Предполагает возможность использования элементов оформления — карикатуры Кукрыниксов, куклы Ефимовых в Ф. Смирнова-Сокольского. Артист  В. Коралли исполнял Ф. «Карта Октябрей» на фоне большой карты СССР с зажигающимися на ней огнями (худ. Н. Акимов). В 20-30-е гг. арт. Г. Немчинский выступал с кинофельетонами, дополняя свой разговор демонстрацией документальных кинокадров. Начиная с 70-х гг. публицистический Ф. теряет то значение, которое придал ему в свое время Смирнов-Сокольский (сохранился в конферансе О. Милявского, в репертуаре Бенцианова и некоторых др.) и уступает свое место «Монологу в образе».
Лит.: Журбина  Е. Искусство фельетона. М., 1965; Ардов  В. Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968. С. 24-31; Тривас  М. Сатира и юмор на эстраде. М., 1973. С. 63-92; Смирнов-Сокольский Н. Сорок пять лет на эстраде. М., 1976.
Е. 3. Захаров

Фельетон музыкальный охватывает широкий круг тем, объединенных единой мыслью, отличается от фельетона не музыкального только тем, что в нем активно используется музыка. Музыкальные  Ф. подразделяются на два основных вида. Первый — прозаический или сти-
хотворный, в котором музыка играет вспомогательную роль, она появляется и исчезает, сопровождая текст в отдельных эпизодах. Иногда служит только фоном, но чаще музыкальные эпизоды являются продолжением разговора на ту или иную тему и органично вплетаются в ткань номера, г
Второй вид строится целиком на музыкальном материале. В таких номерах используются иногда до двадцати, двадцати пяти мелодий. Это, как правило, песни, романсы, арии… Такие  Ф. называют еще Ф.-мозаиками. Как правило, для музыкального Ф. берется известная песня с выразительным названием, которое потом обыгрывается в разных вариантах («Я люблю тебя, жизнь!», «За того парня», «Дороги», «Мгновения»). Подобные песни дают возможность для широких обобщений.
Музыкальные эпизоды в таких номерах (текст песни, подтекстовка известной песни, романса, арии) усиливают значимость темы, делают мысль более доступной, ибо на эстраде успех цитаты музыкальной обычно выше успеха цитаты текстовой. Музыка помогает дать мгновенную характеристику персонажу. Так, чтобы показать сатирический персонаж, используют блатные песни, фривольные опереточные арии, а исполнение их носит гротесковый, пародийный характер. Наиболее известные исполнители Ф. М. П. Муравский, Л. Атманаки, Г. Орлов, Т. Кравцова. Ф.-мозаика строится на разных мелодиях. В таких номерах песни (романсы, арии) как бы цепляются друг за друга. Но не просто куплет одной песни сменяется куплетом другой. Стыки приходятся и на середину куплета, когда вдруг в одну песню врывается припев другой и т. д. Чем неожиданней такие стыки, тем выше комический эффект номера. В мозаиках применяется куплетный принцип, когда на знакомые мелодии пишутся новые слова, но самые узнаваемые строчки остаются, они играют в номере главную, связующую роль. Поскольку  Ф.-мозаика состоит из многих музыкальных эпизодов, то в течение номера происходит не просто смена мелодий, но и частая смена ритмов, что также помогает раскрытию содержания.
В Ф.-мозаиках используются самые разнообразные литературные приемы, особенно характерные для сатирических произведений, например слоговые переносы. Вот пример из мозаики И. Набатова «Соната, посвященная НАТО»: «О, Ганс фон Шпейдель, силь ву пле, Где ж твои со свастикой златые эполе…»
В этом же номере использован и каламбур: «И из Вашинг-тонкого сукна надел шинель». Доминирующую роль в мозаике играет несоответствие мелодий, знакомых песенных строчек с характерами персонажей, особенно персонажей знакомых, известных.
В Ф.-мозаиках не исключается использование в отдельных эпизодах и прозаических реплик, идущих не на музыке, конферансных прокладок и т. д. Наиболее известные исполнители Ф.-мозаик — И. Набатов, Б. Бенцианов.
Лит.: Териков  Г. Куплет на эстраде. М., 1987.
Г. К. Териков


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

due diligence проверка