Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Ходасевич В. М.
Ходасевич Валентина Михайловна (13/ 25.02.1894, Москва- 25.05.1970, Москва)- живописец, художник театра, мемуарист. Племянница известного поэта и прозаика В. Ходасевича. Училась в художественных студиях Ф. Рерберга (Москва, 1908-1910), Эссига (Мюнхен, 1910-1911), К. Ван-Донгена (Париж, 1911-1912). Первая театральная работа- оформление спектакля «Дерево превращений» Н. Гумилева (Театр-студия Петрогр. театрального отдела, 1919). С 1919 по 1922- художник театра «Народная комедия». Спектакли: «Невеста мертвеца», «Дочь банкира», «Султан и черт», «Пленник», «Приемыш», «Любовь и золото», «Работяга Словотеков», «Виндзорские проказницы» (1920), «Деревенский судья», «Летающий лекарь», (1921) и др. (реж. С. Радлов). В работах для эстрадного театра 20-30-х гг. X. утверждала принцип стилевого и образного единства декорации и костюма. Оформление X. эстрадных программ, обозрений, празднеств «Караул, режут!», авт. и реж. Радлов, Свободный театр (1927), «С неба свалились», реж. А. Феона, Ленингр. мюзик-холл (1929), «Москва горит»
(«1905 год»), пантомима В. Маяковского, Госцирк (Москва, 1930), массовых празднеств в Ленинграде- «Блокада России» (1920), «10лет Октября» (19.27), «15 лет Октября» .(1932) -отличалось лаконичным, ярким, экспрессивным пространственно-цветовым решением и достигало большой образной выразительности. Декорации, функционально связанные с сюжетом, участвовали в действии. X. часто использовала трюковые и трансформирующиеся декорации и костюмы. Момент трансформации являлся кульминацией представления или номера («Карнавал абажуров», хореография К. Голейзов-ского и др.). Создавая костюмы для эстрадного номера, X. учитывала его жанр, характер изображаемого персонажа, индивидуальность исполнителя. Находила точное и выразительное сочетание формы костюма с фактурой и цветом ткани (Трио Кастелио «Птица», муз. Э. Грига, хореография В. Чабукиани и др.).
X. оформила 150 спектаклей в театрах Москвы и Ленинграда: БДТ, Акдраме (Александрийский театр), ГАТОБ (Мариинский театр, с 1932 по 1936 была главным художником театра), Музыкальной комедии и др. Сыграла видную роль в формировании нового типа оформления эстрадных представлений и номеров.
Соч.: Портреты словами. М., 1988.
Лит.: Мовшенсон А. Несколько мыслей о декорациях и художниках. Цвет и плоскостная декорация В. М. Ходасевич // Жизнь искусства. Иг., 1920. № 556. С. 1; Валентина Ходасевич: «Сб. ст. Л., 1926; Е. Р. (Ракити-наЕ. Б.). Мастер // Театр. 1969. № 4. С. 119-120; ЭткиндМ. Валентина Ходасевич // Искусство. 1971. № 8.
Е. И. Струтинская Мариинского театра, устроенный Академией наук для сбора средств на постройку памятника А. Пушкину, где X. читал стихотворение o Пушкина «Погасло дневное светило». Создавал свой эстрадный жанр совместно с пианистом-аккомпаниатором и композитором Е. Вильбуше-вичем. За пушкинсйими стихами последовали «Каменщик» В. Брюсова, «Трубадур» (стихотворение Вас. Немировича-Данченко), стихи А. Блока. «Красивый, теплый лиризм г. Ходотова-чте-ца нашел себе такого же изящного, задушевного лирика в г. Вильбушевиче. Оба слились друг с другом, легко и быстро заражаются родственными эстетическими настроениями» (Театр и искусство. 1911. № 49. С. 949).
В годы Первой мировой войны X. дал множество концертов. В 1915 стал душой иконферан-сье капустников в артистическом кабаре «Веселый чай и нескучные обеды», возникшем в Петербурге на Крюковом канале, возле Мариинского театра. Программа называлась «Артист- воину»: сбор шел в пользу раненых на фронтах мировой войны. Но и помимо театра-кабаре X. давал концерты в пользу солдат, выступая с гитаристами И. де Лазари, А. Макаровым, гармонистом Ф. Рамшем. Читал стихи многих поэтов и без музыкального сопровождения.
Соч.: Близкое- далекое. Л.; М., 1962; От прошлого к будущему (об эстраде) // Рабочий и театр. 1928. № 5.
Лит.: Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. С. 250, 253.
Ю. А. Алянский
|
|