В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Эстрада

Эстрада - многожанровое сценическое искусство; объединяет музыку, танец, пение, разговорные жанры, номера с куклами, трансформацию, акробатику и другие цирковые и оригинальные жанры. Имеет ярко выраженную развлекательную функцию, что отнюдь не исключает содержательности. Ориентируется преимущественно на массовое восприятие. Несмотря на многожанро-вость, а у каждого жанра свои художественные особенности и выразительные средства, открытая площадка (эстрада), на которую выходит актер, диктует свои условия: прямой, непосредственный "интимный" контакт с публикой, "открытость" мастерства, способность к мгновенному перевоплощению и др. Обычно использует "малую форму" - номер, короткое по времени выступление (одного или нескольких артистов), выстроенное по законам драматургии. Коротко-метражность предполагает предельную концен-трированность выразительных средств, "аттрак-ционность", использование гротеска, буффонады, эксцентрики. Особое значение приобретают наличие яркой индивидуальности, удачно найденный актером имидж (иногда маска), внутренняя энергетика - с момента выхода на Э. он должен захватить внимание аудитории.
"Легкие жанры" (понятие, бытовавшее в дореволюционной России) своими корнями уходят в крестьянский и городской фольклор, балаганы с их разношерстной по социальному составу публикой, дававшиеся в антрактах, перед началом и после окончания спектаклей театральные дивертисменты, музыкальные вечера в аристократических салонах, литературные чтения, концерты в клубах и др. К середине XIX в. рост1 городского населения потребовал расширения сферы развлечений. Россия, прежде всего Петербург, активно перенимает формы, сложившиеся на Западе: садово-парковые "открытые сцены", кафе-концерты (отечественные кафешантаны, поначалу не сильно отличавшиеся от традиционных трактиров), варьете, кабаре и др. Огромное количество зарубежных гастролеров, очень разного уровня, хлынуло на российские "открытые сцены". Наряду с заимствованиями и подражаниями, многие формы переосмысливались, адаптировались применительно к условиям российской действительности, зрительской аудитории. Так, на основе кабаре возникли многочисленные в предреволюционной России театры миниатюр, получили распространение "кинодивертисменты".
Уже в первое десятилетие XX в. термин "Э." начинает мелькать В прессе не только в общепринятом тогда смысле -"помост, возвышение, например, для музыки" (Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.; М., 1882),- но и расширительно, включая всех, актеров, писателей, поэтов, выходящих на этот "помост". На страницах авторитетного журнала "Золотое руно" (1§Ю8. № 11-12) была опубликована статья "Эстрада". Ее автор проницательно увидел антиномию, возникающую перед каждым, кто выходит на Э.: "а) Эстрада необходима для развития и поддержания способностей и для формирования личности артиста; б) эстрада пагубна и для того, и для другого". "Пагубность" автор усматривал в стремлении актеров к успеху любой ценой, равнении на вкусы массовой публики, превращении искусства в средство обогащения, источник жизненных благ. Появлялись и другие статьи, рассматривавшие Э. как феномен новой городской культуры. И все же, как правило, термин "Э." в начале века употреблялся чисто функционально: "эстрадный репертуар", "эстрадное пение" и т. д., то есть как определение площадки, где происходит действие.
В результате возникшей после Октября необходимости огосударствления "всякого рода эстрад", маленьких частных антреприз, множества актеров-одиночек, небольших, часто семейных коллективов и др. понятие Э. утвердилось как обозначение "отдельного" искусства. Рожденное советской действительностью, оно трудно переводимо на иностранные языки. В течение десятилетий будут разрабатываться и меняться системы управления этим искусством, создаваться различные объединения, многоступенчатые сложные формы самостоятельного подчинения (в советской эстетике вопрос о самостоятельности искусства эстрады оставался дискуссионным). Различного рода постановления, кампании регламентировали эстрадную практику. Борьба с сатирой, русским и цыганским романсом, с джазом, роком, чечеткой и др. искусственно спрямляла линию развития, сказывалась на эволюции жанров, на судьбах отдельных художников.
В течение ряда десятилетий основной формой функционирования советской эстрады оставались "сборные" концертм, объединенные конферансом, Они проходили в самых разных аудиториях: Колонном зале Дома союзов, Дворцах и Домах культуры, сельских клубах, нередко прямо на строительных площадках; начиная с 50-х - 60-х гг. на стадионах, во дворцах спорта, новых концертных и киноконцертных залах и др. В таких концертах были представлены не только самые разные жанры эстрады, но (до 50-х гг.) и артисты оперных, балетных, драматических театров, как со специально подготовленными номерами, так и с отрывками из спектаклей. Выступая с чтением классических произведений, мастера художественного слова помогали приобщать к культуре широкие массы. Неоценима роль, которую сыграла Э. в годы Великой Отечественной войны.
Движение времени сказывалось на смене эстрадных форм, зрительских предпочтениях отдельных жанров. К концу 60-х гг. увеличилось число сольных программ, возникли эстрадные театры одного актера (моноспектакли). Лидировать стала песня. Примета времени - не просто сольные концерты известных вокалистов, которые имели место и раньше, но большие песенные программы с участием многих артистов.
Благодаря технике магнитозаписи наряду с официальной Э. существовал некий "второй ряд", не уступавший "первому" по массовости распространения (В. Высоцкий, М. Жванецкий, рядом с зарубежными кумирами первые отечественные рок-группы и др.). Государственная политика различными средствами (концертные площадки, радио, ТВ) поощряла одних, сдерживала, загоняла в подполье других. Запреты лишь усиливали интерес и массовый спрос. Конкурсы артистов Э., различные фестивали (в том числе международные, в Варне, Сопоте, Дрездене, Братиславе) способствовали выдвижению молодых артистов, поднимали престиж Э. В 60-е гг. создаются учебные заведения, где идет подготовка артистов, режиссеров, звукорежиссеров, создается Объединение авторов, работающих для Э., и др.
1-ео политические изменения в жизни страны в. последнее десятилетие вызвали не только развал всей прежней системы управления и функционирования Э., но и содержательный слом в самом искусстве. Создание больших шоу-программ, в которых превалирует зрелищная сторона, использование всевозможной современной аудио-визуальной техники в корне изменяют сложившееся представление об Э. как искусстве ярких актерских индивидуальностей, искусстве прямого контакта, непосредственного общения актера со зрителями. Утрачивается (временно?) одно из главных качеств Э. - многожанровость. Стремление во что бы то ни стало если не "покорить", то сравняться с Западом приводит исполнителей к прямому подражательству и, как следствие, стиранию, усреднению индивидуальности. Само понятие "Э." все чаще заменяется современным "шоу-бизнес"; на практике нередко превалирующим оказывается вторая составная - бизнес. Артисты, оказавшиеся невостребованными, уехали на Запад, ночные клубы заменили многим концертные площадки, возвращая эстраду на новом витке истории к кафешантану, варьете. В условиях свободного рынка снова отчетливо выявляется противоречие, замеченное критиком в начале века: Э., способствующая формированию личности актера, в ситуации непрерывной погони за успехом нивелирует личность, становится средством обогащения.
Интерес к программам "ретро", к "старым песням на новый лад" говорит о стремлении не просто возродить забытое старое, а понять и по-новому осмыслить эту область творчества, которая сегодня рассматривается теоретиками как "третье искусство", занявшее место между классикой и фольклором. Трудно предугадать, как сложится его судьба, какие формы и какое название обретет оно в наступившем XXI в.
Лит.: Воскресенский С. Эстрада. М., 1928; Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. М., 1956; Утесов Л. С песней по жизни. М., 1961; Дмитриев Ю. Искусство советской эстрады. М., 1962; Дмитриев Ю. Советская эстрада. М., 1968: Смирнов-Сокольский Н. Сорок пять лет на эстраде. М.. 1976; Поляков В. Товарищ Смех. М., 1976; Луначарский А. В. О массовых празднествах, эстраде и цирке. М., 1981; Миронова М., Менакер А. ...В своем репертуаре. М., 1984; Клитин С. Эстрада. М., 1987; Эстрада: что? где? зачем? М., 1988; Эстрада без парада. М., 1991; Райкин А. Воспоминания. М., 1993; Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917. М., 1995.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Рабочая виза в Испании литовцам