Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Дивов И. Н.
Дивов Игорь Николаевич (род. 11.03.1921, Владикавказ- 27.11.2000, Москва)- Нар. арт. РСФСР (1979). В 1939 поступил в Студию А. Арбузова. В 1941 ушел на фронт, в дек. 1941 был ранен в лицо. После госпиталя оказался в Центральном театре кукол С. Образцова (1943), эвакуированном в Новосибирск. Дебют актера состоялся в роли Ежика в спектакле «Гусенок». В театре под руководством ведущих мастеров Образцова, С. Самодура, Е. Сперанского, 3. Гердта Д. освоил новую для себя профессию артиста-кукольника. В 1946 под влиянием спектакля театра «Обыкновенный концерт» (позже «Необыкновенный»), участником которого был и Д., он вышел на эстраду.
Совместно с актрисой театра МЕЙ Софьей Яковлевной (1901-1977, окончила актерский фак-т ГИТИС в 1926, работала в Театре-студии Ю. Завадского, с 1941 у Образцова) создал (1947) музыкально-пародийные номера, высмеивающие пошлость, халтуру, театральные штампы: «Дуэт Зупана и Лизы», «Цыганский танец с кастаньетами», «Песенка Периколы», опера «Тишина».
Дуэт пользовался успехом и, помимо концертных площадок, участвовал в спектаклях Моск. театра эстрады (номер «Роковое явление», автор Гердт, в спектакле «Его день рождения» 1954), в программах театра «Синяя птичка» (1948-1956). В 1955 артисты окончательно ушли на эстраду. В 1960 дуэт распался, Мей начала выступать с художником-кукольником A. Бартом.
Партнершей Д. стала его жена и аккомпаниатор прежнего дуэта, СТЕПАНОВА Наталья Алексеевна (род. 08.09.1919), засл. арт. РСФСР (1973), окончившая Музыкальное уч-ще им. Гне-синых. Тематика их куплетов, частушек, диалогов в стихах расширилась. Появились остросатирические номера: «Собачья жизнь» — дуэт кукол-собак, «Синтетический баран» — о гибели естественной окружающей среды (автор обоих М. Ножкин, 70-е гг.). Куклы «очеловечены» (независимо от того, изображают ли они людей или животных), артисты наделяют их определенными характерами. Средства выразительности, используемые Д. и С. — карикатура, гипербола, подчеркиваются особой конструкцией кукол, которую придумывают сами и воплощают в кукольный образ с помощью художника
B. Конюховой: необъятных размеров исполни тельница «старинно-современного», салонно-таборного романса «Очи, товарищи, черные» (кукла на ширме, артистов не видно): большая плоскостная поролоновая кукла стиляги, фактура которой позволяет создать образ разболтанного, извивающегося в «пляске святого Витта» Оболтуса, и др. Текст куплетов к этому, одному из самых популярных номеров «А ну, давай, давай, давай, меня перевоспитывай» (1960) написан Ножкиным, удачное сотрудничество с ним закрепилось на многие годы («Письмо другу Васе», «Поэт-надомник», «Бесцветные гитары»). Есть и номера с куклами-марионетками, которыми артисты управляют на глазах у зрителей («Кубинский’ танец» и др.). Музыкальное оформление осуществляет Ю. Григорьев. От отдельных номеров Д. и С. перешли к программе «Смеяться, право, не грешно…» Ножкина в 2-х отделениях с прологом и эпилогом, 1962, с привлечением конферансье К. Карельских. В 1981 артисты создали программу «В гостях у дяди Леши», где их кукольный «герой» представлял молодых артистов эстрады. Д. и С. объездили со своими куклами почти все страны мира.
Соч.: Дивов И. Эти смешные куклы. Сб. Мастера эстрады- самодеятельности. М., 1987. № 12.
Лит.: Московский государственный театр эстрады. М., 1990. С. 58.
О. А. Кузнецова
|
|