Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Ленинградский театр миниатюр
Ленинградский театр миниатюр под рук. А. Райкина- 1939-1944 Ленингр. театр эстрады и миниатюр; 1982 — Гос. ТЕАТР МИНИАТЮР, 1987- САТИРИКОН, 1991-САТИРИКОН им. А. РАЙКИНА.
Создан осенью 1939 по инициативе группы ленингр. актеров (Н. Копелянской, 3. Рикоми, Р. Рубинштейна, художника Петра Снопкова, литератора и режиссера Н. Сурина, актера и режиссера А. Шубина). Администратор Исаак Михайлович 1ершман возглавил этот маленький коллектив при Ленингр. театре эстрады, который, в свою очередь, служил прокатной площадкой Ленконцерта. Авторы Л. Давидович и М. Карелина написали конферанс и песенку шарманщика для молодого А. Райкина и К. Гибшмана. В программе участвовали певица 3. Рождественская, эквилибристы А. и Р. Славские, трио Кастелио,
Евг. Деммени с куклами (пародии), Н. Смирнов-Сокольский с фельетоном «На все Каспийское море» и др. В течение первого сезона работали, в основном, без Райкина, принимавшего участие в конкурсе эстрады, а затем в программе Моск. театра эстрады и миниатюр. Летом, уже с Райкиным и несколько изменившимся составом (ушел Гибшман), выехали на первые гастроли на Украину (Днепропетровск, Одесса и др.). С осени художеств, рук. назначен театральный критик и златок оперетты М. Янковский. В обновленной труппе: недавно окончившая Театральный ин-т и проработавшая сезон в Архангельском театре юного зрителя Р. Рома (Иоффе), начинавшая в «Кривом зеркале» О. Ма-лоземова, актер и режиссер Б. Дмоховский, Г. Карповский, Н. Галацер, 3. Шиляева, Ю. Стес-сен, К. Сорокин, Т. Майзингер. В течение сезона 1940-1941 театр показал четыре программы, давая ежевечерне по два спектакля, которые шли в сопровождении инструментального оркестра. В программах «На чашку чая» и особенно «Не проходите мимо» Райкин уже занял положение премьера. С начала войны коллектив поступил в распоряжение Политуправления Военного флота, работал на Дальнем Востоке, на Кавказском, Прибалтийском и других фронтах. С 1942 художеств, рук. (пожизненно) стал Райкин. В спектаклях участвовали Р. Зеленая, танцевальные пары М. Понна и А. Каверзин, Н. Мирозянц и В. Резцов. В 1942 театр впервые в течение двух месяцев гастролировал в Москве («Эрмитаж»).
В 1944 в названии театра отпало слово «эстрада», хотя на протяжении 40-х гг. в его программы еще будут входить эстрадные номера: акробатический дуэт Т. Птицыной и Л. Маслюкова, жонглер Ф. Савченко и др. В 1953 ЛТМ удалось приобрести независимость, отделившись от Театра эстрады. Он существует на положении самостоятельного передвижного коллектива (в ведении Музыкального управления Комитета по делам иск-в), но контакты с Ленингр. театром эстрады не прерываются. Так, с 1946 в спектаклях принимает участие оркестр Театра эстрады под упр. выдающегося пианиста, аккомпаниатора Михаила Григорьевича Корика. Вторым дирижером был Илья Семенович Жак, одаренный композитор, автор романсов К. Шульженко «Руки» и др. С 1953 в качестве дирижера работал Алексей Владимирович Семенов, блестящий трубач, в 30-е гг. руководивший джаз-оркестром. В 60-е гг. ЛТМ стал пользоваться услугами сборных
оркестров, позднее — фонограммами. Музыка всегда оставалась одним из важных компонентов спектакля — для театра писали Н. Богословский, М. Блантер, Б. Мокроусов, А. Колкер, М. Табачников, А. Эшпай, Г. Портнов, И. Цветков и др. Первые 15 лет одним из постоянных авторов ЛТМ был В. Поляков. Среди авторов театра М. Зощенко, Е. Шварц, А. Хазин, М. Жванецкий, В. Масс и М. Червинский, Л. Лиходеев, И. Прут, А. Раскин, К. 1узынин, В. Лифшиц, Я. Зискинд, В. Гальковский, В. Тихвинский и М. Азов, Г. Шинников, Тинряры (К. Рыжов, М. Тйн-дин и Г. Рябкин), М. Мишин, Л. Натапов, Настро-евы (Б. Зислин, А. Кусков, Е. Бащинский), В. Синаке-вич и В. Сквирский, С. Альтов и др.
До середины 60-х гг. Л. Т. М. ежегодно выпускал премьеру, на каждую постановку приглашались режиссеры: В. Кожич, Н. Акимов, Е. Альтус, A. Белинский, Н. Бирман, Э. Гарин, Ф. Каверин, B. Канцель, Б. Равенских, М. Розовский, А. Ту- тышкин, Е. Симонов и др. Но «все они, — как скажет Райкин, — приходили и уходили, все были только гостями в семье нашего театра»(Воспоминания. СПб., 1993. С. 440).
ЛТМ ежегодно 2-3 месяца работал в Москве («Эрмитаж», Театр эстрады, ГЦКЗ «Россия», «Олимпийская деревня» и др.), несколько дольше в Ленинграде (кроме Театра эстрады, Дворцы культуры Первой пятилетки, Выборгский и др.), остальное время по месяцу в разных городах страны. С 1956 начались зарубежные гастроли: Польша, Чехословакия, Югославия, Венгрия, Германия, Болгария, ТВ программы на студии Би-би-си в Англии.
Коллектив театра состоял из 25 человек, среди них 12 актеров (с переездом в 1981 в Москву труппа значительно пополнится молодежью). За несколько десятилетий актерский состав неоднократно менялся. На смену Карповскому, постоянному партнеру Райкина по МХЭТ («Малый художественный эстрадный театр» — короткие сценки подобно инсценированным анекдотам в исполнении двух актеров) пришел характерный актер Г. Новиков. С 1945 работала В. Гор-шенина, несколько позднее пришла Т. Кушелевская; в 40-50-е гг. партнером Райкина в миниатюрах был В. Деранков (впоследствии в Моск. театре миниатюр). В течение многих лет работали комедийный актер В. Ляховицкий и брат Райкина М. Максимов (Райкин). Незаменимым человеком был И. Минкович — исполнитель небольших ролей и заведующий постановочной частью. К более молодому поколению, пришедшему в 60-е гг., принадлежат В. Ильченко и Р. Карцев, Н. Соловьева, Л. Гвоздикова, И. Петру-щенко, Н. Конопатова, И. Улиссов, В. Меркушев, В. Харитонов. Партнерами Райкина стали А. Карпов, И. Еремеев, В. Михайловский. Особое место занимала в театре яркая характерная актриса, верный друг и опора руководителя театра Рома (Руфь Марковна Иоффе). Кроме актерского дарования (играла сатирические, комедийные, лирико-комедийные роли, исполняла монологи) обладала литературным талантом, отменным вкусом. Неизменно доброжелательная, тактичная, пользовалась в труппе всеобщей любовью.
В 60-е гг. в спектакли^ принимала участие группа пантомимы под рук. Григура (Григория Гуревича), позднее — маски- Ф. Аитов и Л. Тимцуник (лауреаты конкурса артистов эстрады), в 70-е- автор-исполнитель А. Дольский. В 1981 театр переехал в Москву, Благодаря неустанным заботам Райкина удалось получить и полностью перестроить здание кинотеатра на Шереметьевской ул. (д. 8). В июне 1987 здесь начал работать «Сатирикон». После смерти А. Райкина (дек. 1987) «Сатирикон» возглавил Константин Аркадьевич Райкин (род. 1950), разносторонний актер, закончивший Театральное уч-ще им. Б. Щукина, сыгравший главные роли в классических пьесах (театр «Современник»), много снимавшийся в кино. В 1981 он пришел в ЛТМ и принял участие в спектаклях «Его Величество Театр» и «Мир дому твоему», занял ведущее положение в молодежном спектакле «Лица», состоявшем из миниатюр, танцев, пластических сцен. За прошедшие годы «Сатирикон» нашел свой репертуар, завоевал свою, преимущественно молодежную публику и, казалось бы, полностью отошел от эстрадных жанров. Однако многие спектакли, красочные, музыкальные, динамичные несут печать эстрадности. Наряду с ними «Гамлет» с К. Райкиным в главной роли. И, как бы вспоминая об эстрадном родстве, «Сатирикон» летом 1994 выпустил премьеру «Сатирикон-шоу» — возвращение к жанру театра миниатюр; в 1998 «Квартет» по двум небольшим пьесам Мольера в исполнении четырех актеров, использующих трансформацию: мюзикл «Багдадский вор» (муз. Д. Тухманова) в 1996; музыкальный спектакль «Шантеклер» Э. Ростана в 2001 и др. Гастрольные маршруты «Сатирикона»: им. А. Райкина пролегли по всем континентам мира.
Лит.: Мин Е. Формирование жанра // Искусство и жизнь. 1941. № 5; Милин Н. Добрый дар // Мастера эстрады. Л., 1964; БейлинА. Аркадий Райкин. Л., 1969; Самойлов Я. Аркадий Райкин и его театр. Детройт, 1984; Поляков В. Товарищ Смех. М., 1976. С. 85-91; Уварова Е. Аркадий Райкин. М., 1992; Райкин А. Воспоминания. СПб., 1993.
Е. Д. Уварова
|
|