Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Муравский П. Л.
Муравский (Бартосяк) Петр Лукич
(24.08/06.09.1896, Одесса- 27.03.1981, Ленинград) конферансье, музыкальный фельетонист. Засл. арт. РСФСР (1957). Выступать на эстраде начал в 1911 с шутливых подтекстовок к моментальным зарисовкам художника-карикатуриста Б. Антоновского в любительских концертах. Был приглашен в профессиональный одесский театр миниатюр. Исполнял куплеты и шантанные песенки типа «Мой папаша и я» (автор-куплетист Г. Мармеладов) в образе «бульварного фланера», облачившись в клетчатый пиджак и котелок. С этим репертуаром объездил немало городов. Оказавшись в Петербурге (1912), был приглашен А. Полонским в его Петерб. театр миниатюр «Летучая мышь». Здесь, во фраке, с хризантемой в петлице, М. обрел манеры салонного конферансье. 1917 внес свои коррективы в формирование амплуа артиста. М. создал сатирический дуэт в паре со своей женой Нехлюдовой Ольгой Дмитриевной (1897-1961), сменил фрак на обычный пиджак, а позже на рабочий комбинезон. Его персонаж, напоминавший популярного тогда «братишку», вел диалог с капризной, недовольной новой властью барынькой. Номер был откровенно политический, лозунговый, но благодаря природному юмору, мягкой манере М., а также артистизму, женственности и обаянию партнерши (Н. в прошлом была незаурядной шансонной певицей) имел успех. Дуэт постепенно трансформировался, появлялись новые злободневные темы (среди авторов Я. Ядов). В 30-е гг. для М., как и для многих артистов, проблемы маски, манеры, репертуара встали с новой остротой. М. начал конферировать в концертах, проводимых в обеденный перерыв на фабриках и заводах. В столь специфических условиях роль конферансье возрастала за полчаса он должен был переключить настроение людей на отдых, заинтересовать их программой. М. приходилось комментировать исполняемые под баян городские песни, связывать их с современностью, импровизировать интермедии, исполнять куплеты («Это нам не трудно» Ядова и др.). Постепенно сложился оригинальный музыкально-разговорный номер М. в сопровождении дуэта баянистов П. и Д. Стрыгиных. Возник собственный жанр М. фельетона-беседы, «разговора-импровизации». В этом жанре, рожденном в 30-х гг., М. выступал до своей кончины. Ему писали В. Поляков, В. Кавецкий, Н. Глей-заров, И. Виноградский, О. Левицкий, но артист оставался соавтором этих фельетонов, его манера беседовать со зрителем определяла стиль написания текстов, а нередко и их содержание. Говоря, казалось бы, о простых бытовых вещах, М. умел подметить в них столько смешного, нелепого и даже горького, что «мелочи жизни» оказывались достаточно серьезными объектами сатирического осмеяния. Делал М. это в своей мягкой, интеллигентной манере, не лишенной ироничности, язвительности и даже сарказма. Своеобразие выступлениям М. придавала его напарница-гитара, под ее переборы, используя мелодию какого-нибудь известного романса, он исполнял свои номера. М. был из той плеяды старых эстрадных артистов, которые владели, по его же определению, «фокусом», умели своим творчеством удивлять. Как правило, такие артисты были создателями собственного жанра на эстраде.
Соч.: Подражательству- стоп // СЭЦ. 1973. № 1. С. 8-9.
Лит.: Мастера эстрады. Л.; М., 1964. См. указ.; Кириченко А. По душам со зрителем // СЭЦ. 1966. № 6. С. 22-23; Гершуни Е. Рассказываю об эстраде. Л.; М., 1968. См. указ.; Бейлин А. Петр Муравский // Воображаемый концерт. Л., 1971.
О. А. Кузнецова
|
|