Розовский М. Г. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Розовский М. Г.

Розовский Марк Григорьевич (род. 03.04.1937, Петропавловск Камчатский)- режиссер, драматург. Засл. деят. иск. РФ (1994). Окончил фак-т журналистики МГУ (1960). Творческим дипломом были фельетоны и юмористические репортажи, частично опубликованные в журналах «Юность», «Крокодил» и др. В 1965 окончил Высшие сценарные курсы. В 60-е гг. активно работал как писатель-юморист (около 100 рассказов, пародий, фельетонов). Будучи студентом, создал совместно с И. Рутбергом и А. Аксельродом эстрадную студию МГУ «Наш дом» (1958).*;-руководил ею до закрытия в конце 1969. Привлек к созданию репертуара молодых авторов Г. Горина, А. Арка-нова, А. Хаита, А. Курляндского («Прислушайтесь, время!», 1960). Автор спектакля «Целый вечер, как проклятые» (1964) — первого опыта в стиле театра абсурда. Отмечен премией на I Всесоюз. фестивале СТЭМов в Москве (1966) и «Золотой маской» на фестивале в Варшаве. После закрытия «Нашего дома» остался без постоянной работы с ярлыком «антисоветчика». Работал на радио, в журнале «Юность» (отдел сатиры и юмора). Был режиссером эстрадного театра «Фитиль» при Москонцерте, куда вошла группа участников «Нашего дома»; режиссура Р. была отмечена на IV Всес. конкурсе артистов эстрады (1971). Работал с А. Райкиным над программой «Избранное», ставил дипломную работу выпускника ГУЦЭИ  Г. Хазанова («Яблочкин»), спектакли в Литературном музее с участием А. Филиппенко «Доктор Чехов», «Путь поэта» (С.Есенин), «Рождение человека» (М.Горький, А. Платонов, М. Зощенко). Постановщик спектаклей «Добрый вечер, Варшава» в Моск. театре миниатюр (1973), «Птичий полет» (1987, с участием В. Ильченко и Р. Карцева, в 70-е гг. ставил им отдельные номера); режиссер Моск. мюзик-холла (1974). Много работает с вокально-инструментальными ансамблями: «Огни большого города» и в концертном исполнении «Иисус Христос — суперзвезда» с бакинским «Гайя», первая советская рок-опера «Орфей и Эвридика» А. Журбина с Ленингр. ВИА «Поющие гитары» (прошла около 2000 раз), театрализованные песенные шоу с узбекским «Ялла». Ставил 1-ю моек. «Юморину» в «Олимпийском» (1983, совместно с Э. Смольным).
Благодаря музыкальной одаренности, счастливо соединившейся с литературным талантом, Р. стал создателем музыкальных спектаклей и мюзиклов по произведениям прозы (автор стихов Ю. Ряшенцев): «Бедная Лиза» по Н. Карамзину (1973, Ленингр. БДТ), «Три мушкетера» по А.Дюма (1974, моек. ТЮЗ), «История лошади» по «Холстомеру» Л. Толстого (1975, Ленингр. БДТ; в сезоне 1979/80 на Бродвее признан лучшим спектаклем Америки).
С 1983 организовал и возглавил студию «У Никитских ворот» (с 1986 «Театр-студия», с 1991 в статусе гос. «Театр у Никитских ворот»). В большом и разнообразном репертуаре литературно-музыкальное представление, философская притча, трагифарс, драма, музыкальное шоу, мюзикл. Наряду с пьесами Чехова, Островского, Шекспира, Олби, немало спектаклей эстрадного «формата»: вечер-капустник «Никитский хор», комедия «Концерт Высоцкого в НИИ», мюзикл по повести А. Куприна «Гамбри-нус» с русскими, цыганскими, еврейскими и др. песнями и танцами (1988), моноспектакль «Самосожжение Марка Розовского»; музыкальные спектакли «Романсы с Обломовым» по И. Гончарову (1992), «Золотой тюльпан Фанфана» Ю. Кима (1998), «Пир во время чумы» по А. Пушкину (1999), одна из последних работ мюзикл «Кабаре, или Боб Фосс живет в Москве» (2002). Большая часть репертуара- пьесы и инсценировки самого Р. В новой, неожиданной форме «дворового кабаре» поставлены «Песни нашего двора» (театрализованное, песенное шоу во дворе дома, 1996), где режиссеру удается сделать зрителей активными соучастниками действия. Продолжением стали «Песни нашей коммуналки» (песни Высоцкого, Вертинского, песни военные, уличные, блатные и др.). Осуществил постановки во многих театрах страны: «Амадей», «Отец и сын» во МХАТ им. Чехова, «Высокий» в Моск. театре им. Вл. Маяковского, «Энтин-шоу» в СПб. ТЮЗе им. Брянцева и др. Равно успешно работает на эстраде и в театре. Приверженность игровому началу, им-провизационности, метод «тотальной театральности» позволяют раскрепостить психофизику актера, его интеллект. Считает, что эстрада обостряет чувство юмора, дает острое ощущение формы. Противник «клипового» подхода, использования различных, концептуально не соединимых элементов, всегда стремится к чистоте формы. Верность театру психологическому сочетает с яркой театральностью. Рядом с постановочными шоу ставит «актерские» спектакли, в которых как режиссер «умирает» в актере («Когда мы были молодыми» для А. Филиппенко, 1987, «Моя Одесса» для Карцева, 1994). Постановщик программы, посвященной Райкину, в ГЦКЗ «Россия» (2001). Автор сценариев к/ф «Семь нот в тишине» (1965), трехсе-рийного ТВ мюзикла («Д’Артаньян и три мушкетера» (1980). Награжден премиями «Хрустальная Турандот» за постановку «Дяди Вани» (1993); Премией Москвы за «Песни нашего двора» (1998); литературной премией «Венец» за вклад в драматургию (2002). С 90-х гг. с театром много гастролирует за рубежом (США, европейские страны, Израиль).
Соч.: Эстрада- не только концерт, но и театр // СЭЦ. 1971. № 7. С. 22-23; Розовский  М. Режиссер зрелища. М., 1973;*3аметки о музыкальной драме // Театр. 1975. № 9. С. 40-44; Самоотдача. М., 1976; Превращение. М., 1983; Театр из ничего. М., 1989; Чтение «Дяди Вани». Нью-Йорк? 1996.
Лит.: Дмитриев  Ю. Эстрада в разных ракурсах // СЭЦ. 1971. № 4; Музыкальный спектакль в драме: Профессионализм или дилетантство // Театр. 1975. № 8. С. 22-48, 65-80; Музыка в огнях рампы: [Интервью с Р.] // Муз. жизнь. 1984. № 24; Абель И. Монолог в контексте // СЭЦ. 1987. № 7; Марутенко К., Чички-наМ. Песни его двора // Театр, жизнь. 2001. № 59. С. 20-24; Максимова  В. Музыка по вечерам // Театр, жизнь. 2001. № 10. С. 26-33.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования