Если смотреть вперед - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Если смотреть вперед

ГУЦЭИ-67. На учебном манеже. Рис. Н. ДОЛГОРУКОВАГосударственному училищу циркового и эстрадного искусства сорок лет. Эта дата приобретает для педагогов и учащихся особое значение потому, что мы отмечаем ее в славный год пятидесятилетия нашего социалистического государства.

ГУЦЭИ-67. На учебном манеже. Рис. Н. ДОЛГОРУКОВА

Вся история училища неотделима от жизни нашей страны. Не было у педагогов и учеников задачи более высокой и благо­родной, чем служение советским людям, родной стране, ее искусству. Воспитывая артистов цирка и эстрады, неустанно попол­няя творческий состав новыми молодыми силами, мы с чувством радости и гордости отмечаем успехи многих наших питомцев, их вклад в цирковое и эстрадное искусство. Сейчас уже бесспорен тот факт, что ос­новным источником для пополнения твор­ческих кадров советского цирка является наше учебное заведение — ГУЦЭИ. Эта истина столь безусловна, что кажется даже наивным говорить о ней. И все же существование этого учебного заведения — а ГУЦЭИ, как известно, поначалу было имен­но цирковой школой — опрокинуло гос­подствовавшее прежде мнение, будто под­готовить артиста манежа можно только в артистической семье, только в номере ма­стера. Эти взгляды питала существовавшая повсеместно практика. Так обстояло дело и у нас — до создания училища. Позднее, следуя нашему опыту и примеру, государ­ственные цирковые студии и школы стали создавать и в некоторых других странах.

Мы, разумеется, не против так называе­мой семейной подготовки артиста цирка, когда родители обучают своих детей, вво­дят их в номера, приучают к атмосфере цирка. Но все чаще артисты предпочитают иную преемственность: окончив в свое вре­мя ГУЦЭИ, они впоследствии посылают ту­да же учиться своих детей. Характерно, что сейчас у нас занимаются уже внуки первых выпускников, так сказать, третье студенче­ское поколение. Таким образом, государст­венная система обучения артиста цирка прочно вошла в наше искусство, утверди­лась в нем как главная, основополагающая. Многолетняя практика училища, прив­несшая в систему обучения артиста так мно­го интересного и полезного, привела к то­му, что сейчас наши воспитанники состав­ляют примерно половину всего творческого состава советского цирка. И если впредь обучение будет вестись хотя бы в тех же масштабах, что и сейчас (а есть все осно­вания полагать, что они будут неуклонно расти), лет через десять значительная часть артистического коллектива советского цирка будет состоять из выпускников ГУЦЭИ.

ГУЦЭИ-67. Выступают акробаты-волътижерыГУЦЭИ-67. Выступают акробаты-волътижеры

Говоря о достигнутых успехах, мы дале­ки от самоуспокоенности, от желания, как говорится, почить на лаврах. Высокая от­ветственность, возложенная на училище, обязывает нас проявлять все большую за­боту о подготовке и воспитании молодых артистов — тех, кто будет развивать, двигать вперед наше искусство. Вот почему мы, работники училища, сосредоточиваем свое внимание на том, чтобы еще лучше организовать учебный процесс, создать в недалеком будущем такие условия, при ко­торых станет возможным готовить достой­ное пополнение для всех без исключения жанров цирка и эстрады. Об этом будущем хочется помечтать, пофантазировать. Ведь в искусстве, как и в науке, мечта будит твор­ческую мысль, позволяет скорее прибли­зить иногда далекие цели.

Как и все, я не представляю себе цирка без номеров и аттракционов с дрессиро­ванными животными. Но эти жанры в на­шем цирке развиты еще недостаточно. Многое из того, что в этой области поддер­живается сохранившимися номерами, не получает достаточного пополнения и пото­му заметно иссякает. Это относится и к конному цирку и к номерам с экзотически­ми животными. Многие, очевидно, со мной не согласятся. Что ж, давайте поспорим, обратимся к фактам. Вспомните програм­мы, идущие в цирках страны. И без труда убедитесь, что во многих из них зооцирк, как таковой, отсутствует, а если и есть, то в самой незначительной дозе. Нет в ряде программ и конных номеров.

Сразу оговорюсь: я не сторонник зооциркового засилья. Но вместе с тем я за то, чтобы в каждой программе обяза­тельно были номера с животными. И мне представляется, что где-нибудь недалеко от города, среди лесов и полей, будет открыт со временем учебный зоокомбинат (на пра­вах отделения или филиала ГУЦЭИ), готовя­щий дрессировщиков, специальные номера и аттракционы. Сделать это, на мой взгляд, совершенно необходимо. Однако до сих пор в этой области царят удивительная кос­ность и какой-то странный, ничем не оп­равданный покой.

ГУЦЭИ-67. Гимнасты на оригинальном тур­нике. Экви­либрист на сво­бодной проволоке В. РУЗАНОВ.ГУЦЭИ-67. Гимнасты на оригинальном тур­нике. Экви­либрист на сво­бодной проволоке В. РУЗАНОВ.

Замечу, кстати, что старые мастера кон­ного цирка очень остро воспринимают эту инертность: ведь многие из них могли бы оказать молодежи неоценимую помощь, передать ей свой богатейший опыт и зна­ния. А то ведь молодежь не только не зна­ет многого из того, что бытовало на мане­же в ту пору, когда конный цирк и вообще номера с животными были у нас очень раз­виты. Большинство молодых артистов знают о недавнем прошлом нашего цирка только по рассказам старших, да еще по крайне немногочисленной цирковой литературе. Но подобного рода знания, конечно, не могут заменить того, что дают практика, занятия со старыми многоопытными мастерами ма­нежа. К сожалению, многие из них уже уш­ли из жизни. Вместе с ними уходит целая эпоха с многочисленными аксессуарами конного и зооцирка. Одновременно исчеза­ет из обихода, из словаря немало терминов и понятий, которые составляли в прошлом живой остов профессионального языка, вы­ражавшего романтическую сторону цирко­вого искусства. Можем ли мы игнорировать все эти обстоятельства?

Грустно, что почти нет у нас экзотиче­ских групп животных, очень мало масштаб­ных аттракционов, уходят в прошлое пыш­ность и яркость, торжественность и поко­ряющее величие конных представлений во всем их необычайном многообразии и изо­бретательности. (Тут, пожалуй, счастливыми исключениями являются «Конный цирк», созданный М. Тугановым, и «Бахчисарайская легенда», поставленная Н. Зиновьевым, И. Куриловым и Б. Манжелли). И вот возни­кают в мечтах контуры большого учебно-циркового комбината, в котором педагоги-мастера увлеченно и горячо готовят испол­нителей всех цирковых жанров. Именно всех! Без исключения!

ГУЦЭИ-67. Пластический этюд исполняет Н. ИВАНЮТИНА. Участники номера «Акробаты с подкидной доской и батутом».ГУЦЭИ-67.
Пластический этюд исполняет Н. ИВАНЮТИНА. Участники номера «Акробаты с подкидной доской и батутом».

Известны трудности, которые испытыва­ют цирк и эстрада с кадрами и других спе­циалистов. Не секрет, что уровень знаний, общая культура, профессиональная эруди­ция многих административных и технических работников цирка и эстрады оставляет же­лать лучшего. Очевидно назрела необходи­мость подумать о подготовке образованных, культурных руководящих административных и технических кадров как для цирка, так и для эстрады. Лично я убежден, что острая нужда в этих специалистах может быть удовлетворена только в том случае, если подготовку их также организовать в спе­циальном учебном заведении. Отделение или факультет, дающие знания в области организации производства, экономики и планирования, смогли бы подготовить лю­дей, которые со знанием дела руководили бы предприятиями циркового и эстрадного искусств.

Подготовка квалифицированных специа­листов потребует, естественно, не только среднего, но и высшего учебного заведе­ния — специального вуза. Организационно реализация этой задачи должна, думается мне, производиться на базе существующего училища. В этом случае будет сохранена стройная система подготовки специалистов для цирка и эстрады по всем видам худо­жественной и организационно-управленче­ской деятельности. Единственную реальную возможность для решения этих проблем я вижу в создании института циркового и эст­радного искусства, органически связанного с училищем такого же профиля.

Рисунок ГУЦЭИ - 67Рисунок ГУЦЭИ - 67

Каким представляется этот учебный ком­плекс? Вот его структура в самых общих чертах.

Факультеты института: 1) актерский — для клоунады, речевых и музыкально-экс­центрических жанров; 2) режиссерский — для цирка и эстрады со специальностями по теории и истории циркового и эстрадно­го искусства; 3) организационно-админист­ративный, готовящий директоров, их заме­стителей, начальников плановых отделов.

Отделения   училища: 1) артистов   физкультурно-акробатических жанров (для цир­ка и эстрады); 2) зооотделение, готовящее артистов цирка; 3) отделение для подго­товки среднего административно-техниче­ского персонала: инспекторов манежа, помощников режиссера, заведующих тех­никой безопасности и цехами униформы, администраторов и т. д.

Детская специальная школа с интерна­том — общеобразовательная (в объеме средней школы) со специальными предме­тами, которая будет готовить детей к по­ступлению в училище. Изложенное здесь не представляет со­бой отвлеченной фантазии, как это может показаться на первый взгляд. Уже лег на кальку утвержденный проект первой оче­реди новых зданий — учебного комбината, сооружение которого начнется в этом году.

Дух захватывает, когда подумаешь, как далеко шагнули мы за минувшие четыре десятилетия. От маленького, захудалого ма­нежа на окраине Москвы, угрюмого, при­давленного деревянной крышей, — до светлых зданий, которые красивой панора­мой раскинутся на зеленой улице рядом с комбинатом «Правды»... Готовить образованных людей, художе­ственную интеллигенцию, деятелей замеча­тельного советского искусства — захваты­вающая, вдохновляющая задача.

А. ВОЛОШИН, директор и художественный руководитель
Государственного училища циркового и эстрадного искусства,
заслуженный деятель искусств РСФСР

Журнал Советский цирк. Сентябрь 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования