Эстафета памяти
Статья Ю. Дмитриева «Универсальный артист» опубликованная в первом номере журнала за 1984 год, меня очень взволновала. Автор пишет, что артист, если он был талантлив и популярен, продолжает жить в памяти благодарных зрителей, его творчество отражена во множестве рецензий, a теперь, когда утвердилась новая наука — эстрадоведение,— и в научных трудах. Эти слова адресованы Борису Борисовичу Рeнскому.
Я хочу напомнить и рассказать читателю о поистине универсальном артисте — дирижере, pассказчике, певце, пародисте, танцоре и музыканте, о лауреате Всесоюзного конкурса артистов эстрады Александра Блехмане (1922-1961). K несчастью, он очeнь рено ушел из жизни. A ведь он мог бы еще так много сделать!
Как и многие артиcты, A. Блехман вышел из художественной самодеятельности. На эстраде он c 1939 года. B годы войны после серьезного ранения, когда стало ясно, что по состоянию здоровья он уже не может вернуться на фронт как солдат, Блехман создал фронтовой эстрадный театр «Ястребок», c которым выступал перед воинами.
После войны Блехман возглавляет группу артистов ленинградской эcтрады, которая гастролирует по Советскому Союзу. В основном Блехман выступает c музыкальными пародиями на Утесова, Шульженко, Вертинского, Бейбутова, Риму Зеленую и других. Своеобразный врождённый юмор сразу располагал зрителей к молодому актеру. После нескольких гастрольных поездок по стране к Блехману пришло Всесоюзное Признание.
B 1948 году в Ленинграде был создан Эстрадный театр миниатюр. Возглавил его А. Блехман, a участвовали в нем такие артисты, как P. Славский, T. Кравцова, E. Каретникова.
Блехман никогда не скрывал, что «заочно» обучался у Утесова. Он пел в товарищеском кругу его песни, посвящал c эстрады куплеты Утесову, созданные на Основе его репертуара. Любовь к Утесову и его джазу «ме давала покоя» Блехману: он мечтал создать свой джаз-оркестр. И вот в 1954 году эта мечта сбылась. На эстраде появился джаз-оркестр, который сопровождал программу «Будьте как дома». A через месяц в Москве, в Саду имени Баумана, летний сезон открылся гастролями Ленинградского эстрадного оркестра Александра Блехмана c новой программой — «Не проходите мимо». Блехман с джаз-оркестром, что называется, Нашел себя и стал одним из самых популярный артистов ленинградской эстрады.
B зале гаснет свет. за закрытым занавесом — грохот движущегося поезда. Голос из репродуктора сообщает о прибытии акстистоа эстрады. Ритмичныe удары колес с характерным перестуком, проносящийся мимо паровозный гудок постепенно «обрастают» звуками жизнерадостной мелодии, которая заполняет зал. И вот в огнях рампы — три солистки, они поют «попутную» песенку. Занавес расходится в стороны, открывая взорам публики джаз-оркестр. Так начинались концерты коллектива под руководством Александра Блехмана. B этом коллективе было тридцать разноплановых артистов. B камцертах в составе коллектива принимали участие артисты эстрады Б. Бенцианов, P. Славский, Валерия, Валентина и Михаил Степановы, лауреаты Всесоюзного конкурса артистов эстрады M. Самолетова и A. Кругман, M. Аванесьян, А. Рапито, лаурeаты Ленинградского фестивaля молодежи H. Раудсепп и Э. Саттаров, певицы H. Суханова, И. Алексеева, T. Осокина, певец П. Кравецкий и многие другие.
В окрестре Блехмана звучала музыка Д. Шостаковича, И. Думавевского, B. Соловьева-Седого, Д. Прицкера, H. Минха, Г. Носова, И. Жака, K. Мартьянова, a также музыкального руководителя оркестра O. Анисимова. Тексты, музыкальные фельетоны и песни для программ писали талантливые авторы. B. Поляков, Б. Рацер, A. Мерлин, Л. Шишка и другие.
Какой был джаз-оркестр A. Блехмана? Об этом пишет музыковед B. Фейертаг: «Поскольку наибольший успех сопутствовал Блехману в номерах, связанных c музы кой, он в дальнейшем укрепил оркестр. После проведения конкурса в этом музыкaльном коллективе собрались практически лучшие исполнительские силы Ленинграда. Музыкальными руководите-паями стали известные композиторы н аранжировщики И. Жак и K. Мартьянов. C 1955 года бессмeнным музыкальным руководителем оркестра стал O. Анисимов, которому исполнилось в то время... девятнадцать лет».
«Молодой, но уже талантливый», c доброй улыбкой говорил Блехман, представляя музыкального руководителя Олега Анисимова. Почти все оркестровки и аранжировки были сделаны Олегом Анисимовым. A сколько им было написано музыки к номерам артистов, фельетонам!
Очень хорошо принимались зрителями его песни: «Между нами говоря», «Моя мечта», «Над Летним садом» и др.
Несомненно, театрализация выступлений оркестра увеличивала успех y зрителей и поднимала их настроение. Все музыканты были партнерами Блехмана: в номере «В день получки» принимал участив весь оркестр, и Блехман здесь играл на всех инструментах. Если кратко изложить его сюжет, то он таков: кассир привез зарплату, и каждый музыкант отправляется за получкой, оставляя свой инструмент Блeхману, который до его возвращeния играет на этом инструменте. «Сейчас выступит хор из состава нашего состава,— так Блехман представлял квартет музыкантов.— Это самодеятельный мужской хор, в котором я тоже участвую,— продолжал ом.— Вот если бы в ателье мод организовали кружок кройки и шитья! Смотришь, они бы шить научились» — эта реприза A. Мерлина к его же шуточным песням «Паша Канареечкин» и «Ах, зачем эта ночь?..» Номер имел огромный успех. 06 успехе концертов можно судить по заголовкам газетных рецензий того времени: «Талантливый коллектив», «Молодо, весело, содержательно», «Зритель смеется», «Зритель уходит в хорошем настроении», «Воронежцы аплодируют».
За сравнительно короткий срок Блехманом было сделано много программ: «Не проходите мимо», «По разным адресам», «Чем вас удивить?», «Музыкальные истории», «Такты, факты и фантазия» (последняя программа). Им также был. сделаны музыкальные обозpeния: «По дорогам семилетки», «Беседа друзей,» «На крыльях песни» и фантастическая сказка «Потерянная мелодия», текст к котороЙ написал B. Поляков. Как правило, Блехман заканчивал первое отделение Концерта музыкально-эстрадным обозрением на крыльях песни».
Эта работа коллектива была посвящена 40-летию Великого Октября. Перед зрителями представали революционный Петроград, вооруженные путиловцы, партизан Железняк, строители Днепрпогэса, перелет Чкалова, война народная, освоение целины, атомный ледокол, первым в мире советский спутник. Мастер эстрады еще paз подтвердил, что средствами боевого, лаконичного искусства можно создавать различные работы, находящие самый живой, благодарный отклик зрителей.
Сложный творческий путь прошел самобытный, подлинно эcтрадный актер. От пародийной программы «Синий платочек» до патриотической «На крыльях песни» — путь большой, сложный, во многом противоречивый, но всегда искренний и уверенный.
Он намечал, но не успел осуществить программу «Советская эстрада за 40 лет., думал o большом музыкальном спектакле «Петербург, Петроград, Ленинград» к 250-летию города-героя...
Хочется эту статью закончить словами Ю. Дмитриева: «...как жали, что y нас сейчас почти не осталось больших эстрадных оркестров, a театрализованных и вовсе, кажется, нет ни одного. Мы потерял интересную и важную традицию, которую следовало бы развивать. Кто из молодыx и талантливых исполнителей, конечно на новой основе, возьмется за это дело? Дело нужное, интересное и перспективное».
Б. КОСТИН
артист джаз-оркестра
Журнал Советская эстрада и цирк. Январь 1986 г.
оставить комментарий