В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Эстафета веселых друзей

Цирк на стадионе! Сколько чудесных творений, пол­ных юной романтики, ждет эта зеленая арена от деятелей советского искусства.

В последнее время все чаще выходят на поле стадиона артисты цирка, эстрады, кино. Но нередко зри­тели выражают недовольство этими синтетическими пред­ставлениями. На мой взгляд, при постановках большинства спектак­лей-концертов на стадионах превалируют чисто коммерче­ские соображения. Грандиозное зрелище часто состоит из хаотического смешения различных жанров. Порочное желение совместить несовместимое приводит к тому, что сценарно-драматургическое построение и режиссерское решение подобных спектаклей несовершенны, композиция его рыхла. Да о каком ансамбле может идти речь, когда утром, в день выступления, никому из устроителей меро­приятия не известно толком — кто из артистов-гастролеров явится и с каким репертуаром. Отсюда и все остальные беды. Искусство цирка глубоко народно, и поэтому появление его на стадионах всеми было встречено как должное. Вначале это были эпизодические представления; в основном они преследовали цель — подкрепить экономику местных цирков, — и не ставили перед собой задачи решения про­блемы «цирк на стадионе» и других творческих вопросов.

У артиста маторчикова очень забавная машинаУ артиста маторчикова очень забавная машина

Выступления перед многотысячной аудиторией крайне ответственны и сложны. Огромные масштабы арены, из­менчивость логоды требуют от артистов повышенной спор­тивной формы и дополнительного физического и психиче­ского   напряжения. Бесспорно, любой номер, как и все представление, вы­глядит различно в условиях циркового здания и стадиона. Кто не учитывает этого — терпит провал. Поэтому при пе­реходе из цирка на зеленое поле номера должны быть со­ответственно переработаны. Арена стадиона требует оп­ределенной укрупненности трюковых композиций, мас­штабности мизансценировки, широты жеста, четкости дик­ции, крупных, броских, ярких мазков и динамически нара­стающего, стремительного действия. Это определяет и фор­му и принцип  режиссерского решения представления. Учитывая многолетний опыт московской группы «Цирк на сцене» по созданию массовых представлений (на боль­шой спортивной арене Центрального стадиона им. В. И. Ленина, во Дворце спорта, ревю «На голубой аре­не» и т. д.), руководство Союзгосцирка поручило ей соз­дать   программу  «Цирк   на   стадионах   страны». Три годе назад возник коллектив «Цирк на стадионе» (директор — заслуженный деятель искусств Латвийской ССР С. Эльдаров). В ее состав вошла преимущественно цирковая молодежь. Весной 1961 года была подготовлена первая программа «Весне навстречу», которая явилась подарком   XXII   съезду   КПСС.

Выступают сестры Авдеевы и дрессировщик медведей А. ГлебовВыступают сестры Авдеевы и дрессировщик медведей А. Глебов

Это представление прошло с успехом на многих стадио­нах Российской Федерации. Но нельзя забывать, что пер­вая программа в значительной степени была эксперимен­тальной. Она показала, как расширяются возможности цирка на зеленой ареие; в этих условиях появляются но­вые выразительные средства, открываются новые пути художественного воздействия на зрителя. Вторая программа «Счастью навстречу» была выпущена к майским торжествам 1962 года на стадионе города Иваново-Франковска. Ее посмотрели жители Российской Фе­дерации, Украины, Закарпатья, Белоруссии, Закавказья. Идеей этого представления явился патриотический призыв XXII съезда КПСС;  «За работу, товарищи!» И наконец, третья программа «Эстафета веселых дру­зей» была создана московской группой передвижных кол­лективов в 1963 году. На арене происходит подлинное со­ревнование в мастерстве. Артисты, завершив свой номер, как бы передают эстафетную палочку друг другу и под ко­нец представления вручают ее зрителям, чтобы они «со­ревнование это продолжили в труде своем».

 

Начиная с гаревой дорожки, действие непрерывно пе­реносится то на устремленную в небо стрелу автокрана, то на зеленое поле стадиона, то на центральную манеж­ную площадку. Воздушных гимнастов сменяют силовые ак­робаты, после которых следует каскад цирковых номеров различных  жанров — турнисты,  велофигуристы,  эквилибристы, темповые акробаты, эксцентрики, дрессированные со­баки, аттракцион «Бурые медведи» и т. д. И все это прони­зывается веселыми массовыми групповыми клоунадами, сатирическими сценками, забавными пантомимами, паузами коверных, клоунскими интермедиями, спортивными шутка­ми   и   музыкальной   эксцентрикой.

Представление идет на одном дыхании. Никаких не­обоснованных ритмических спадов. Даже обслуживающее движение автомашин по гаревой дорожке и «круги поче­та» поддерживают ритм основного действия. Только в строго установленных местах спектакля осмысленно и органично по жанровому разнообразию возникают темпо-ритмические   сдвиги. Все представление решается как праздник веселого, жизнерадостного циркового искусства, призванного служить народу - неутомимому строителю коммунизма, народу, кото­рый расстается с пережитками прошлого, утверждая новое общество   счастливых   людей.

Армянские акробаты-прыгуны Дудукчан репетирую на стадионе «Динамо» (Москва)

Начало представления необычно. В рокочущий гул ста­диона вливается мирное соловьиное пение. Это заставляет зрителей сосредоточить свое внимание. И вот четко и ясно раздается бой кремлевских курантов. Пиротехниче­ский залп — ив небесную высь стремительно взлетают разноцветными звездочками сигнальные ракеты, возве­щающие о начале представления. На зеленом поле стадио­на в окружении строя фанфаристов появляется Ведущий. Торжественно звучат фанфары. Ведущий приветствует тру­жеников   города:

Друзья!
Все   заботы   сейчас   отложите —
Сегодня   ваша   задача   проста:
Отдыхайте,   слушайте,   смотрите!
Эстафета — внимание!
Четыре...   Три...   Два...   Один..:
Старт! 

Под мелодию «Марша энтузиастов» И. Дунаевского не гаревую дорожку один за другим стремительно выезжают мотоциклисты   с   большими   алыми   стягами,   на   которых сверкают знакомые и близкие всем слова: «Мир, Труд, Свобода,   Равенство,   Братство,   Счастье!!!» По мере развития вступительного монолога разверты­вается красочное аллегорическое шествие. Живописные скульптурные группы на автомашинах символизируют основные идеи Программы КПСС. Перед зрителями проходят всем знакомые образы, воплощенные в скульптурах Мухиной, Вучетича и других — «Рабочий и колхозница», «Перекуем мечи на орала», «В космос!», символическая фигура африканца, разрывающего цепи колониального рабства, «Мы с тобой, Куба!», группа, символизирующая дружбу и братство народов, «Дети — весна мира». Завер­шается шествие, и начинается цирковое представление. Важно еще отметить, что представление «Эстафета ве­селых друзей» после некоторых сокращений и изменений в составе исполнителей успешно демонстрировалась для детей. С интересом ее посмотрели юные жители Таллина и юные москвичи в Зеленом театре ЦПКО им. М. Горького и   на   стадионе   «Динамо».

Канатоходцы Алихановы на донечком стадионе «Шахтер» (1940 г.)Канатоходцы Алихановы на донечком стадионе «Шахтер» (1940 г.)

Трехлетняя работа коллектива «Цирк на стадионе» со всей очевидностью доказала, что это начинание творче­ски интересно и экономически выгодно. Многочисленные отзывы с разных концов страны дают высокую оценку идейно-художественному содержанию и четкой организа­ции представлений на стадионах. Коллектив проникает в те места, где отсутствуют стационарные цирки и редко появляются передвижные, охватывает большой контингент зрителей. Многое уже сделано, но необходимы еще большие усилия. Существующий институт так называемых «внештат­ных организаторов», слабое техническое оснащение (ра­диоустановки, световая аппаратура, пиротехника и т. п.), неприспособленный автотранспорт в значительной степени снижают качество  представления  и тормозят работу. Основной   недостаток   нового   дела — сезонность.   Созданный с огромными усилиями коллектив «Цирк на ста­дионе» ежегодно перед началом зимы распадается. Часть артистов, приобретших опыт выступления на стадионах, уходят и не возвращаются, их забирают к себе концерт­ные и театральные организации. Большие групповые номе­ра и массовые спортивные клоунады расформировываются, ядро артистического состава переходит на малые формы работы. Творческая жизнь коллектива замирает. А весной, через три-четыре месяца, начинается авральная горячка по сбору исполнительского состава и восстановлению пред­ставления. Приходят новые люди, не знающие программы и не имеющие опыта работы на стадионе. Оказывается, что групповые номера, на создание которых в цирке тра­тится год-полтора, нужно восстановить в новом составе за двадцать репетиций, да еще в сложных условиях клуб­ного фойе или на маленькой сцене.

Такой сезонности в работе коллектива «Цирк на ста­дионе» может и не быть. В зимнее время коллектив спосо­бен функционировать. Это подтвердило прошлогоднее вы­ступление в Каунасе, во Дворце спорта в ноябре. За де­сять выступлений сумма сбора значительно перекрыла квартальный финансовый план коллектива «Цирк на сце­не». Если будут предоставлены на зимние месяцы хотя бы два Дворца спорта, это позволит покончить с сезонностью коллектива «Цирк на стадионе», откроет новые возможности   его   идейно-художественного   роста. Новому творческому коллективу уже тесны рамки мос­ковской группы «Цирк на сцене». Пора узаконить суще­ствование «Цирка на стадионе» так же, как это произошло с ансамблем «Балет на льду». Эксперимент окончен. Пра­во на существование «Цирк на стадионе» доказано.
 

В. МИРОНОВ, художественный руководитель московской группы «Цирк   на   сцене»

Журнал Советский цирк. Июль 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100