Эстафета веселых друзей
Цирк на стадионе! Сколько чудесных творений, полных юной романтики, ждет эта зеленая арена от деятелей советского искусства.
В последнее время все чаще выходят на поле стадиона артисты цирка, эстрады, кино. Но нередко зрители выражают недовольство этими синтетическими представлениями. На мой взгляд, при постановках большинства спектаклей-концертов на стадионах превалируют чисто коммерческие соображения. Грандиозное зрелище часто состоит из хаотического смешения различных жанров. Порочное желение совместить несовместимое приводит к тому, что сценарно-драматургическое построение и режиссерское решение подобных спектаклей несовершенны, композиция его рыхла. Да о каком ансамбле может идти речь, когда утром, в день выступления, никому из устроителей мероприятия не известно толком — кто из артистов-гастролеров явится и с каким репертуаром. Отсюда и все остальные беды. Искусство цирка глубоко народно, и поэтому появление его на стадионах всеми было встречено как должное. Вначале это были эпизодические представления; в основном они преследовали цель — подкрепить экономику местных цирков, — и не ставили перед собой задачи решения проблемы «цирк на стадионе» и других творческих вопросов.
У артиста маторчикова очень забавная машина
Выступления перед многотысячной аудиторией крайне ответственны и сложны. Огромные масштабы арены, изменчивость логоды требуют от артистов повышенной спортивной формы и дополнительного физического и психического напряжения. Бесспорно, любой номер, как и все представление, выглядит различно в условиях циркового здания и стадиона. Кто не учитывает этого — терпит провал. Поэтому при переходе из цирка на зеленое поле номера должны быть соответственно переработаны. Арена стадиона требует определенной укрупненности трюковых композиций, масштабности мизансценировки, широты жеста, четкости дикции, крупных, броских, ярких мазков и динамически нарастающего, стремительного действия. Это определяет и форму и принцип режиссерского решения представления. Учитывая многолетний опыт московской группы «Цирк на сцене» по созданию массовых представлений (на большой спортивной арене Центрального стадиона им. В. И. Ленина, во Дворце спорта, ревю «На голубой арене» и т. д.), руководство Союзгосцирка поручило ей создать программу «Цирк на стадионах страны». Три годе назад возник коллектив «Цирк на стадионе» (директор — заслуженный деятель искусств Латвийской ССР С. Эльдаров). В ее состав вошла преимущественно цирковая молодежь. Весной 1961 года была подготовлена первая программа «Весне навстречу», которая явилась подарком XXII съезду КПСС.
Выступают сестры Авдеевы и дрессировщик медведей А. Глебов
Это представление прошло с успехом на многих стадионах Российской Федерации. Но нельзя забывать, что первая программа в значительной степени была экспериментальной. Она показала, как расширяются возможности цирка на зеленой ареие; в этих условиях появляются новые выразительные средства, открываются новые пути художественного воздействия на зрителя. Вторая программа «Счастью навстречу» была выпущена к майским торжествам 1962 года на стадионе города Иваново-Франковска. Ее посмотрели жители Российской Федерации, Украины, Закарпатья, Белоруссии, Закавказья. Идеей этого представления явился патриотический призыв XXII съезда КПСС; «За работу, товарищи!» И наконец, третья программа «Эстафета веселых друзей» была создана московской группой передвижных коллективов в 1963 году. На арене происходит подлинное соревнование в мастерстве. Артисты, завершив свой номер, как бы передают эстафетную палочку друг другу и под конец представления вручают ее зрителям, чтобы они «соревнование это продолжили в труде своем».
Начиная с гаревой дорожки, действие непрерывно переносится то на устремленную в небо стрелу автокрана, то на зеленое поле стадиона, то на центральную манежную площадку. Воздушных гимнастов сменяют силовые акробаты, после которых следует каскад цирковых номеров различных жанров — турнисты, велофигуристы, эквилибристы, темповые акробаты, эксцентрики, дрессированные собаки, аттракцион «Бурые медведи» и т. д. И все это пронизывается веселыми массовыми групповыми клоунадами, сатирическими сценками, забавными пантомимами, паузами коверных, клоунскими интермедиями, спортивными шутками и музыкальной эксцентрикой.
Представление идет на одном дыхании. Никаких необоснованных ритмических спадов. Даже обслуживающее движение автомашин по гаревой дорожке и «круги почета» поддерживают ритм основного действия. Только в строго установленных местах спектакля осмысленно и органично по жанровому разнообразию возникают темпо-ритмические сдвиги. Все представление решается как праздник веселого, жизнерадостного циркового искусства, призванного служить народу - неутомимому строителю коммунизма, народу, который расстается с пережитками прошлого, утверждая новое общество счастливых людей.
Армянские акробаты-прыгуны Дудукчан репетирую на стадионе «Динамо» (Москва)
Начало представления необычно. В рокочущий гул стадиона вливается мирное соловьиное пение. Это заставляет зрителей сосредоточить свое внимание. И вот четко и ясно раздается бой кремлевских курантов. Пиротехнический залп — ив небесную высь стремительно взлетают разноцветными звездочками сигнальные ракеты, возвещающие о начале представления. На зеленом поле стадиона в окружении строя фанфаристов появляется Ведущий. Торжественно звучат фанфары. Ведущий приветствует тружеников города:
Друзья!
Все заботы сейчас отложите —
Сегодня ваша задача проста:
Отдыхайте, слушайте, смотрите!
Эстафета — внимание!
Четыре... Три... Два... Один..:
Старт!
Под мелодию «Марша энтузиастов» И. Дунаевского не гаревую дорожку один за другим стремительно выезжают мотоциклисты с большими алыми стягами, на которых сверкают знакомые и близкие всем слова: «Мир, Труд, Свобода, Равенство, Братство, Счастье!!!» По мере развития вступительного монолога развертывается красочное аллегорическое шествие. Живописные скульптурные группы на автомашинах символизируют основные идеи Программы КПСС. Перед зрителями проходят всем знакомые образы, воплощенные в скульптурах Мухиной, Вучетича и других — «Рабочий и колхозница», «Перекуем мечи на орала», «В космос!», символическая фигура африканца, разрывающего цепи колониального рабства, «Мы с тобой, Куба!», группа, символизирующая дружбу и братство народов, «Дети — весна мира». Завершается шествие, и начинается цирковое представление. Важно еще отметить, что представление «Эстафета веселых друзей» после некоторых сокращений и изменений в составе исполнителей успешно демонстрировалась для детей. С интересом ее посмотрели юные жители Таллина и юные москвичи в Зеленом театре ЦПКО им. М. Горького и на стадионе «Динамо».
Канатоходцы Алихановы на донечком стадионе «Шахтер» (1940 г.)
Трехлетняя работа коллектива «Цирк на стадионе» со всей очевидностью доказала, что это начинание творчески интересно и экономически выгодно. Многочисленные отзывы с разных концов страны дают высокую оценку идейно-художественному содержанию и четкой организации представлений на стадионах. Коллектив проникает в те места, где отсутствуют стационарные цирки и редко появляются передвижные, охватывает большой контингент зрителей. Многое уже сделано, но необходимы еще большие усилия. Существующий институт так называемых «внештатных организаторов», слабое техническое оснащение (радиоустановки, световая аппаратура, пиротехника и т. п.), неприспособленный автотранспорт в значительной степени снижают качество представления и тормозят работу. Основной недостаток нового дела — сезонность. Созданный с огромными усилиями коллектив «Цирк на стадионе» ежегодно перед началом зимы распадается. Часть артистов, приобретших опыт выступления на стадионах, уходят и не возвращаются, их забирают к себе концертные и театральные организации. Большие групповые номера и массовые спортивные клоунады расформировываются, ядро артистического состава переходит на малые формы работы. Творческая жизнь коллектива замирает. А весной, через три-четыре месяца, начинается авральная горячка по сбору исполнительского состава и восстановлению представления. Приходят новые люди, не знающие программы и не имеющие опыта работы на стадионе. Оказывается, что групповые номера, на создание которых в цирке тратится год-полтора, нужно восстановить в новом составе за двадцать репетиций, да еще в сложных условиях клубного фойе или на маленькой сцене.
Такой сезонности в работе коллектива «Цирк на стадионе» может и не быть. В зимнее время коллектив способен функционировать. Это подтвердило прошлогоднее выступление в Каунасе, во Дворце спорта в ноябре. За десять выступлений сумма сбора значительно перекрыла квартальный финансовый план коллектива «Цирк на сцене». Если будут предоставлены на зимние месяцы хотя бы два Дворца спорта, это позволит покончить с сезонностью коллектива «Цирк на стадионе», откроет новые возможности его идейно-художественного роста. Новому творческому коллективу уже тесны рамки московской группы «Цирк на сцене». Пора узаконить существование «Цирка на стадионе» так же, как это произошло с ансамблем «Балет на льду». Эксперимент окончен. Право на существование «Цирк на стадионе» доказано.
В. МИРОНОВ, художественный руководитель московской группы «Цирк на сцене»
Журнал Советский цирк. Июль 1964 г.
оставить комментарий