Эстрада для детей
Наверное, не каждый знает, что в гастрольно-концертном объединении Ленконцерт есть детский отдел. В его ведении несколько драматических групп и три маленьких театра — «Театр школьного зрителя», «Светлячок» и кукольная труппа «Золотой ключик».
Формы пропаганды искусства для детей выбираются наиболее доступные и простые: лекции-концерты, беседы, дискуссии, игры, загадки и даже лотерея. Конечно, театры пользуются своими формами — это спектакли, инсценировки, интермедии и т. д. Самым удачным видом пропаганды искусства с эстрады в детском отделе Ленконцерта являются абонементы «Филармонии школьника». В них разработаны специальные циклы прослушивания музыкальных произведений. Доходчивая форма изложения материала, высокое качество исполнения с расчетом на определенный возраст и предварительную подготовку школьников к восприятию предлагаемого материала — все это радует в работе филармонии. Начиная со второго класса, педагоги и музыковеды путешествуют с детьми по увлекательным дорогам музыки. Овладев наиболее важными теоретическими познаниями, школьники старших классов переходят к изучению творческого наследия величайших русских, советских и зарубежных композиторов. Как правило, дети принимают участие в обсуждении концертов. Красочные афиши заранее извещают ребят о программах. «Филармония школьника» существует уже пятый сезон и завоевала своего постоянного слушателя.
Ребята с удовольствием слушают лектора-музыковеда В. Браиловского
Хочется, чтобы эта нужная и полезная инициатива детского отдела Ленконцерта нашла еще большую поддержку школ. Приходится сожалеть, что формы лекций-концертов в отделе используются порой недостаточно плодотворно. В частности, это относится к тематическим лекциям - концертам. Заказываются они детскими учреждениями и обычно называются так трафаретно и шаблонно, что становится скучно. Темы подобных лекций очень общи и могут включать весьма отдаленный материал. И такой материал часто включается, так как литературных произведений для пропаганды среди детей в детском отделе мало. Как правило, к лекциям его никто не готовит — ни актер, ни редактор, ни художественный руководитель, ни режиссер. Фактически только лектор пытливо изучает литературу, ищет новые издания, но иногда и он оказывается бессильным. Ведь лектору дано лишь вступительное слово. А затем — концерт. И о чем бы он ни говорил, актеры будут исполнять свои извечные, обкатанные старые номера.
Проблема репертуара по темам лекций-концертов и по требованиям жизни (темы зачастую намного отстают от нее!) — наболевший вопрос в работе этого отдела. Безынициативность редакторов и актеров, незнание жизни и требований детской аудитории, наконец, просто отсутствие у отдельных работников любви к детям — все это тормоз в общей работе.
Веселую танцевальную сценку «Баба и чайник» исполняют лауреаты Всесоюзного конкурса артистов эстрады Нелли Раусепп и Эдуард Саттаров
Неблагополучно и с актерскими кадрами. Ими фактически никто не занимается, никто их не растит. Постоянного коллектива в отделе нет. Репетируют с актерами случайно приглашенные режиссеры. Работы сдаются на суд художественного совета наспех, перед самым выпуском или поездкой на гастроли. Репетиционных помещений отдел не имеет. Художественный совет, состоящий из тех же редакторов, которые составляют программы концертов, часто принимает работы низкого качества. Это объясняют близостью материала к теме данной лекции и необходимостью выполнения актером месячной концертной нормы. Такое положение недопустимо. Страдают от этого в первую очередь дети.
Надо сказать и об отсутствии репертуара для старшеклассников. А ведь именно они больше всего нуждаются в правильном формировании литературного и музыкального вкуса, эстетического мировоззрения. Занимательность, веселье словно забыли путь в детский отдел. Не сыскать здесь ни концертных бригад, ни постоянных артистов с юмористическим и сатирическим репертуаром. Более того, артистов из эстрадного отдела не привлекают к участию в концертах, даже если они сами предлагают свои услуги. Надо расширить поле концертной деятельности молодежных эстрадных коллективов, А этого нельзя достичь в отрыве от кипучей жизни детского мира, без тесной связи с педагогами, пионерскими и комсомольскими деятелями, без активного привлечения молодых эстрадных драматургов.
Перспективы развития у детской эстрады весьма широки, но если не будет творческой инициативы самих работников этого профиля, то не будет и сдвигов в организационной и артистической деятельности. Эстрада для детей и юношества должна быть не менее злободневной, острой и веселой, чем для взрослых. Мир детей широк и объемен, он включает огромное количество проблем, которые поможет разрешить эстрадное искусство. Почему, например, не собрать детскому отделу Ленконцерта коллектив одаренных ребят, способных сочинять стихи, смешные истории, песни и танцы? Почему не поискать среди них пародистов, побеседовать с ними, понять, чем дети живут, что их тревожит? Ребята сами подскажут и редакторам и авторам темы для интермедий, сценок, шуточных рассказов и забавных фельетонов. А может быть, надо включать в репертуар и сочинения детских авторов.
Детская аудитория — аудитория благодарная. Об этом знают артисты, творящие в коллективах для юных зрителей и слушателей. Но детский отдел не нашел, не отобрал именно тех исполнителей в любых эстрадных жанрах, которые бы умели и хотели работать для детей. Эстрада — самый подвижный, современный, злободневный вид искусства. Прийти к детям в гости и принести им шутку и веселый смех, легкую, умную остроту, помогать им с подмостков разрешать моральные и этические проблемы, помечтать с ними, привить им любовь к музыке, литературе, искусству танца, театра, кино — прямое дело артистов, лекторов, редакторов детского отдела эстрады. Для этого необходим сплоченный коллектив единомышленников: артистов, режиссеров, авторов, редакторов и т. д. В таком коллективе живая оперативность редакторов помогла бы комплектовать постоянные концертные бригады во главе с художественными руководителями. Каждый член бригады стал бы неослабно следить за своим творческим ростом и неустанно повышать исполнительское мастерство. А долг художественного руководства специалистов детской эстрады заключался бы в помощи исполнителям.
Н. ПРИБЫТКОВА, А. ПОГОСОВА
Журнал Советский цирк. Июль 1965
оставить комментарий