В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Эстрада для детей

Наверное, не каждый знает, что в гастрольно-концертном объединении Ленконцерт есть детский отдел. В его ведении несколько драматиче­ских групп и три маленьких театра — «Театр школьного зрителя», «Светля­чок» и кукольная труппа «Золотой ключик».

Формы пропаганды искусства для детей выбираются наиболее доступ­ные и простые: лекции-концерты, беседы, дискуссии, игры, загадки и даже лотерея. Конечно, театры поль­зуются своими формами — это спек­такли, инсценировки, интермедии и т. д. Самым удачным видом пропаган­ды искусства с эстрады в детском от­деле Ленконцерта являются абоне­менты «Филармонии школьника». В них разработаны специальные цик­лы прослушивания музыкальных произведений. Доходчивая форма изло­жения материала,    высокое качество исполнения с расчетом на опреде­ленный возраст и предварительную подготовку школьников к восприя­тию предлагаемого материала — все это радует в работе филармонии. Начиная со второго класса, педагоги и музыковеды путешествуют с деть­ми по увлекательным дорогам му­зыки. Овладев наиболее важными теоретическими   познаниями,   школьники старших классов переходят к изучению творческого наследия ве­личайших русских, советских и зару­бежных композиторов. Как правило, дети принимают участие в обсужде­нии концертов. Красочные афиши заранее извещают ребят о програм­мах. «Филармония школьника» су­ществует уже пятый сезон и завое­вала своего постоянного слушателя.

Ребята с удовольствием слушают лектора-музыковеда  В.  Браиловского  Ребята с удовольствием слушают лектора-музыковеда  В.  Браиловского 

Хочется, чтобы эта нужная и полезная инициатива детского отдела Ленконцерта нашла еще большую поддержку  школ. Приходится сожалеть, что формы лекций-концертов в отделе исполь­зуются порой недостаточно плодо­творно. В частности, это относится к тематическим лекциям - концертам. Заказываются они детскими учреж­дениями и обычно называются так трафаретно и шаблонно, что стано­вится скучно. Темы подобных лекций очень общи и могут включать весьма отдаленный материал. И такой мате­риал часто включается, так как лите­ратурных произведений для пропа­ганды среди детей в детском отделе мало. Как правило, к лекциям его никто не готовит — ни актер, ни ре­дактор, ни художественный руково­дитель, ни режиссер. Фактически только лектор пытливо изучает лите­ратуру, ищет новые издания, но иногда и он оказывается бессильным. Ведь лектору дано лишь вступитель­ное слово. А затем — концерт. И о чем бы он ни говорил, актеры будут исполнять свои извечные, обкатанные старые номера. 

Проблема репертуара по темам лекций-концертов и по требованиям жизни (темы зачастую намного от­стают от нее!) — наболевший вопрос в работе этого отдела. Безынициа­тивность редакторов и актеров, незнание жизни и требований дет­ской аудитории, наконец, просто от­сутствие у отдельных работников любви к детям — все это тормоз в общей работе.

Веселую танцевальную  сценку «Баба  и чайник» исполняют лауреаты  Всесоюзного  конкурса артистов эстрады Нелли Раусепп и Эдуард СаттаровВеселую танцевальную  сценку «Баба  и чайник» исполняют лауреаты  Всесоюзного  конкурса артистов эстрады Нелли Раусепп и Эдуард Саттаров

Неблагополучно и с актерскими кадрами. Ими фактически никто не занимается, никто их не растит. По­стоянного коллектива в отделе нет. Репетируют с актерами случайно приглашенные режиссеры. Работы сдаются на суд художественного со­вета наспех, перед самым выпуском или поездкой на гастроли. Репети­ционных помещений отдел не имеет. Художественный совет, состоящий из тех же редакторов, которые состав­ляют программы концертов, часто принимает работы низкого качества. Это объясняют близостью материала к теме данной лекции и необходимо­стью выполнения актером месячной концертной нормы. Такое положе­ние недопустимо. Страдают от этого в первую очередь дети.

Надо сказать и об отсутствии ре­пертуара для старшеклассников. А ведь именно они больше всего нуж­даются в правильном формировании литературного и музыкального вкуса, эстетического мировоззрения. Зани­мательность, веселье словно забыли путь в детский отдел. Не сыскать здесь ни концертных бригад, ни по­стоянных артистов с юмористическим и сатирическим репертуаром. Более того, артистов из эстрадного отдела не привлекают к участию в концер­тах, даже если они сами предлагают свои услуги. Надо расширить поле концертной деятельности молодеж­ных эстрадных коллективов, А этого нельзя достичь в отрыве от кипучей жизни детского мира, без тесной связи с педагогами, пионерскими и комсомольскими деятелями, без ак­тивного привлечения молодых эст­радных драматургов.

Перспективы развития у детской эстрады весьма широки, но если не будет творческой инициативы самих работников этого профиля, то не бу­дет и сдвигов в организационной и артистической деятельности. Эстрада для детей и юношества должна быть не менее злободневной, острой и веселой, чем для взрослых. Мир детей широк и объемен, он включает огромное количество про­блем, которые поможет разрешить эстрадное искусство. Почему, например, не собрать детскому отделу Ленконцерта кол­лектив одаренных ребят, способных сочинять стихи, смешные истории, песни и танцы? Почему не поискать среди них пародистов, побеседовать с ними, понять, чем дети живут, что их тревожит? Ребята сами подскажут и редакторам и авторам темы для интермедий, сценок, шуточных рас­сказов и забавных фельетонов. А может быть, надо включать в репер­туар и сочинения детских авторов.

Детская аудитория — аудитория благодарная. Об этом знают арти­сты, творящие в коллективах для юных зрителей и слушателей. Но детский отдел не нашел, не отобрал именно тех исполнителей в любых эстрадных жанрах, которые бы умели и хотели работать для детей. Эстрада — самый подвижный, со­временный, злободневный вид искус­ства. Прийти к детям в гости и при­нести им шутку и веселый смех, легкую, умную остроту, помогать им с подмостков разрешать моральные и этические проблемы, помечтать с ними, привить им любовь к музыке, литературе, искусству танца, театра, кино — прямое дело артистов, лек­торов, редакторов детского отдела эстрады. Для этого необходим спло­ченный коллектив единомышленни­ков: артистов, режиссеров, авторов, редакторов и т. д. В таком коллективе живая оперативность редакторов по­могла бы комплектовать постоянные концертные бригады во главе с художественными руководителями. Каждый член бригады стал бы неос­лабно следить за своим творческим ростом и неустанно повышать испол­нительское мастерство. А долг худо­жественного руководства специали­стов детской эстрады заключался бы в помощи исполнителям.
 

Н. ПРИБЫТКОВА, А. ПОГОСОВА

Журнал Советский цирк. Июль 1965 

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100