Эстрада город Ленина
В Ленконцерте более тысячи артистов. Они трудятся в содружестве с композиторами, драматургами, режиссерами и художниками. Этот большой отряд мастеров искусства, людей разных творческих индивидуальностей и устремлений, объединяет сегодня общий порыв — достойно встретить 50-летие Великого Октября.
В беседе с нашим корреспондентом Амалией Кириченко художественный руководитель Ленконцерта заслуженный артист РСФСР Дмитрий Иванович Тимофеев рассказал:
— Для каждого артиста, который живет и работает в городе — колыбели революции, предстоящий юбилей — важный стимул к высшему проявлению таланта и мастерства, дело личной ответственности и гражданской чести.
Коллектив артистов под руководством В. А. Мехнецова подготовил драматическую композицию «Вечно живой». Построенная по известной трилогии Н. Погодина («Кремлевские куранты», «Человек с ружьем» и «Третья, патетическая»), она была показана во многих городах страны от Прибалтики до Владивостока и от Ашхабада до далекого Севера. Три главные темы определили выбор поставленных на эстраде сцен — «Ленин и революция», «Ленин и народ» и «Ленин и партия». Автор композиции и исполнитель роли Владимира Ильича — В. А. Мехнецов.
Воплощение образа Ленина стало для артиста призванием, оно проходит сквозь всю его творческую биографию. Впервые в роли Ленина он вышел на сцену театра Северного флота почти четверть века тому назад. За участие в создании спектакля «Незабываемый 1919-й» в Академическом театре драмы имени А. С. Пушкина и исполнение в нем роли В. И. Ленина В. Мехнецов был удостоен звания лауреата Государственной премии. Сейчас артист готовит новое эстрадное представление «Это не умрет, это навеки...», написанное им по той же трилогии. Ставит композицию заслуженный артист РСФСР И. Горбачев.
Эстетическое воспитание трудящихся — одна из главных задач, поставленных партией перед эстрадой. В юбилейном году филармонический отдел Ленконцерта предлагает слушателям более двухсот тщательно разработанных тем лекций-концертов и музыкальных вечеров. Предусмотрены программы на самые разные вкусы и эстетические склонности. Лекции-концерты приглаают в путешествия по миру прекрасного; знакомят с любимыми музыкальными произведениями Владимира Ильича, с шедеврами отечественной и зарубежной музыки, с творчеством советских композиторов, с песнями и их авторами. Мы нашли новые формы построения лекций-концертов. Музыковед не выступает с вводной лекцией, а комментирует концерт, составленный по единому замыслу, с участием режиссера. Именно так построена программа «10 дней, которые потрясли мир» и многие другие.
Еще одно интересное начинание — концерты-монографии. Их задача в до¬ходчивой, популярной форме познакомить слушателей с творчеством лучших советских и зарубежных композиторов. Например, концерт, посвященный Д. Шостаковичу, составлен из рассказа о творческом пути композитора, сцен из оперы «Катерина Измайлова», балета «Барышня и хулиган», исполняемых в костюмах и гриме, а также симфонических и вокальных произведений. К участию в концертах-монографиях привлекаются высококвалифицированные исполнители. Такие «монографии» пользуются неизменным успехом. Большое внимание в подготовке ко дню рождения Советской власти мы уделяем выступлениям на селе. В предъюбилейном году в селах Ленинградской области, Целинного края, Алтая, Карелии, Украины и других районов страны нами было дано около девятисот концертов. Юбилейным планом предусмотрено проведение еще нескольких сотен концертов. Для сельских зрителей готовятся специальные «портативные» программы; у нас создан даже специальный отдел для обслуживания сел.
Не забыты и юные зрители. Несколько лет тому назад Ленконцерт открыл Филармонию для школьника, пользующуюся большой популярностью. 50-летие Великого Октября она ознаменует серией праздничных программ: «Мы внуки Ильича», «Ребята-герои» и другие. Всего состоится около ста концертов. Уже распространено десять тысяч абонементов постоянных слушателей детской филармонии. Мы познакомим зрителей с новыми эстрадными коллективами. Недавно в Ленинграде дебютировал вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гита¬ры». В его составе две певицы, пять музыкантов — пианист, ударник и три электрогитариста. Эти музыканты не только играют, но и поют. Появление «поющих гитар» убеждает, что с минимальным составом исполнителей и музыкальных инструментов можно освоить репертуар довольно широкого диапазона и найти яркие, неожиданные краски в исполняемых произведениях. На одном из концертов в книге отзывов зрителей оставлена такая запись: «Поющим гитарам» — так держать! Летчик-космонавт СССР Павел Попович».
Новостью в Ленконцерте будет Ленинградский мюзик-холл. Сейчас гото¬вится его первое представление. Две цифры дают представление о взыскательности организаторов Ленинградского мюзик-холла: в Ленинграде, Киеве, Харькове, Архангельске и других городах страны просмотрено несколько тысяч профессиональных и самодеятельных артистов. Из них приглашены в Ленинградский мюзик-холл пока только сорок. Уже созданы хореографический коллектив и два вокальных квартета — мужской и женский.
Могу сообщить и о рождении Ансамбля классического камерного балета. В городе, справедливо именуемом столицей русского классического балета, давно назрела необходимость в театре малых хореографических форм. Известно, что музыкальная литература современная и классическая, отечественная и зарубежная богата великолепными танцевальными миниата рами. Они заслуживают воплощения на эстраде. Новый ансамбль Ленконцерта позволит хореографам усилить поиски в решении современной темы на «малых полотнах». Ансамбль состоит только из солистов высокого профессионального уровня. Художественный руководитель — заслуженный деятель искусств РСФСР П. Гусев, консультант — народная артистка СССР И. Колпакова; репетиторы — народные артисты РСФСР А. Шелест и Б. Брегвадзе; балетмейстеры — народные артисты РСФСР И. Вельский и Ю. Григорович и ряд молодых талантливых хореографов.
Интересны творческие замыслы и наших эстрадных певцов. Юбилейную программу готовит вокальный ансамбль «Дружба». В нее войдут крылатые песни пятилеток и военных лет. Создание жизнеутверждающих вокальных образов своих современников — молодых рабочих, строителей, студентов продолжает Эдуард Хиль. Он пополняет репертуар новыми песнями советских композиторов и прежде всего Андрея Петрова. Неутомимый пропагандист советской песни Леонид Кострица работает над большой программой «Песня сквозь годы», объединяющей наиболее близкие его исполнительской манере песни от первых лет Советской власти до наших дней.
Молодой певец Жан Татлян уверенно идет по пути шансонье-композитора. В его новую программу (он готовит ее совместно с вокально-инструментальным ансамблем «Эхо») войдут и его произведения. На слова С. Льясова Жан Татлян написал лирико-патриотические песни «Ласточка», «Самая красивая», «Воздушные замки», «Осенний свет», «Свет маяка».
Сольный концерт Анатолия Александровича «Песни моей Родины» составлен из самых популярных произведений песенного жанра, созданных в нашей стране за полвека. Новый венок из русских народных песен украсит репертуар вокального квинтета сестер Федоровых. .Мастера художественного слова порадуют слушателей серией литературных концертов. Лауреат Всесоюзного и Всероссийского конкурсов артистов эстрады Михаил Павлов работает над программой из произведений Маяковского, Блока, Уткина, Евтушенко, Вознесенского, Рождественского.
Революционные стихи и песни разных времен — от Парижской коммуны до Октября — содержание программы, которую готовит Александр Михайлов. Дипломант Всесоюзного конкурса чтецов Александр Перельман тонко доносит до аудитории колорит национальной поэзии — аварской, абхазской, грузинской. Для предстоящего концерта артист обратился к повести лауреата Ленинской премии Михаила Стельмаха «Гуси-лебеди». Коллектив артистов разговорного жанра под руководством ветерана нашей эстрады Петра Лукича Муравского работает над программой «Ленинградский альбом». В ней затрагиваются острые проблемы морали и быта.
Наша эстрада всегда на службе у народа — это основная мысль театрализованного представления, которое пишет драматург М. Жванецкий для коллектива под руководством Павла Рудакова. Текст новой программы Германа Орлова и Вениамина Нечаева пишут их постоянные авторы Б. Рацер и В. Константинов в содружестве с поэтом Вс. Азаровым. «Сказка стала былью» — обозрение, в котором старые сказки рассказываются на новый лад, в них романтика и героика сочетаются с сатирой. Над постановкой обозрения работает Русский эстрадный ансамбль.
— Конечно, все это лишь часть творческих планов ленинградских артистов эстрады, — говорит Дмитрий Иванович в заключение. — Мне хочется упомянуть еще о массовых праздниках, которые проходят у нас в здании Зимнего стадиона. В них принимают участие лучшие коллективы и солисты советской и зарубежной эстрады. Сейчас готовится третий по счету праздник «Весна 67». Подготовка к великому празднику ширится с каждым днем.
Квинтет сестер ФЕДОРОВЫХ. Баянист И. ТИХОНОВ

Ансамбль «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ»

На страницах обложки
Солистка ансамбля «Бахор», заслуженная артистка Узбекской ССР РАНО НИЗАМОВА.
На цирковом манеже в День 8 марта
Наталья Голубцова в программе Московского цирка "Романтики"
Журнал Советский цирк. Март 1967 г.
оставить комментарий