В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Эстрада и телевидение

Когда телезрители находят в программе объявление об эстрадном концерте, места в часы передачи перед го­лубым экраном никогда не пустуют. И это, естественно, налагает на арти­стов особую ответственность.

В первую очередь мне хочется ска­зать о так называемых «живых» пере­дачах, потому что большинство теле­зрителей научились легко отличать их от «киномузыкальных консервов». (Я не против эстрадных программ, со­ставленных из отснятых на киноплен­ку различных концертных номеров, которые доставляют удовольствие зрителям, в первую очередь живу­щим далеко от Москвы.)

В чем прелесть и привлекатель­ность живых передач? В том, что зри­тель присутствует сейчас, «сию мину­ту», на концерте и видит живое твор­чество эстрадного артиста. А ведь в этом, пожалуй, самое главное отли­чие «голубого экрана» от кинемато­графического. Эмоциональное, эсте­тическое влияние на зрителя в этом случае, конечно, выше, а следова­тельно, и «коэффициент полезного воздействия» больше. А для эстрадного артиста — певца, юмориста-сатирика, музыканта, пропагандирую­щего свежий творческий материал, — это высшая награда за его артистиче­ский труд! Увлекательнее выглядят в таком «живом» концерте и чисто «зрительные» номера — танец, акро­батика и фокусы (при условии, конеч­но, их грамотного показа телевизион­ным режиссером). Пусть артист даже где-то ошибется, чего-то не доделает. Это закономерно и почти неизбежно в ответственнейшем телевизионном концерте. Но зато будут сохранены настроение, ритм, темперамент арти­ста, и миллионы зрителей увидят живое творчество, совершающееся на их глазах. Жаль только, такие концерты ред­ки! Как бы хорошо ни артикулировал артист, дублирующий фонограмму, как бы хорошо ни монтировали ре­жиссеры кинопленку с записями, «живому» исполнителю я всегда от­даю предпочтение!

Кинематографический экран имеет еще одно важное отличие от телеви­зионного. Если на первом зритель все видит в увеличенном масштабе, то на втором изображение резко уменьша­ется. Поэтому телевизионный показ, принципиально подчиненный законам кино, имеет свои особенности. Для того чтобы зритель понимал певца, чтеца, музыканта, он должен видеть его глаза, «зеркало души». Как это ни парадоксально на первый взгляд (проверьте это на себе!), слушая пев­ца, мы смотрим ему в глаза (а не в рот!). И если «глаза поют», если они живут в образе, мы понимаем арти­ста, если они мертвы, если они все «в вокале», становится очень и очень скучно, как бы хорошо ни вокализи­ровал певец. Поэтому-то телевизион­ный эстрадный концерт, особенно когда показывают певца, и нуждает­ся в крупном плане. Их не боятся и смело дают лучшие телевизионные режиссеры.

В равной мере это относится ко всем тем видам эстрадных выступле­ний, где главное адресуется слуху, а зрение усиливает смысловую сторо­ну. Вот почему для певца (и для драматического артиста, конечно) умение все выразить голосом — сюжет и об­раз произведения — становится од­ной  из самых   трудных   задач.   В последнее время на страницах газеты «Советская культура» (статьи Д. Вла­димировой, Т. Хренникова и других) много упреков было брошено в ад­рес некоторых эстрадных певцов. В их защиту выступил в газете «Из­вестия» писатель Б. Полевой. По-моему, здесь должна восторже­ствовать «золотая середина»: в телевизионном эстрадном концерте петь должен вокалист, вооруженный умением сочетать пение с деклама­цией— «петь, как разговариваешь, а разговаривать, как поешь»... Ведь именно в этом секрет грандиозного успеха Г. Отса в эстрадном репер­туаре. Напомню, что раньше наличие голоса и умение петь не «по скла­дам» было обязательно и для эстрад­ного певца (вспомните Г. Виноградо­ва как солиста государственного джаз-оркестра!).

Успех Л. Зыкиной у телезрителей, нашедшей свой стиль исполнения со­ветской русской песни, достаточно убедительно говорит за себя. У мно­гих же других певцов, выступающих в телевизионных и эстрадных радио­концертах, отсутствие нужного для той или иной песни темперамента, «нерва» исполнения объясняется тем, что они вместо пения лавируют зву­ком, чтобы скрыть отсутствие какого-либо голоса вообще. Поэтому у теле­визоров (и радиоприемников) люди иногда опушают этакое «домашнее, застольное» пение, которым они са­ми владеют не хуже профессиональ­ных артистов. Отсюда унылое, интим­ное напевание, делающее похожими всех левиц на самых модных, а мод­ных на самых плохих. И показывая таких исполнителей крупным планом в эстрадном концерте, мы как бы обнажаем всю неинтересную кухню их ремесла. Итак, я за певцов-акте­ров на экране, а не за дилетантов, пытающихся петь (оговариваюсь, что такие актеры, как О. Анофриев, В.Трошин, делают свое дело профес­сионально и музыкально — я за них!).

А как быть со «зрительными» но­мерами эстрадного концерта по теле­видению? Здесь все зависит от ре­жиссера — отбор средств показа вы­ступления, «врезки» в общие планы, которыми в основном пользуются при показе балета, акробатических номеров, оригинальных выступлений... Рецептов я не знаю. Ясно одно — мелких деталей на маленьком экра­не не увидишь. Значит, надо донести до зрителей общий рисунок номера. Очень хотелось бы, чтобы конфе­рансы в телевизионных эстрадных концертах были бы всегда написаны специально. А что греха таить: иног­да весьма маститые эстрадные арти­сты на телевидении пользуются амор­тизированным в обычных эстрадных концертах  репертуаром!

Мне кажется, что если эти аксио­мы, о которых я написал, если эти «давно открытые Америки» (а о них можно написать еще несколько стра­ниц) всегда претворялись бы в жизнь, эстрадные артисты, выступая на го­лубом экране, доставляли бы теле­зрителям еще больше радости, укра­шая их досуг и прививая хороший вкус к оптимистичной советской пес­не, заставляя смеяться над новой веселой шуткой и злободневной сати­рой, знакомя их с новой эстрадной музыкой в лучшем исполнении, де­монстрируя лучшие балетные, цир­ковые и иллюзионные номера, до­ступные показу на студии. Так, мне кажется, должен в общих чертах вы­глядеть каждый эстрадный концерт на голубом экране.
 

Ник.  РУБАН, заслуженный артист РСФСР и КАССР,  лауреат Государственной премии

Журнал Советский цирк. Октябрь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100