Эстрадно-цирковые учебные заведения - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Эстрадно-цирковые учебные заведения

ИДУТ РЕПЕТИЦИИ. В Киевской студии эстрадно-циркового искусства. Фото Б.МинделяПодготовка молодых актеров и режиссеров эстрады — одна из на­сущных сейчас проблем нашего искусства. Этот вопрос волнует не толь­ко саму молодежь, деятелей эстрады — проблема встает шире.

Ей было посвящено одно из последних заседаний Художественного совета по вопросам эстрадного искусства при Министерстве культуры СССР. Мы начинаем этот большой разговор со статьи художественного руководи­теля и директора Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства  Л.   Маслюкова. Мне хотелось   бы   начать   раз­говор   о   самом   наболевшем для   меня   да   и для   многих деятелей  эстрады — о воспи­тании молодых актеров и режиссеров эстрады — с голых цифр. Статистика иногда действует сильнее всяких эмо­ций. Музыкантов в нашей стране гото­вят 145 музыкальных училищ и 22 консерватории, и, кроме того, су­ществует огромная сеть музыкаль­ных школ-семилеток, дающих на­чальное музыкальное образование. Артистов драматических и музы­кальных театров готовят 9 театраль­ных вузов, 3 театрально-художест­венных вуза и 5 театральных отде­лений при консерваториях. Кадры живописцев и скульпторов наша страна готовит в 41 художественном училище и в 30 высших учебных за­ведениях.

ИДУТ РЕПЕТИЦИИ. В Киевской студии эстрадно-циркового искусства. Фото Б.Минделя

Как видно из этой цифровой свод­ки, успешно идет подготовка моло­дых кадров во всех видах искусст­ва. И только эстрада лишена воз­можности развиваться на равных условиях с другими видами искусст­ва. Артистов и режиссеров эстрады до последнего времени, по существу, не готовил никто. Простая истина, что эстрадное ис­кусство, как и любое дело вообще, не может развиваться нормально без пополнения молодыми кадрами, про­шедшими необходимую профессио­нальную подготовку, — стала камнем преткновения. Эстраде нужны моло­дые, талантливые актеры и режиссе­ры, вступавшие бы в единоборство со скукой, серостью и пошлостью, за­частую еще сопровождающими мно­гие эстрадные спектакли и концерты, но задачи обучения молодых эст­радных актеров и режиссеров еще практически не решены. «Профессио­нальное образование — молодым кад­рам эстрадного искусства» — вот ло­зунг, с которого необходимо начи­нать все разговоры о будущем советской эстрады.

Каково же положение дел в стра­не с учебными заведениями по эст­раде?

Более 35 лет существует Государ­ственное училище циркового искусст­ва. Многочисленные питомцы ГУЦИ обеспечивают    сегодня   Союзгосцирк   высококвалифицированными  кадрами артистов      цирка      всех     жанров. С 1961 года Училище циркового искусства постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР пе­реименовано в Государственное учи­лище циркового и эстрадного искусства. Это решение очень вер­ное. Коллективу ГУЦЭИ можно вполне доверить судьбу подготовки артистов эстрады. Но это не значит, что все наши нужды в подготовке молодежи для эстрады надо возло­жить только на ГУЦЭИ, тем более что первый выпуск молодых эстрадных артистов Училище может подго­товить не раньше, чем через три го­да—то есть в 1966 году. Да и процент подготовки актеров специ­ально для эстрады пока еще в этом училище не очень велик. Там еще не найдены формы преподавания, исхо­дящие из специфических особенно­стей эстрады (а, естественно, специ­фика цирка и специфика эстрады — это разные вещи).

 

 

Во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. Рисунки студийца И. БочароваКроме ГУЦЭИ подготовкой эст­радных кадров занимается созданная в 1961 году Киевская студия эстрад­ного искусства, первый выпуск кото­рой был летом 1963 года. Но подго­товка молодых специалистов эстрады ведется в этих учебных заведениях еще недостаточно продуманно и в формах, которые требуют значитель­ных усовершенствований. Основным недостатком в их рабо­те является острая нехватка квалифицированных режиссеров-педагогов, преподавателей и тренеров с эстрад­ной специализацией. Если говорить об этой большой, насущной проблеме конкретнее, мож­но взглянуть на опыт работы нашей мастерской. Всероссийская творче­ская мастерская эстрадного искус­ства еще очень молодая организация. Существует она всего два года. За­думана она была как организация, помогающая артистам эстрады в до­вольно короткий срок — 9 месяцев — подготовить свой номер или реперту­ар. Для этого были привлечены такие опытные режиссеры, как М. М. Хрусталев, А. А. Редель, А. Г. Алексеев, И. П. Яунзем, Т. А. Птицына, Д. В. Ашкенази, Р. Е. Славский, 3. В. Рикоми, В. В. Познанский, Д. И. Мечик, и другие.

Во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. Рисунки студийца И. Бочарова

Дирекция ВТМЭИ обрати­лась ко всем филармониям автоном­ных республик, краев, областей Рос­сийской Федерации с просьбой при­сылать молодых актеров для повы­шения их квалификации под руковод­ством   ведущих   мастеров советской эстрады. В плане нашей работы на­мечалось вести подготовку номеров 40 профессиональным артистам. Но наши призывы оказались тщетными. Кроме Тамбовской филармонии, при­славшей нам одного актера, ни одна филармония не откликнулась на наш призыв. Тогда Министерство культу­ры РСФСР объявило открытый кон­курс на поступление к нам в мастер­скую. Свыше полутора тысяч чело­век — молодых артистов, учащихся различных учебных заведений, уча­стников художественной самодея­тельности — приняло участие в этом конкурсе. Из них 47 талантливых юношей и девушек были приняты во ВТМЭИ и составили первый наш вы­пуск артистов эстрады. Выпускной программой был спектакль «В жизни раз бывает 18 лет», получивший по­ложительную оценку со стороны об­щественности и печати.

Так жизнь внесла свои коррективы в первоначальный замысел назначе­ния мастерской. Потребность учить­ся у молодежи огромна. Но мы ско­ваны теперь и нехваткой педагогов и слишком коротким сроком обучения молодых специалистов, не дающим возможностей для приобретения необходимых всесторонних знаний будущим артистам эстрады. Планы у нас самые обширные. Нам хотелось бы, а для этого есть все возможности, чтобы при ВТМЭИ бы­ла организована экспериментальная лаборатория по сценическому трюку и реквизиту на основе современных достижений науки и техники. Эстрада настоятельно требует нового, оригинального, свежего. И мы должны по­мочь молодежи искать это новое. Сейчас при ВТМЭИ организована компактная киностудия, и уже в этом году начинается работа по созданию фильмотеки артистов эстрады всех союзных республик и отдельных ори­гинальных номеров. Демонстрация кинофильмов поможет молодым ар­тистам эстрады совершенствовать свое мастерство.

Во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства.На фото. Во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства.

В перспективе работы киностудии — создание киноэстрадных номеров для телевидения. Здесь возможны и эст­радные обозрения, очерки об эстрад­ном искусстве, эстрадные портреты, съемки технологии построения эст­радных номеров, концертов и эстрад­ных программ. Планы самые обширные, жажда к учебе у молодежи есть, эстрада ждет обновления. Дело теперь за ре­шением вопроса о воспитании новых кадров эстрадных актеров на более высоком уровне. Эстраде нужны учебные заведения. В решении Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года прямо записано: «Выпу­скать ежегодно специалистов эстрады: режиссеров и артистов в количестве 75 человек».

Пора подумать о том, кто этим бу­дет заниматься.


Л. МАСЛЮКОВ, заслуженный артист РСФСР

Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования