Эстрадные раздумья Владимира Хенкина
Много лет назад, конферируя в эстрадном концерте, спросил В. Я. Хенкина: — Как вас объявлять, Владимир Яковлевич. Он ответил: — Скажите: Владимир Хенкин.
Другая участница этого концерта задолго до своего выхода настойчиво допрашивала меня, не забыл ли я ее имени и отчества, не пропущу ли чего-нибудь, объясняя зрителям особенности ее жанра, и т. д. Хенкин после краткого «Владимир Хенкин» имел огромный успех, а беспокойная артистка, несмотря на все мои старания «подать» ее публике, ушла со сцены, провожаемая двумя-тремя вежливыми хлопками. Мастер эстрадной режиссуры Н. Форрегер, в середине тридцатых годов осуществлявший художественное руководство киевской эстрадой, ориентировал конферансье выходить на сцену после того, как смолкнут последние аплодисменты в адрес артиста. Если номер зрителям понравится, они не поскупятся на самые горячие аплодисменты без усилий со стороны конферансье, если же номер плохой — назойливые попытки ведущего вытащить артиста лишний раз на поклон произведут на публику неприятное впечатление. В этом требовании режиссера чувствовалось и большое уважение к зрителю, и принципиальное отрицание пресловутого дедовского понятия «публика дура», и стремление придать эстрадному концерту даже в мелочах качества новой, социалистической культуры.
Помню, интересный ленинградский конферансье К. Э. Гибшман выступал в образе туповатого обывателя, который от растерянности и застенчивости произносил явные нелепости, сердился на публику за хохот, свирепел, собирался в запальчивости сказать что-то уничтожающее, но, не найдя слов, с открытым ртом удалялся со сцены. Очень смешные интермедии Гибшмана не первый взгляд не только не помогали артисту, а, наоборот, ставили последнего в неудобное, казалось бы, положение. Однако каждое эстрадное представление с конферансом Гибшмана красноречиво подтверждало, что публика отлично разбирается, что к чему. Его интермедии при правильном сценическом поведении артистов, показывающих зрителям, что они так же чувствуют гибшмановский юмор, как и публика, делали концерт необычным, свежим, интересным. Кстати, несмотря на отсутствие в конферансе Гибшмана конкретных сатирических текстов, мне кажется, реалистический характер, созданный им, куда глубже разоблачал глупость, головотяпство, обывательскую косность, чем плакатные «головотяпы», часто изображаемые тогда в эстрадных фельетонах и скетчах. Конечно, образ или маска дают неизмеримо большие творческие возможности, чем «безликое конферирование молодого человека в модном костюме й с хорошей дикцией». И мне кажется, что все артисты во главе с Тимошенко и Березиным. Мировым и Новицким, конферирующие в «образе», иногда сводят функции «подачи» артиста до минимума не потому, что им безразлична судьба всего концерта и важен только собственный успех, а потому, что они верят в культуру зрителя, знают его запросы и стремятся не отойти от веселой природы эстрадного представления.
Иначе дело обстоит со смешанными эстрадно-филармоническими концертами, которые наряду с развлекательными «легкими» номерами знакомят зрителей и с оперной арией, и с серьезной инструментальной музыкой, и с классическим танцем. В таком концерте конферанс, очевидно, должен быть строже и вместе с тем пространней. Здесь вполне уместно перед номером познакомить публику и с историей жанра и с творческими особенностями исполнителя. Чем больше у нас будет концертов «хороших и разных», тем разнообразнее должны быть задачи артистов-конферансье. Поэтому, нам кажется, право конферировать нужно сохранить и за «безликим молодым человеком», при условии, если он помимо модного костюма и хорошей дикции обладает чувством юмора, общей культурой и владеет «секретом» общения с публикой. Даже если такой конферансье не может быть назван «подлинным актером-художником», он вполне может быть интересным конферансье. Мне приходилось встречаться со многими конферансье, у которых недостаток актерского мастерстве компенсировался качествами остроумного и находчивого собеседника. До войны, в Харькове, я работал в одной программе с ленинградцем А. И. Уманом, который, обладая довольно скромным сценическим дарованием, добивался у взыскательной харьковской публики большого успеха за счет огромного чувства юмора и умения быстро откликнуться на злободневную бытовую или политическую тему. Пожалуй, и в наше время сочетание качеств природного юмориста и оперативного, находчивого газетчика может принести искусству конферанса не меньшую, а при некоторых обстоятельствах и большую пользу, чем актерское мастерство.
Конечно, надо нашей режиссуре добиваться, чтобы конферансье-публицист овладевал актерским мастерством, а конферансье-актер, умеющий создать интересный образ, воспитывал в себе наблюдательность и находчивость публициста и умение работать с автором. Проблема репертуара на сегодняшней эстраде не меньше, если не больше, важна, чем проблема актерского мастерства. В последнее время и на своем опыте и на опыте других украинских эстрадников я неоднократно имел возможность убедиться, что простая ло форме острозлободневная частушка или реприза оказываются в концерте гораздо нужнее, чем самый эффектный режиссерский трюк или оригинальная театрализация. Необходимы повседневные творческие поиски новых интересных форм эстрадного представления, но формы эти прежде всего должны определяться добротным, общественно значимым литературным материалом. Тогда мы избежим тех досадных, дорого обходящихся государству ошибок, которые иногда случаются с самыми опытными артистами и режиссерами и у нас в Укрконцерте и в других концертных организациях.
Н. СИНЕВ, артист Украинского гастрольно-концертного объединения
Журнал Советский цирк. Апрель 1964 г.
оставить комментарий