Эвальд Александрович Мюльберг
Эвальд Александрович Мюльберг, один из ветеранов советского цирка, участник многих творческих начинаний первого поколения советских артистов.
Жил в Одессе. Мюльберг пришел в цирк еще до революции. В каких только амплуа не приходилось ему выступать: крафт-акробат, эквилибрист с першами, турнист, гимнаст на трапеции и кольцах. И, наконец, уже перед самой революцией он выступал ловитором под псевдонимом Эльворти в знаменитом тогда воздушном полете, который назывался сенсационно — «Четыре черта». Мюльберг выходил на манеж в красном трико, с нашитым на груди изображением головы Мефистофеля, в длинном, до самого пола, плаще...
В советском цирке имя Эвальдо стало популярным после появления номера «Полет с батутом». Руководил им Эвальд Александрович. Батут в те годы был еще новинкой, особенно необычным казалось соединение его в одном номере с полетом.
В старом цирке в начале 900-х годов сетка с амортизаторами использовалась, но только в качестве трамплина труппой Дельвари. На небольшой стол вместо крышки натягивалась небольшая сетка. Номер этот назывался «Люди-мячики». Приезжали прыгуны на батуте и из-за границы. В отличие от предыдущих аппаратов Мюльберг сконструировал совершенно новый, в котором использовал большую, на весь манеж, сетку и гимнастические снаряды воздушного полета: трапецию, мостик и ловиторку.
Зрители впервые увидели, какие огромные возможности таит в себе большая сетка. Она подкидывала прыгунов с такой силой, что их прыжки превращались в красивые полеты в воздухе. Совершив прыжок к ловитору, артист летел на сетку батута, а с нее возвращался в руки ловитора или на трапецию, в финале — опять на мостик. Это было очень эффектное зрелище.
Эвальд Александрович проработал в советском цирке до 1967 года — ровно полстолетия. Он создавал номера, в которых участвовал сам, был постановщиком, готовил молодые кадры. Учил он великолепно. И его ученики сами становились замечательными мастерами цирка. «Школа Эвальдо» пользовалась среди молодежи уважением и популярностью. Попасть в его труппу стремились многие. Учениками Мюльберга были известный гимнаст-полетчик М. Подчерников-Эльворти, А. Вязов, придумавший затем новый принцип воздушного полета на амортизаторах; Д. Рубцов, бывший много лет неоспоримым премьером и рекордсменом прыжков на батуте.
Эвальд Александрович помогал многим молодым артистам просто так, по доброте души своей, не считая себя официальным постановщиком или режиссером. Я сам узнал от него очень многое, когда работал с ним в одной программе. И в жизни он удивительно хороший человек, потому у него так много друзей. Партнеры работали с ним годами, а уж если расставались, то непременно по-дружески. Мюльберг видел, что они достигли того уровня, когда сами способны создавать номера, и стремился помочь им в этом. Может быть, поэтому, уйдя на отдых, артист стал руководителем детской цирковой студии в Одессе. Любовь к молодежи помогла ему стать отличным педагогом. В 1975 году ему исполнилось девяносто лет.
А. ШИРАЙ
оставить комментарий