В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 20:53 | 13.08.2015

Евгений Кузнецов - писатель, режиссер, теоретик

Евгений Кузнецов - писатель, режиссер, теоретикЕвгений Михайлович Кузнецов так много сделав для советского театра, цирка и эстрады, литературное наследие его столь весомо, что память о нем останется навсегда.

Евгений Михайлович Кузнецов пришел в цирк в годы  становления Советской власти  и остался   верен манежу до конца своих дней.

Родился Е. М. Кузнецов в 1900 году в Варшаве в семье профессора хирургии Варшавского университета. В 1918 году он окончил Царскосельский лицей. Еще будучи учеником выпускного класса, он увлекся журналистикой и начал сотрудничать в «Красной газете». Большое влияние на формирование мировоззрения начинающего журналиста оказала друг М. Горького, выдающаяся русская актриса, член КПСС с 1904 года, М. Ф. Андреева, с которой Кузнецов познакомился в бытность ее комиссаром петроградских театров. По настоянию Андреевой он становится сначала членом редколлегии журнала «Жизнь искусства».

С 1921 года его утверждают заведующим отделом искусства «Красной газеты». С этого времени систематически появляются статьи Кузнецова, посвященные различным вопросам искусства, в том числе цирку и эстраде. Интерес к цирку у молодого журналиста оказался настолько глубоким, что в 1928 году Кузнецов становится одним из организаторов и руководителей музея циркового и эстрадного искусства. Здесь за один год при его непосредственном участии организуются выставки: «Хищники в цирке», «Дрессировка животных», «Искусство жонглера», «Конный цирк», «Клоунада», «Истоки эстрады».

Каждая выставка сопровождалась изданием специальных аннотированных каталогов, многие из которых (как, например, «Конный цирк») и сегодня не потеряли своего значения. Не удивительно, что для исследователя, изучающего вопросы циркового искусства, материалы, собранные в музее, представляют значительный интерес.

Еще в период работы в газете Е. М. Кузнецов неоднократно подчеркивал значение режиссуры в цирковом искусстве. В начале 1930 года он возглавил Ленинградскую мастерскую по подготовке и переподготовке цирковых и эстрадных номеров. Создание такой мастерской, в которую Евгений Михайлович привлек молодых талантливых режиссеров, художников и известных мастеров манежа, должно было обеспечить перестройку большинства русских цирковых номеров в духе тех эстетических требований, которые выдвигала   новая действительность.

Сегодня нам ясно, что не вся работа мастерской может быть занесена в творческий актив, но самый путь соединения усилий опытных мастеров цирка с молодыми ищущими театральными режисерами был абсолютно правильным. Вместе с молодой режиссурой Кузнецов, настойчиво искал новые формы циркового представления, уделяя главное внимание интерпретации циркового образа. Ведь именно через образ зритель постигает идеологическую концепцию режиссера, которая в конечном счете и определяет стилевое решение номера.

В 1931 году Кузнецов издает книгу «Цирк» (происхождение, развитие, перспективы), где впервые раскрывает на исторической основе природу цирка, его специальную направленность. И если ряд теоретических положений замечательной книги сейчас, по прошествии сорока лет, естественно можно оспорить, то фактический материал, собранный и обработанный в ней, будет служить еще многим поколениям деятелей цирка.

Не ограничиваясь теоретическими исследованиями, Кузнецов создает в руководимой им мастерской несколько номеров на принципиально новой основе. К числу наиболе удачных режиссерских работ этого периода следует отнести номер группы Д. Зементова: соединение турников с подкидной амортизационной сеткой (батудом). Жизнеутверждающее оптимистическое начало вывело номер в ряды лучших на арене советского цирка.

В целом же почти годовая деятельность мастерской позволила на практике выявить ряд режиссерских приемов и практически наметить правильные методологические пути развития молодой советской цирковой режиссуры.

Кузнецов явился продолжателем лучших традиций режиссуры советского цирка, в первую очередь традиций В. Труцци, с которым он много и плодотворно сотрудничал. Это особенно четко сказалось в работе Кузнецова над созданием высшей формы циркового спектакля — пантомимой.

В 1934 году Кузнецов перерабатывает сценарий «Черного пирата», премьера  которого состоялась в том же году в Ленинградском цирке и прошла с большим успехом. Спустя год Евгений Михайлович выступает как сценарист аттракциона «Люди морского дна»; в 1936 году он создает пантомиму «Шамиль», а еще через год — пантомиму «Тайга в огне».

Несмотря на то, что в основном он в этот период работал сценаристом, роль его как режиссера при постановке названных представлений нельзя преуменьшать. Как здесь не вспомнить Маяковского, который говорил: «Постановочный план цирковой пантомимы неотделим от сценария... В будущем цирке автор должен быть и режиссером».

Многогранная творческая деятельность Ё. М. Кузнецова связана также со становлением национальных цирковых коллективов. В 1936 году он выступил инициатором творческой экспедиций в Среднюю Азию. Автору этих строк довелось работать под непосредственным руководством Кузнецова над созданием первого украинского циркового коллектива. В этой работе Евгений Михайлович проявил глубокое знание циркового искусства и показал себя высококвалифицированным режиссером. Ряд интересных практических высказываний по постановке программ помогли мне, тогда совсем еще молодому режиссеру, продумать глубже свои ошибки, неизбежные в начальный период работы.

Исключительно творческий человек, Кузнецов явился автором многих новшеств. С его именем связано, в частности, возникновение смотров циркового искусства. Начало этих смотров относится к периоду Великой Отечественной войны. Они помогли и поныне помогают мобилизовать творческие силы нашего цирка на решение коренных идейно-художественных задач.

Отдельно следует остановиться на постановке Е. М. Кузнецовым парада при открытии Государственного ленинградского цирка в 1944 году, сразу же после снятия блокады. Для участия в этом параде он привлек выдающегося советского актера, народного артиста СССР Ю. М. Юрьева, чье выступление было ярким образцом высокого артистизма, мастерства владения словом.

Сразу же после войны Евгений Михайлович, являясь художественным руководителем Союзгосцирка, выпускает книги «Арена и люди советского цирка», «Русские народные гулянья» (обработка рассказов Алексеева-Яковлева). Несколько позднее (уже посмертно) вышло большое исследование «Из прошлого русской эстрады». Эти книги были и остаются серьезными научными трудами по истории и теории нашего циркового и эстрадного искусства.

И наконец, статью эту вы читаете в журнале, создателем и первым редактором которого был вплоть до своей смерти в марте 1958 года Евгений Михайлович.

Сегодняшнее поколение мастеров цирка с величайшим чувством благодарности хранит память о выдающемся деятеле отечественного манежа Евгении Михайловиче Кузнецове.


Е. ЗИСКИНД

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100